Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Мэра г. Томска
от 28 февраля 2008 г. N 118
Положение
о городском звене территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
30 ноября 2011 г.
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Томска (ГЗ ТП РСЧС).
2. ГЗ ТП РСЧС объединяет органы управления, силы и средства администрации г. Томска и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. ГЗ ТП РСЧС действует на муниципальном и объектовом уровнях.
4. ГЗ ТП РСЧС создается в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках соответствующих функциональных подсистем РСЧС для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. ГЗ ТП РСЧС создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории г. Томска.
Организация, состав сил и средств ГЗ ТП РСЧС, а также порядок его деятельности определяется положением, утверждаемым в установленном порядке Мэром города Томска.
6. В ГЗ ТП РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, группировка сил и средств, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постановлением Администрации г. Томска от 30 ноября 2011 г. N 1323 пункт 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Координационными органами ГЗ ТП РСЧС являются: на муниципальном уровне, охватывающем территорию города - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Томск"; на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Постановлением Администрации г. Томска от 30 ноября 2011 г. N 1323 пункт 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8. Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и локальными нормативными актами организаций. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия ими решений определяются в положениях о них или в решениях об их создании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Томск" и организаций возглавляются председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, соответственно Мэром Города Томска или его заместителем и руководителем организации или его заместителем.
Постановлением Администрации г. Томска от 30 ноября 2011 г. N 1323 пункт 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
9. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Томск" являются:
1) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования "Город Томск";
2) координация деятельности органов управления и сил Томского ГЗ ТП РСЧС;
3) обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" с действиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Томской области, органов исполнительной власти Томской области и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Томск";
4) организация руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера с привлечением при необходимости сил и средств в установленном действующим законодательством порядке;
5) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны муниципального образования "Город Томск" к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом;
6) разработка и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий;
7) организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
8) обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств Томского ГЗ ТП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
9) организация разработки проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) организация мероприятий по созданию резервов материальных ресурсов в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания помощи пострадавшим;
11) организация эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в пункты временного размещения, а также возвращение эвакуированного населения в места постоянного проживания после ликвидации чрезвычайной ситуации;
12) организация мероприятий по своевременному информированию и оповещению населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
13) организация мероприятий по обучению населения муниципального образования "Город Томск" действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовке и повышению квалификации специалистов Томского ГЗ ТП РСЧС;
14) организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории города об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Иные задачи могут быть возложены на КЧС и ОПБ муниципальными правовыми актами администрации Города Томска в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск".
10. Постоянно действующими органами управления ГЗ ТП РСЧС являются:
на муниципальном уровне - Муниципальное учреждение "Оперативно-дежурная служба города Томска";
на объектовом уровне - структурные подразделения (сотрудники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления ГЗ ТП РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставными документами указанных органов управления.
Постановлением Администрации г. Томска от 30 ноября 2011 г. N 1323 пункт 11 настоящего приложения изложен в новой редакции
11. Органами повседневного управления ГЗ ТП РСЧС являются: "Единая дежурно-диспетчерская служба" муниципального образования "Город Томск" (отдел "Единая дежурно-диспетчерская служба" в составе Муниципального учреждения "Оперативно-дежурная служба города Томска"; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
12. Размещение органов управления ГЗ ТП РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных, загородных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
13. К силам и средствам ГЗ ТП РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства администрации г. Томска, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
14. В состав сил и средств ГЗ ТП РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют спасательные и аварийно-восстановительные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.
Перечень сил постоянной готовности ГЗ ТП РСЧС утверждается Мэром города Томска.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их администрация г. Томска, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации г. Томска от 30 ноября 2011 г. N 1323 пункт 15 настоящего приложения изложен в новой редакции
15. Организацию деятельности спасательных служб (служб гражданской обороны) и нештатных аварийно - спасательных формирований на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляет Муниципальное учреждение "Оперативно-дежурная служба города Томска".
16. Привлечение спасательных и аварийно-восстановительных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами ГО и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями территориях и объектах;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других территориях и объектах;
по решению территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Томской области, администрации г. Томска, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления ГЗ ТП РСЧС.
17. Силы и средства органов внутренних дел города Томска в установленном порядке привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определяемом планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера г. Томска и планом взаимодействия.
18. Подготовка работников организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления ГЗ ТП РСЧС, организуется в установленном порядке.
Организацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет МУ "ОДС города Томска".
19. Готовность спасательных и аварийно-восстановительных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МУ "ОДС города Томска", органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Томской области и организациями, создающими указанные службы и формирования.
Постановлением Администрации г. Томска от 30 ноября 2011 г. N 1323 пункт 20 настоящего приложения изложен в новой редакции
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов муниципального образования "Город Томск" и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами.
21. Управление ГЗ ТП РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ГЗ ТП РСЧС и населения.
Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации..
Постановлением Администрации г. Томска от 30 ноября 2011 г. N 1323 пункт 22 настоящего приложения изложен в новой редакции
22. Информационное обеспечение в ГЗ ТП РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами функционирует ГУ "ЦУКС МЧС России по Томской области".
23. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках ГЗ ТП РСЧС осуществляется на основе планов действий г. Томска и организаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках ГЗ ТП РСЧС осуществляет МУ "ОДС г. Томска".
24. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории г. Томска и организаций органы управления и силы ГЗ ТП РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Распоряжениями Мэра города Томска и руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил ГЗ ТП РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
25. Решениями Мэра города Томска и руководителей организаций о введении для соответствующих органов управления и сил ГЗ ТП РСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ликвидации её последствий;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Администрация г. Томска и руководители организаций информируют население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил ГЗ ТП РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
26. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории г. Томска режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, Мэр города Томска и руководители организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил ГЗ ТП РСЧС.
27. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ГЗ ТП РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
участие в разработке и реализации целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил ГЗ ТП РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля состояния окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ГЗ ТП РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств ГЗ ТП РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативной группы и организация выдвижения ее в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей органов исполнительной власти Томской области, администрации г. Томска и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ГЗ ТП РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия администрации г. Томска и организаций по вопросам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
28. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил ГЗ ТП РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы ГЗ ТП РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности администрации города Томска и организаций.
29. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации:
локального характера - силами и средствами организации;
муниципального характера - силами и средствами администрации г. Томска;
межмуниципального и регионального характера - силами и средствами администрации г. Томска, Администрации Томской области, органами местного самоуправления иных муниципальных образований;
При недостаточности указанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
30. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители спасательных и аварийно-восстановительных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и Томской области, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных Мэром города Томска, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по согласованию с администрацией города Томска и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы, зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
31. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, администрацию г. Томска и организации.
32. Финансовое обеспечение функционирования ГЗ ТП РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств городского бюджета.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
33. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных и других работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах на территории города Томска осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными договорами.
Заместитель Мэра
по безопасности и управлению
делами администрации
города Томска |
А.А. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.