Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 16 декабря 2016 г. N 218
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 16 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
в присутствии представителей: от уполномоченного органа - Министерство финансов РИ Отдел государственных закупок Республики Ингушетия - (далее - Уполномоченный орган); заявителя жалобы - ООО "Каскад Строй" (далее - Заявитель) - .); заказчика - Министерства образования и науки РИ (далее - Заказчик) -
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Уполномоченного органа и заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114200000116001508 (далее - ЭАN0114200000116001508) выразившиеся в нарушении статей 66, 67 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения порядка отбора участников закупки, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ООС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0114200000116001508.
Согласно жалобе, Уполномоченным органом нарушен порядок отбора участников закупки. В частности, неправомерно отклонена заявка Заявителя на стадии рассмотрения первых частей заявок (указанная в заявке характеристика товара соответствует требованиям документации) и неправомерно допущены заявки (заявки 5, 6, 9 - не правильно указана страна происхождения товара, не указана часть товара). Кроме того, установлены незаконные требований к участникам закупки (требование о наличии опыта работ).
Представителя Уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что заявка Заявителя отклонена на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, так в позиции 9 "Лист гипсокартонный повышенной прочности GEK13" указана недостоверная характеристика в части указания массы листа гипсокартонного (указана масса квадратного метра в качестве массы листа). Порядок отбора участников закупки также не нарушен. Дополнительные требования установлены в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99).
Исследовав материалы дела и выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок ЭАN0114200000116001508 заявка Заявителя отклонена на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе ввиду указания в позиции 9 недостоверной характеристики в части указания массы листа гипсокартонного (указана масса квадратного метра в качестве массы листа). В частности, в позиции 9 "Лист гипсокартонный повышенной прочности GEK13" Заявителем указана масса листа 11,5 кг, что в свою очередь является предоставлением недостоверных сведений, т.к. согласно технического паспорта масса листа у листа гипсокартонного повышенной прочности GEK13 составляет 43,5 кг, а указанная Заявителем масса является массой на 1 квадратный метр.
В качестве подтверждения правомерности отклонения заявки представителями Уполномоченного органа и Заказчика представлен технический паспорт товара (Лист гипсокартонный повышенной прочности GEK13), согласно которого масса 11.7 кг (указанная в заявке заявителя в качестве массы листа), является массой одного квадратного метра гипсокартонного листа. Вместе с тем, заявителем не представлено никаких сведений, подтверждающих, что предлагаемый им к поставе товар (лист гипсокартонный повышенной прочности GEK13) имеет массу 11,7 кг.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об необоснованности первого довода жалобы и правомерности отклонения заявки заявителя жалобы.
Также комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности дополнительного довода жалобы о неправомерном допуске заявок с порядковыми номерами 5, 6 и 9. К такому выводу Комиссия управления приходит ввиду отсутствия указания в документации требования о необходимости указания страны происхождения товара в соответствии Общероссийским классификатором стран мира, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 14.02.2001 N 529-ст.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Исходя из принципа обеспечения конкуренции (статьи 6 и 8 Федерального закона о контрактной системе), Комиссия считает необходимым отметить, что указание участниками закупок общеупотребительных сокращений наименований стран (в том числе аббревиатуры), например, США позволяет комиссиям заказчиков, уполномоченных органов сделать вывод о том, что страной происхождения товара являются соответственно СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ или Соединенные Штаты Америки. При этом Комиссия считает, что также в силу обычая (практики делового оборота) эти обстоятельства очевидными и понятными.
По мнению Комиссии, формальный подход к выполнению требований Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе о необходимости указания страны происхождения товаров позволял аукционной комиссии заказчика принять решение об отказе в допуске к участию в аукционе, однако исходя из принципа обеспечения конкуренции (статьи 6 и 8 Федерального закона о контрактной системе), Комиссия считает, что указание Обществом в первой части заявки общеупотребительного сокращения - США, позволяло аукционной комиссии заказчика в полной мере сделать вывод о том, что страной происхождения товара является именно "Соединенные Штаты", "Соединенные Штаты Америки".
В заявках 5,6 и 9 также в соответствии с документацией указаны сведения касательно предлагаемых к поставке листов гипсокартонных повышенной прочности (указанные в пунктах 6, 23 и 42 локального сметного расчета листы гипсокартонные прописаны с указанием параметров эквивалентности в техническом задании).
Применительно отсутствия в заявке 9 сведений по товару, указанному в позиции 69 локального сметного расчета (профнастил оцинкованный С21-1000-0,4) комиссия приходит к выводу также о необоснованности данного довода, так как заявка 9 (также и заявка 6) отклонена на стадии рассмотрения вторых частей заявок ввиду отсутствия в составе заявке сведения, подтверждающих опыт выполнения работ по предмету закупки, установленного в соответствии с Постановлением Правительства N99.
2. В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о контрактной системе Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при проведении закупки на строительство с ценой контракта более десяти миллионов рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ.
В документации установлены соответствующие требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, так как предметом закупки является комплекс работ, направленных не только на поставку, монтаж, пуско-наладка учебно-методического оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и проведение мероприятий по созданию универсальной без барьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, в рамках программы "Доступная среда".
Согласно извещения о проведении обжалуемой закупки и технического задания (в том числе и локально сметного расчета, являющимся частью технического задания) прописаны работы, включенные в группу 41.20.40.000 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (например: установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в каменных стенах площадью проема до 3 квадратных метров и т.д.), оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и включенных в перечень, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Соответственно, в силу Постановления Правительства N99 при проведении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей необходимо установление дополнительных требований о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Каскад Строй" не обоснованной.
2. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 16 декабря 2016 г. N 218
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2016