Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации города Томска
от 31 августа 2012 г. N 1021
Паспорт
Ведомственной целевой программы "Повышение
эффективности управления муниципальным долгом муниципального
образования "Город Томск" на 2013-2015 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент финансов администрации Города Томска |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Повышение эффективности управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск" на 2013-2015 годы" |
Цели и задачи |
Цель - повышение эффективности управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск". Задачи: Оптимизация объема и структуры муниципального долга муниципального образования "Город Томск", совершенствование механизмов управления муниципальным долгом. 2. Соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга муниципального образования "Город Томск" и расходов на его обслуживание. |
Целевые индикаторы и показатели |
Объем просроченной задолженности по расходам на обслуживание долговых обязательств муниципального образования "Город Томск". Доля просроченных долговых обязательств муниципального образования "Город Томск". Объем предоставленных муниципальных гарантий муниципального образования "Город Томск", выходящих за пределы финансового года. Доля краткосрочных долговых обязательств в структуре муниципального долга муниципального образования "Город Томск" (срок кредитования до 1 года). Доля среднесрочных долговых обязательств в структуре муниципального долга муниципального образования "Город Томск" (срок кредитования от 1 года до 5 лет). Отношение объема погашаемых долговых обязательств муниципального образования "Город Томск" в течение квартала к общему объему муниципального долга. Отношение объема муниципального долга муниципального образования "Город Томск" к общему объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Город Томск" к расходам бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Экономия, сложившаяся в результате погашения долговых обязательств муниципального образования "Город Томск" за счет привлечения остатков средств бюджетных и автономных учреждений. |
Характеристика программных мероприятий |
Управление муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск" |
Сроки реализации |
2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования (с разбивкой по годам) |
Источником финансирования программы является бюджет муниципального образования "Город Томск". Объем финансирования расходов на обслуживание муниципального долга в 2013 году составит 256 335,3 тыс. руб., в 2014 году - 179 927,8 тыс. руб., в 2015 году - 179 927,8 тыс. руб. Объем финансирования, направленный на погашение долговых обязательств, в 2013 году составит 5 040 000 тыс. руб., в 2014 году - 5 310 000 тыс. руб., в 2015 году - 5 260 000 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты выполнения целевой программы |
Поддержание объема муниципального долга муниципального образования "Город Томск" на безопасном уровне и снижение к 2015 году относительных величин, характеризующих показатели муниципального долга муниципального образования "Город Томск" и расходов на его обслуживание |
I. Характеристика проблемы и причины ее возникновения
Долговая политика муниципального образования "Город Томск" является неотъемлемой частью финансовой политики муниципального образования "Город Томск". Качественное, эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но прежде всего создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур, механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике муниципального образования "Город Томск".
Причиной возникновения и нарастания муниципального долга муниципального образования "Город Томск" являлось ежегодное утверждение и исполнение бюджета муниципального образования "Город Томск" с дефицитом. При недостаточности доходных источников покрытия дефицита бюджета, а также исполнения принятых долговых обязательств, возникала необходимость привлечения таких источников финансирования дефицита бюджета, как:
- муниципальные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Результатом осуществления муниципальных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета является муниципальный долг муниципального образования "Город Томск", под которым понимается совокупность долговых обязательств, возникающих из муниципальных заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц.
Рост муниципального долга муниципального образования "Город Томск" повлек за собой и увеличение расходов на его обслуживание. Расходы на обслуживание муниципального долга планируются исходя из условий заключенных муниципальных контрактов и объемов средств, планируемых к привлечению в предстоящем финансовом году и плановом периоде.
Привлечение долговых обязательств муниципальным образованием "Город Томск" и осуществление расходов на их обслуживание основано на соблюдении ограничений, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, текущих и планируемых потребностях в заемных ресурсах и на учете возникновения возможных рисков, связанных с управлением муниципальным долгом. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации верхний предел муниципального долга муниципального образования не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета муниципального образования без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а предельный объем расходов на его обслуживание, утвержденный законом о бюджета, не должен превышать 15% объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Ограничения, устанавливаемые действующим бюджетным законодательством по объему муниципального долга и расходам на его обслуживание, не позволяют полностью избежать возникновения рисков рефинансирования, достоверно выявлять и прогнозировать нарастание кризисных тенденций. В этой связи для формирования и поддержания муниципального долга муниципального образования "Город Томск" на безопасном уровне настоящей программой устанавливаются дополнительные ограничения в части предельного объема муниципального долга муниципального образования "Город Томск" и расходов на его обслуживание.
Выполнение мероприятий целевой программы необходимо в целях осуществления эффективной политики в области управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск", сокращения рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований, и сохранения экономически безопасного уровня муниципального долга муниципального образования "Город Томск".
II. Основные цели и задачи
Основной целью реализации целевой программы является повышение эффективности управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск". Под управлением муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск" понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет муниципального образования "Город Томск".
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Оптимизировать объем и структуру муниципального долга муниципального образования "Город Томск", усовершенствовать механизмы управления муниципальным долгом.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить оптимизацию структуры муниципального долга муниципального образования "Город Томск" за счет планирования муниципальных заимствований на основе анализа исполнения кассового плана, в том числе исполнения плана поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, анализа состояния лицевого счета и счета, открытого департаменту финансов администрации Города Томска в ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области для учета средств бюджетных и автономных учреждений. Необходимо обеспечить максимальную диверсификацию структуры портфеля заимствований с целью снижения зависимости от одного кредитора, одного долгового инструмента. В целях нивелирования пиковых нагрузок на бюджет муниципального образования "Город Томск" и снижения риска рефинансирования необходимо обеспечить равномерное распределение платежей по муниципальному долгу во времени. Для достижения данных целей допускается замещение "дешевых" краткосрочных заемных средств "дорогими" долговыми инструментами с более длительным сроком кредитования для достижения разумного баланса между срочностью и стоимостью долга. Доступ к различным рынкам заимствований позволит повысить финансовую гибкость и подобрать оптимальные условия для новых заимствований в зависимости от текущей конъюнктуры рынка. Реализация настоящей программы позволит снизить следующие риски:
риск ликвидности - риск, связанный с невозможностью своевременного обслуживания и погашения долговых обязательств в краткосрочной перспективе при недостаточном объеме ликвидных активов и денежных потоков бюджета.
риск рефинансирования - риск зависимости погашения действующих долговых обязательств от привлечения новых заимствований.
процентный риск - риск подверженности долгового портфеля опасности потерь, связанных с движением процентных ставок.
2. Соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга муниципального образования "Город Томск" и расходов на его обслуживание.
Главным направлением для решения данной задачи является использование таких методов сокращения расходов на обслуживание муниципального долга Города Томска, как:
проведение переговоров по снижению процентных ставок по действующим муниципальным контрактам, в том числе в случае уменьшения ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации;
рефинансирование действующих долговых обязательств при заключения новых муниципальных контрактов с более выгодными условиями кредитования;
погашение долговых обязательств в начале каждого месяца за счет привлечения средств бюджетных и автономных учреждений со счета, открытого департаменту финансов администрации Города Томска в ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, с восстановлением указанных средств в конце каждого месяца за счет вновь привлекаемых долговых обязательств;
обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета муниципального образования "Город Томск" в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета.
В рамках данной задачи в целях соблюдения ограничения предельного объема муниципального долга, а также снижения его относительный величины необходимо принятие бюджета муниципального образования "Город Томск" без дефицита и проведение мероприятий, направленных на сокращение муниципального долга муниципального образования "Город Томск".
III. Ожидаемые конечные результаты программы и целевые индикаторы
Проведение намеченных мероприятий позволит повысить эффективность системы управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск", производить заимствования и обслуживание долговых обязательств при сохранении показателей кредитоспособности и платежеспособности бюджета муниципального образования "Город Томск" на безопасном уровне.
IV. Перечень программных мероприятий и ресурсное обеспечение
V. Срок реализации программы
Реализация настоящей программы рассчитана на период 2013-2015 годов.
VI. Описание экономических последствий реализации программы
Проведение намеченных мероприятий позволит повысить эффективность системы управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск", осуществлять заимствования и обслуживание долговых обязательств при сохранении показателей кредитоспособности и платежеспособности бюджета муниципального образования "Город Томск" на безопасном уровне.
В результате реализации программы отношение величины муниципального долга муниципального образования "Город Томск" к общему объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений в течение всего периода планомерно снижается.
Таким образом, отношение величины муниципального долга к общему объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений в 2013-2014 годах не превысит 46,7%, а объем платежей по обслуживанию муниципального долга муниципального образования "Город Томск" не будет превышать 4,0% от объема расходов бюджета на соответствующий год без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В 2015 году данные показатели должны составить не более 40,4% и 2,5% соответственно.
Данные показатели свидетельствует о снижении долговой нагрузки на бюджет муниципального образования "Город Томск" в течение планируемого периода.
Среди внешних факторов, способных негативно отразиться на реализации настоящей программы стоит отметить:
риск процентной ставки, связанный с возможным ростом процентных ставок на рынке заимствований Российской Федерации под влиянием экономических или иных факторов;
отсутствие экономии в результате проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок.
отсутствие указаний Центрального Банка Российской Федерации о снижении ставки рефинансирования.
К внутренним рискам относятся:
отсутствие свободного остатка средств на счете, открытом департаменту финансов администрации Города Томска в ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;
невыполнение плана по доходам. Риск неисполнения доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск" в период действия программы при неизменном уровне запланированных расходов бюджета;
предоставление муниципальных гарантий муниципального образования "Город Томск" выходящих за пределы финансового года.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств определяется степенью достижения планируемых результатов деятельности.
В ходе реализации программы может осуществляться корректировка выделяемых субъекту бюджетного планирования бюджетных средств с учетом уровня достижения результатов. Решение об уменьшении (увеличении) финансирования принимается по результатам анализа причин отклонений фактических значений от планируемых.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств возлагается на департамент финансов администрации Города Томска.
VIII. Методика оценки эффективности реализации программы
Конечный результат реализации мероприятий программы будет оценен на основании сбора и анализа информации о качественных и количественных показателей реализации мероприятий по повышению эффективности управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск" в соответствии с индикаторами данной программы.
Оценка эффективности реализации настоящей программы осуществляется на основании расчета показателей эффективности в процентном выражении по каждому из индикаторов программы по следующей методике:
Показатели эффективности |
Методика расчета |
Показатели целевых индикаторов |
Ведомственная статистика |
1 |
2 |
3 |
4 |
% |
%=ст.4/ст.3*100% |
Норматив, установленный программой |
факт |
IX. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Вследствие муниципальных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета муниципального образования "Город Томск" в прошлых периодах привело к формированию муниципального долга муниципального образования "Город Томск" и наличие выплат по нему.
Для рефинансирования муниципального долга необходимо производить новые муниципальные заимствования, которые осуществляются на платной и возвратной основе. Таким образом, потребность в ресурсах для реализации настоящей программы заключается в необходимости осуществления выплат основного долга и расходов на его обслуживание по муниципальным контрактам и договорам (соглашениям), заключенными между департаментом финансов администрации Города Томска и кредиторами в целях погашения долговых обязательств.
Объем ассигнований по обслуживанию муниципального долга в размере 616 190,9 тыс. руб. на весь период реализации настоящей программы рассчитан в соответствии с процентными ставками по заключенным муниципальным контрактам и по планируемым к заключению в плановом периоде муниципальным контрактам, в соответствии с графиком выплат накопленного купонного дохода держателям облигаций Томских городских займов и расходами на организацию и обслуживание новых облигационных займов. Объем ассигнований для своевременного погашения долговых обязательств утвержден в соответствии с программами муниципальных внутренних заимствований муниципального образования "Город Томск" на 2013-2015 годы.
X. Система управления реализацией ведомственной целевой программы
Система управления программой направлена на достижение поставленных программой целей и задач, достижение эффективности от проведения каждого мероприятия, а также на получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет начальник департамента финансов администрации Города Томска. В его обязанности входит:
координация деятельности по реализации мероприятий программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных программой, и объемов финансирования.
Уполномоченным органом, обеспечивающим текущее управление и координацию работ по реализации мероприятий программы, и исполнителем мероприятий программы выступает департамент финансов администрации Города Томска. В его обязанности входит:
текущее управление мероприятиями программы;
мониторинг реализации программных мероприятий.
Департамент финансов администрации Города Томска несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов программы.
Внешний мониторинг и контроль за выполнением ведомственной целевой программы осуществляет департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Департамент финансов администрации Города Томска ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, направляет отчет о ходе реализации программы, включая меры по повышению эффективности реализации, в департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 31 августа 2012 г. N 1021 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Повышение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.