Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 декабря 2016 г. N 3922/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.12.2016 N 385 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "РН-Карт" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская центральная районная больница", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области Бука О.В., заявителя - ООО "РН-Карт", рассмотрев материалы дела N 482-16-Т по жалобе ООО "РН-Карт" на положения документации об электронном аукционе: "Поставка автомобильного бензина и дизельного топлива на I полугодие 2017 года для заправки автомобильного транспорта, оборудованного средствами идентификации" (далее - Электронный аукцион) (закупка N 0126200000416004465), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "РН-Карт" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе содержит неправомерное условие о том, что отпуск бензина для заправки автомобильного транспорта заказчика, оборудованного средствами идентификации, осуществляется посредством использования системы, включающей считывающие устройства технологии бесконтактной идентификации транспортных средств, совместимых со средствами идентификации заказчика, через автозаправочные станции (АЗС) поставщика.
По мнению заявителя, включив в документацию об Электронном аукционе данное условие, заказчик тем самым установил следующие неправомерные требования в отношении участников закупки:
- о наличии на АЗС/АЗК участника закупки системы, включающей считывающие устройства технологии бесконтактной идентификации транспортных средств;
- о совместимости системы идентификации участника закупки со средствами идентификации заказчика, установленными на автотранспортных средствах заказчика.
При этом, в документации об Электронном аукционе отсутствует указание на средства идентификации транспортных средств, используемых заказчиком, что препятствует формированию участниками закупки своих предложений для участия в аукционе.
Заявитель утверждает, что вышеназванные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку в настоящее время технологически им отвечает единственный поставщик - АЗС группы компании ПАО "Газпром" "ТД "Альфа-Трейд" (ООО "Газэнергосеть розница").
Заявитель также утверждает, что спорные требования являются избыточными, поскольку упомянутая система идентификации не позволяет достичь целей контроля за расходованием бензина, наличие такой системы технически не препятствует заправке транспортных средств через АЗС, не оснащенных системой идентификации, и кроме того, такая система идентификации не является единственно возможным средством контроля отпуска топлива (например, возможен контроль с помощью топливных карт).
По мнению заявителя, вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований части 6 статьи 31, частей 1, 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также требований части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении Электронного аукциона.
Заказчик и уполномоченный орган не согласны с позицией заявителя, считают положения документации об Электронном аукционе соответствующими требованиям Закона о контрактной системе. Представили возражения на жалобу ООО "РН-Карт", из которых следует, что спорное положение документации об Электронном аукционе не устанавливает требований к участникам закупки, как утверждает заявитель, а определяет условия поставки топлива с целью контроля за получением и использованием топлива транспортными средствами заказчика, оборудованными устройствами идентификации, и сокращением затрат на него. Указанное условие поставки не влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку требуемой системой со считывающими устройствами технологии бесконтактной идентификации транспортных средств может быть оснащена любая АЗС. Из возражений также следует, что утверждение заявителя об отсутствии в документации об Электронном аукционе сведений о средствах идентификации транспортных средств заказчика не соответствует действительности. Такие сведения изложены в проекте контракта документации об Электронном аукционе и позволяют участникам закупки сформировать предложение для участия в аукционе.
На заседании Комиссии представитель ООО "РН-Карт" поддержал позицию, изложенную в жалобе общества. Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ООО "РН-Карт" не согласились по основаниям, изложенным в представленных возражениях на указанную жалобу. Представили контракт на поставку устройств идентификации транспортных средств, принадлежащих заказчику.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "РН-Карт", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.11.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка автомобильного и дизельного топлива на I полугодие для заправки автомобильного транспорта, оборудованного средствами идентификации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7071353,20 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки среди прочего должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Следовательно, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом отразить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить необоснованно количество участников закупки.
Объектом закупки при проведении Электронного аукциона является поставка ГСМ.
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта документации об Электронном аукционе поставка ГСМ осуществляется с использованием метода автоматической идентификации транспортных средств Заказчика, оборудованных устройствами идентификации FueIOPass (ID CHIP+COIL) (далее RFID -метка), с применением системы FUELOMAT (далее - Система), круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.
Порядок поставки требуемых ГСМ с использованием Системы идентификации транспортных средств установлен пунктом 4.3 вышеназванного проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
При указанных обстоятельствах документация об Электронном аукционе содержит сведения о системе идентификации транспортных средств, подлежащей применению, в том числе содержит указание на средства идентификации транспортных средств, эксплуатируемых заказчиком, и порядок использования системы.
В доказательство наличия на транспортных средствах заказчика устройств идентификации транспортных средств FueIOPass (ID CHIP+COIL) на заседании Комиссии
заказчиком представлена копия заключенного на основании Федерального закона от 18.07.2022 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" контракта по приобретению и установке данных устройств. Из пояснений заказчика следует, что применение устройств FueIOPass (ID CHIP+COIL) возможно только с использованием системы ФЬЮЭ-ЛОМАТ (FUELOMAT) в силу их конструктивного единства. Данное обстоятельство подтверждается сертификатом соответствия N ТС RU С-IL.ГБ05.В.00602 на данную систему (копия имеется в материалах дела).
При рассмотрении дела представители заказчика и уполномоченного органа также пояснили, что установление спорных требований к условиям поставки обусловлено необходимостью осуществления контроля за получением и использованием топлива, которым заправляются принадлежащие заказчику транспортные средства, с целью эффективного расходования бюджетных средств.
В частности, применение системы идентификации транспортных средств предотвращает несанкционированную заправку транспортных средств, а также несанкционированный слив топлива из бака автомобиля, что не позволяет осуществить система заправки топлива при помощи топливных карт. Кроме того, система идентификации транспортных средств делает возможным наблюдение и управление процессом заправки в режиме "онлайн", в том числе, добавление или уменьшение лимитов по литрам каждому транспортному средству, установление запрета заправки на определенных АЗС, внесение сведений о расходах в разрезе транспортных средств в бухгалтерскую отчетность вместо внесения данных по расходу бензина вручную и т.п.
Доказательств, опровергающих утверждение заказчика, уполномоченного органа о том, что иные системы заправки топлива, в том числе при помощи топливных карт, не позволяет предотвратить несанкционированную заправку, а также несанкционированный расход топлива, представителями заявителя не представлено.
Анализ положений пунктов 4.1 и 4.3 проекта контракта документации об Электронном аукционе, определяющих способ отпуска бензина, показал, что указанные положения не содержат требований к участникам закупки либо требований к наличию у них ресурсов, а определяют условия контракта, которые направлены на осуществление заказчиком контроля за получением и расходом топлива, а также допускают возможность привлечения поставщиком иных лиц для их исполнения.
При таких обстоятельствах, участником закупки при проведении Электронного аукциона может быть любое лицо, готовое поставить требуемый товар на условиях документации об Электронном аукционе.
Доказательств невозможности исполнить требования заказчика по способу заправки с применением системы идентификации транспортных средств ООО "РН-Карт" не представлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия не находит оснований для вывода о нарушении требований Закона о контрактной системе по указанным заявителем доводам.
Жалоба ООО "РН-Карт" в части нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не может быть рассмотрена в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе и подлежит передаче для рассмотрения в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РН-Карт" необоснованной.
2. Передать материалы жалобы ООО "РН-Карт" для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствующее структурное подразделение Белгородского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 декабря 2016 г. N 3922/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016