Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 октября 2015 г. N 176-ВП
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Отдела МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области (далее - Заказчик) о включении ООО "Радуга" (далее - Общество, Единственный участник закупки), учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего единоличные исполнительные функции в указанном юридическом лице, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку и установку фасадных вывесок административного здания, отделов полиции и участковых пунктов полиции (извещение N 0369100026615000049) (далее - Аукцион), а также проведения внеплановой проверки действий Заказчика на основании информации, содержащейся в жалобе ООО "Коннект", возвращенной в соответствии с решением о возврате жалобы N 651-ж/2015 от 30.09.2015, в присутствии:
представителя Отдела МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области, действующего на основании доверенности от 31.07.2015 N 21;
представителя ООО "Радуга", действующего на основании решения N 1 единственного учредителя ООО "Радуга" от 22.02.2015;
в отсутствие представителя ООО "Коннект", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 29.09.2015 поступила жалоба ООО "Коннект" на действия Заказчика, согласно которой Отдел МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области в проекте контракта не указал условия установки вывесок (место и количество объектов, на которых необходимо разместить вывески).
Решением антимонопольного органа N 651-ж/2015 от 30.09.2015 жалоба возвращена Заявителю на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе и принято решение о проведении внеплановой проверки.
В Челябинское УФАС России 08.10.2015 поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Радуга" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, Заказчиком объявлено о проведении Аукциона путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 31.08.2015 извещения о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 124 139 рублей 94 копеек.
Контракт по результатам Аукциона не заключен.
Согласно обращению Заказчика, ООО "Радуга" подписало контракт и представило обеспечение исполнения контракта с нарушением срока, установленного статьи 70 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы обращения поддержали.
Представитель ООО "Радуга" против включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) возражал, факт нарушения сроков подписания контракта участником закупки не отрицал, пояснил, что у Общества отсутствовали намерения на уклонение от заключения контракта в связи с выявленными нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика, в период заключения контракта электронная подпись была утеряна и потребовалось время для ее внеплановой замены.
В подтверждение своих пояснений ООО "Радуга" представило на заседание Комиссии Челябинского УФАС России счет от 29.09.2015, акта сдачи-приемки от 29.09.2015 на право пользования программ ЭВМ для управления сертификатом по тарифному плану "Сертум Классик" сроком 1 год (без выдачи защищенного носителя), абонентское обслуживание по тарифному плану "Сертум Классик" сроком действия 1 год (без выдачи защищенного носителя).
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В силу части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок от 16.09.2015 (протокол размещен в единой информационной системе 16.09.2015) заявка ООО "Радуга" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе, а Аукцион несостоявшимся.
Заказчик 21.09.2015 направил проект контракта на подписание ООО "Радуга" посредством функционала электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Общество 28.09.2015 представило в адрес Заказчика протокол разногласий, в котором просило включить в пункт 3.1 проекта контракта формулировки "Общая сумма настоящего контракта составляет 26 157, 50 (двадцать шесть тысяч сто пятьдесят семь рублей) 50 копеек, без НДС, и указывается в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему контракту)".
Заказчик 29.09.2015 обработал протокол разногласий и направил проект контракта с предложенными участником закупки изменениями.
ООО "Радуга" в срок до 02.10.2015 23:59 контракт не подписало электронной подписью должностного лица участника закупки и не предоставило обеспечение исполнения контракта.
Единой комиссией 07.10.2015 составлен протокол, которым ООО "Радуга" признано уклонившимся от заключения контракта в порядке, предусмотренном статьей 70 Закона о контрактной системе.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, осуществленных с указанной целью, или бездействия, а также в совершении таких действий по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил и порядка, установленного законодательством о контрактной системе, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
В качестве инструмента определения уклонения от заключения контракта как юридически значимого деяния может быть взята правовая конструкция состава уклонения от заключения контракта, аналогичная конструкции "состав правонарушения".
Объектом уклонения от заключения договора выступают охраняемые законом общественные отношения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в рассматриваемом случае - заключение контракта на поставку и установку фасадных вывесок административного здания, отделов полиции и участковых пунктов полиции.
Под объективной стороной уклонения от заключения контракта следует понимать действия (бездействие) участника закупки, выразившиеся в непредставлении заказчику в установленный срок подписанного контракта и/или обеспечения исполнения контракта.
Субъектом уклонения от заключения контракта является Участник закупки.
С учетом характера правовых последствий включения хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, субъективная сторона уклонения от заключения контракта предполагает вину (умысел, неосторожность) участника, которая выражается в непредставлении заказчику в установленный срок подписанного договора и/или обеспечения его исполнения, соответствующего требованиям документации об Аукционе и законодательства о контрактной системе.
Таким образом, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и, как вследствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
Императивные нормы, содержащиеся в части 3 статьи 96, части 13 статьи 70, части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, устанавливают порядок поведения для всех субъектов правоотношений в сфере законодательства о контрактной системе, соблюдение которого позволяет достичь целей осуществления закупки, а именно: удовлетворение потребности Заказчика в приобретаемом товаре, работе, услуге, эффективного расходования бюджетных средств без дополнительных затрат на повторное осуществление закупки, переноса сроков поставки товара.
В силу требований законодательства о контрактной системе материально-правовую ценность для Заказчика представляет электронно-цифровая подпись уполномоченного лица Участника закупки при подписании контракта, действительность и своевременное представление документа об обеспечении исполнения контракта, его соответствие требованиям законодательства о контрактной системе.
Счет от 29.09.2015, акт сдачи-приемки от 29.09.2015 на право пользования программ ЭВМ для управления сертификатом по тарифному плану "Сертум Классик" сроком 1 год (без выдачи защищенного носителя), абонентское обслуживание по тарифному плану "Сертум Классик" сроком действия 1 год (без выдачи защищенного носителя) свидетельствует о том, что новая электронная подпись взамен утерянной получена ООО "Радуга" 29.09.2015.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив все обстоятельства дела, документы и сведения, представленные сторонами, приходит к выводу о наличии в действия ООО "Радуга" недобросовестного поведения, направленного на уклонение от заключения контракта, что подтверждается пояснениями директора Общества, непредставлением подписанного со стороны ООО "Радуга" контракта и документа, подтверждающего предоставления обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, антимонопольный орган, проведя внеплановую проверку, установил в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе, препятствующие включению ООО "Радуга" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
1. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о том, что участники закупки не должны является офшорными компаниями.
2. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе не в соответствии с объектом закупки.
Так, в пункте 29 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о том, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника Аукциона на поставку и установку товара на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Однако с учетом объекта закупки требование к содержанию заявки на участие в рассматриваемом Аукционе должно быть изложено следующим образом: "согласие участника Аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
3. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации о таком Аукционе.
4. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует положение о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.
5. В соответствии с частью 1 статьи 34, частями 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт по результатам Аукциона заключается на условиях извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе и заявки участника закупки по цене, предложенной его победителем путем включения в проект контракта информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Согласно пункту 1.1 проекта контракта "по контракту Поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок собственными силами и средствами осуществить поставку и установку товара фасадных вывесок для административного здания, отделов полиции и участковых пунктов полиции Отдела МВД России по Златоустовскому городскому округу в соответствии со Спецификации (Приложение N 1) к контракту в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом".
Спецификация (Приложение N 1 к государственному контракту) Заказчиком не заполнена, а также не предполагает включение эскизов вывесок, требований к фасадным табличкам, цветов для окраски элементов оформления, требований к безопасности продукции из Технического задания (Приложения N 1 к Информационной карте документации об Аукционе).
Отсутствие предмета контракта в проекте контракта в нарушение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе может привести к невозможности заключения контракта по результатам Аукциона на условиях документации об Аукционе.
Следует отметить, что в пункте 4.3 проекта контракта предусмотрен срок оформления результатов поставки и установки приборов учета потребления воды осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней после письменного уведомления поставщика о поставке и установке товара.
Однако поставка и установка приборов учета потребления воды не являются объектом рассматриваемой закупки и предметом контракта.
6. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе не определено условие исполнения контракта относительно мест установки вывесок, что приводит к невозможности определения потребности Заказчика и определению предмета контракта.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Отделом МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Радуга" (456234, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Металлистов, 14, 114, ИНН/КПП 7404061058/740401001), учредителе и директоре указанного юридического лица Григорьевой Елены Олеговны (ИНН 740411624909), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, частей 3, 4 статьи 64, пункта 10 части 1 статьи 31, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 октября 2015 г. N 176-ВП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015