26 августа 2011 г.
В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (ред. от 30.12.2008), Законом Томской области от 09.07.2003 N 84-ОЗ "О личном подсобном хозяйстве в Томской области" (ред. от 09.08.2010), порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Главы Томского района (Главы Администрации) от 01.12.2009 N 281/2, заключением Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района
Постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Томского района "Развитие личных подсобных хозяйств граждан в Томском районе на 2011-2015 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Администрации - начальника Управления по социально-экономическому развитию села Администрации Томского района А.В. Крикунова.
Глава Томского района |
В.Е. Лукьянов |
Долгосрочная
целевая программа Томского района
"Развитие личных подсобных хозяйств граждан
в Томском районе на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Администрации Томского района от 20 декабря 2010 г. N 339)
26 августа 2011 г.
Постановлением Администрации Томского района от 26 августа 2011 г. N 207 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
1. Правовые основы организации
и функционирования личных подсобных хозяйств граждан
Понятие личного подсобного хозяйства
(в ред. Закона Томской области от 16.12.2003 N 164-ОЗ)
Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Правовые основы ведения личного подсобного хозяйства
(в ред. Закона Томской области от 16.12.2003 N 164-ОЗ)
Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства и оказания государственной поддержки личных подсобных хозяйств на территории Томской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", Законом о личном подсобном хозяйстве в Томской области (в ред. Законов Томской области от 16.12.2003 N 164-ОЗ, от 08.09.2009 N 172-ОЗ, от 05.02.2010 N 6-ОЗ, от 09.08.2010 N 140-ОЗ), другими Федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления.
Право на получение поддержки со стороны органов государственной власти области и органов местного самоуправления признается за гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, с момента регистрации прав на земельный участок.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, за нарушение гражданского, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и иного законодательства несут гражданскую, административную и иную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Содержание проблемы и необходимость
ее решения
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения Томского района. Личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) - значительная составная часть аграрного хозяйства Томского района.
В связи с неизбежным технологическим переоснащением крупного сельскохозяйственного производства, направленным на снижение себестоимости и повышения качества продукции, возникает социальная проблема, связанная с высвобождением в данном процессе трудоспособного населения.
Кроме того, в связи с тем, что удельный вес заработной платы, получаемой работниками во многих экономически слабых сельскохозяйственных предприятиях, в структуре доходов их семьи постепенно снижается, а доходы от ЛПХ, наоборот, растут, то экономическая роль и значение ЛПХ для семей, проживающих в пределах территорий данных предприятий, возрастает. Повышение роли ЛПХ в получении дохода, с одной стороны отражает снижение уровня жизни сельского населения и является важным фактором (и вынужденной мерой) экономической защиты сельских жителей, так как сфера приложения их труда по другим направлениям существенно ограничена, но с другой стороны содействует самоорганизации в самозанятости населения.
Немаловажное значение имеет тот факт, что эффективность производства во многих ЛПХ возрастает. Это обстоятельство говорит о том, что ЛПХ является хорошей базой для дальнейшего развития фермерства. Сохранению и развитию ЛПХ в немалой степени способствует чрезвычайно благоприятный налоговый климат: владельцу ЛПХ необходимо платить только налог на землю, так как на основании п.13 ст. 217 НК РФ доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, освобождаются от оплаты налога на доходы физических лиц.
По состоянию на 01.01.10 (Приложение 1) личные подсобные хозяйства в районе ведут 24720 семей. В ЛПХ района содержится 6291 голов КРС, в том числе 2945 голов коров, а также 4506 голов свиней, 2128 голов овец и коз.
Анализ структуры производства сельскохозяйственной продукции показывает, что на долю личных подсобных хозяйств в общем объеме производства сельхозпродукции района приходится: мяса - 4,54%, молока - 23,6%, картофеля - 65,93%, овощей - 46,06%. Средний удой от 1 коровы в 2010 году в ЛПХ граждан составит 3900 кг.
По разным подсчетам, примерно 15-25 процентов произведенной в ЛПХ продукции в стоимостном выражении направляется на реализацию.
Все больше становится специализированных (товарных) личных подсобных хозяйств, которые специализируются на производстве и реализации молочной продукции и имеют по 5 и более коров.
Однако, в настоящее время ЛПХ района, особенно занимающиеся животноводством, сталкиваются с целым рядом проблем, сдерживающих их развитие, в частности:
1) постоянно повышающиеся затраты на производство продукции, которые опережают темпы роста цен на саму продукцию ЛПХ;
2) высоки цены на энергоносители, ГСМ, воду, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма и т.д.;
3) низкая экономическая эффективность производства животноводческой продукции в хозяйствах населения в связи с низкой племенной ценностью всех видов скота;
4) отсутствие квалифицированной консультации специалистов в области сельского хозяйства и в вопросах экономики;
5) не организованность, бессистемность в вопросах продажи населению молодняка скота и птицы, семян, с/х техники и инвентаря, ветеринарных препаратов, минеральных удобрений;
6) отсутствие у населения с/х техники для заготовки грубых кормов;
7) недостаточная информированность о возможности получения субсидий по различным программам (федеральным и областным) поддержки ЛПХ;
8) отсутствие системного подхода по вопросам реализации произведённой продукции.
Для решения вышеназванных проблемных вопросов ЛПХ разработана настоящая программа, при подготовке которой учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства района;
- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики района;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянного внимания со стороны местной и районной власти, финансовой поддержки со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", одним из пунктов которого в части мер по реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"(с изменениями от 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г.), Законом Томской области от 09.07.2003 N 84-ОЗ "О личном подсобном хозяйстве в Томской области" (в ред. Законов Томской области от 16.12.2003 N 164-ОЗ, от 08.09.2009 N 172-ОЗ, от 05.02.2010 N 6-ОЗ, от 09.08.2010 N 140-ОЗ)
3. Цель и задачи Программы
Основная цель Программы - обеспечение улучшения материального положения (увеличение дохода) граждан от деятельности связанной с развитием личного подсобного хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить главные задачи:
- увеличение производства и уровня доходности продукции растениеводства и животноводства в личных подсобных хозяйствах граждан;
- создание эффективной системы сбыта путём развития розничной торговли сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах граждан;
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться ежегодно в течение 2011-2015 годов. Показатели прогнозируемых значений отражены в Приложении 2. Программа подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по итогам года результатов по предложению заказчика Программы - Администрации Томского района.
Постановлением Администрации Томского района от 26 августа 2011 г. N 207 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Система программных мероприятий
Достижение поставленных в Программе целей и выход на прогнозируемые показатели будет обеспечен реализацией целого комплекса мероприятий:
1. Разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы:
- Положение о порядке оказания муниципальной поддержки по организации пунктов искусственного осеменения животных в сельских поселениях Томского района;
- положение о порядке возмещения расходов из районного бюджета по приобретению оборудования для организации пунктов искусственного осеменения животных;
- положение о порядке субсидирования из районного бюджета затрат по воде, используемой ЛПХ для поения коров;
2. Определение ежегодного объема средств, выделяемых из бюджета Томского района на реализацию настоящей долгосрочной целевой Программы.
3. Информирование населения района о муниципальной поддержке развития сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах района.
4. Методическая помощь и практические консультации ЛПХ специалистами Управления по социально-экономическому развитию села: специалист-агроном по вопросам растениеводства и садоводства, кормопроизводства; специалист-зоотехник по вопросам животноводства, птицеводства, пчеловодства; специалист инженер -механик по техническим вопросам обустройства и ведения хозяйства; специалист-экономист по вопросам экономической целесообразности расширения производства, рентабельности того или иного вида деятельности, окупаемости привлеченных кредитных и иных привлекаемых ресурсов.
5. Содействие в централизованном обеспечении ЛПХ молодняком скота и птицы путем сбора заявок специалистом-зоотехником Управления по социально-экономическому развитию села от конкретных ЛПХ района на обеспечение молодняком скота и птицы, формирование сводной заявки по району и содействие в организации централизованных поставок соответствующими сельскохозяйственными организациями молодняка скота и птицы в сельские поселения согласно поданным заявкам.
6. Содействие по обеспечению грубыми кормами (сеном) личных подсобных хозяйств района сельскохозяйственными предприятиями, КФХ и предпринимателями района, занимающимися заготовкой сена.
7. Возмещение из районного бюджета расходов по искусственному осеменению коров в ЛПХ. Проведение разъяснительной работы с населением о преимуществах искусственного осеменения коров с целью повышения племенной ценности скота.
8. Субсидирование из районного бюджета затрат по воде, используемой ЛПХ для поения коров из расчета 1 корова - 50 процентов затрат ежеквартально, 2 и более коровы - 100 процентов затрат ежеквартально.
9. Оказание муниципальной поддержки по организации пунктов искусственного осеменения животных в сельских поселениях.
10. Содействие в субсидировании из областного и федерального бюджетов процентной ставки по привлеченным ЛПХ целевым банковским кредитам и займам в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
11. Содействие эффективной системе учёта животных (КРС, в том числе коров, свиней, овец и коз, птицы) в ЛПХ их продуктивности, а также количество растениеводческих (садоводческих) ЛПХ, выращиваемой и реализуемой продукции.
12. Контроль за реализацией долгосрочной целевой Программы.
Основные мероприятия Программы, сроки их реализации и исполнители определены Планом основных мероприятий долгосрочной целевой Программы (Приложение 3).
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является Администрация Томского района.
Программа реализуется на районном уровне. Исполнителями Программы являются:
- Управление по социально-экономическому развитию села, специалисты и руководство которого в рабочем порядке будут осуществлять организационные, методические и консультационные мероприятия программы, в том числе разработкой (изменениями вследствие сложившихся экономических обстоятельств) нормативных актов, необходимых для реализации Программы;
- Администрации сельских поселений района, специалисты и руководство которых будут информировать население о муниципальной поддержке развития ЛПХ в районе, а также будут вести первичный учет по программным мероприятиям.
Ежегодно Дума Томского района не позднее 31 декабря рассматривает проект бюджета Томского района и устанавливает объем средств, выделяемый из бюджета Томского района исходя из запланированных средств, согласно настоящей программы, а также с учётом фактически сложившихся экономических обстоятельств.
Методическая помощь и практические консультации ЛПХ специалистами Управления по социально-экономическому развитию села подразумевает как индивидуальные (групповые) занятия, так и письменные ответы на запросы в сфере сельскохозяйственной деятельности, информирование по передовым технологиям сельхозпроизводства.
Содействие в централизованном обеспечении ЛПХ молодняком скота и птицы, а также грубыми кормами (сеном) и концентрированными кормами подразумевает сбор заявок от владельцев личных подворий организуемый Главами сельских поселений с последующей передачей сводного материала специалистам Управления по социально-экономическому развитию села для организации централизованных поставок в сельские поселения, согласно поданным заявкам.
Содействие в организации и эффективной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, обслуживающих) подразумевает проведение разъяснительной работы о принципах кооперации, опыте работы сельскохозяйственных кооперативов в России, оказания практической помощи инициативным группам в разработке учредительных документов, планах развития кооперативов.
Содействие в субсидировании из областного и федерального бюджетов процентной ставки по привлеченным ЛПХ целевым банковским кредитам и займам в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах подразумевает прием, проверка на соответствие нормативным документам, подготовка сводной ведомости и передача для финансирования.
Содействие эффективной системе учёта животных в ЛПХ граждан подразумевает создание базы данных о личных подсобных хозяйствах граждан, где выращиваются сельскохозяйственные животные.
Постановлением Администрации Томского района от 26 августа 2011 г. N 207 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма расходов районного бюджета на реализацию Программы на период 2011 -2015 годы составляет - 12 000 тыс. рублей (Двенадцать миллионов рублей).
2011 год - всего 1 500 000 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 260 000 рублей;
- оказание муниципальной поддержки по организации пунктов искусственного осеменения животных в сельских поселениях - 265 000 рублей
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 975 000 рублей.
2012 год - всего 2 000 000 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 740 000 рублей;
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 1 260 000 рублей.
2013 год - всего 2 500 000 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 1 239 000 рублей;
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 1 261 000 рублей.
2014 год - всего 3 000 000 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 1 530 000 рублей;
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 1470 000 рублей.
2015 год - всего 3 000 000 рублей, из них:
- на возмещение расходов по искусственному осеменению коров - 1 530 000 рублей;
- субсидирование затрат по воде, используемой для поения коров - 1 470 000 рублей.
Расчет затрат районного бюджета на реализацию Программы изложен в .
8. Оценка социально-экономической эффективности
Программы
В результате комплексной реализации мероприятий настоящей Программы к 2015 году по оценкам специалистов удастся:
1. Не допустить снижения количества дворов, занимающихся личным подсобным хозяйством в районе.
2. Увеличить поголовье коров в личных подсобных хозяйствах на 18,8 % до 3500 голов.
3. Увеличить поголовье КРС в личных подсобных хозяйствах на 11,2% до 7000 голов.
4. Увеличить поголовье прочего скота в личных подсобных хозяйства: свиней на 22% до 5500 голов, овец и коз на 13% до 2500 голов.
5. Увеличить производство мяса в личных подсобных хозяйствах до 4000 тонн в год, производство молока до 15750 тонн в год.
6. Увеличить продуктивность от одной коровы на 15,3% до 4500 кг. в год.
Оценка эффективности реализации долгосрочной целевой Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
1) удельный вес ЛПХ в структуре сельскохозяйственного производства Томского района (мясо, молоко);
2) ежегодный прирост товарной сельскохозяйственной продукции района за счет развития ЛПХ не менее 5 %.
9. Организация управления Программой и контроль
за ее выполнением
Ответственным за реализацию Программы является Управление по социально-экономическому развитию села Администрации Томского района.
Контроль за реализацией программы осуществляет Администрация Томского района и Дума Томского района.
Управление по социально-экономическому развитию села ежегодно представляет отчет в Думу Томского района о ходе выполнения мероприятий Программы.
В ходе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие меняющуюся динамику развития малых форм хозяйствования, к которым относятся личные подсобные хозяйства, а также появление новых теоретических и практических разработок, а также подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по итогам года результатов по реализации Программы.
Глава Томского района |
В.Е. Лукьянов |
Приложение 1
Показатели развития личных подсобных хозяйств
в структуре сельскохозяйственного производства
Томского района
|
Крупные С/Х предприятия и крупные КФХ |
личные подсобные хозяйства |
|||||
Показатели |
|
|
ожид |
|
|
ожид |
Удельный вес ЛПХ |
|
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
в объеме всех категорий хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
по 2009г, % |
Крупные с/х предприятия и КФХ |
114 |
117 |
125 |
х |
х |
х |
х |
Личные подсобные хозяйства |
х |
х |
х |
24700 |
24720 |
24750 |
х |
В т.ч.занимающиеся животноводством: |
|
|
|
|
|
|
х |
Крупные с/х предприятия и КФХ |
70 |
75 |
80 |
|
|
|
х |
Личные подсобные хозяйства |
х |
х |
х |
14800 |
14800 |
14800 |
х |
Сельхоз угодья, тыс.га. | |||||||
Пашня, тыс. га: |
65900 |
65900 |
65900 |
3940 |
3947 |
4050 |
5,65% |
Картофель, тыс. га |
1482 |
1516 |
1495 |
3122 |
3127 |
3127 |
67,35% |
Овощи, тыс. га |
1049 |
962 |
678 |
820 |
820 |
820 |
46,02% |
Производство: | |||||||
Мясо, тонн |
62540 |
67277 |
69000 |
3259 |
3197 |
3300 |
4,54% |
Молоко, тонн |
35737 |
36211 |
35634 |
10531 |
11183 |
11727 |
23,60% |
Картофель, тонн |
25874 |
24756 |
26980 |
50874 |
47900 |
47900 |
65,93% |
Овощи, тонн |
26326 |
26142 |
16823 |
22729 |
22324 |
22320 |
46,06% |
Плоды, тонн |
|
|
|
|
|
|
|
Наличие скота на 01.01. | |||||||
КРС, голов |
11742 |
10972 |
10200 |
5878 |
6291 |
6450 |
36,44% |
Коровы, голов |
5730 |
5742 |
5430 |
3036 |
2945 |
3007 |
33,90% |
Свиньи, голов |
169682 |
174910 |
175000 |
5081 |
4506 |
4510 |
2,51% |
Овцы, козы, голов |
0 |
0 |
0 |
2781 |
2128 |
2130 |
100,00% |
Средний удой от 1 коровы |
6361 |
6417 |
6420 |
3583 |
3753 |
3900 |
х |
Урожайность, цн/га: | |||||||
Картофель |
166,1 |
155,7 |
180,5 |
163 |
153,2 |
160 |
х |
Овощи |
296,8 |
272 |
294,6 |
277,2 |
272,2 |
270 |
х |
Приложение 2
Прогнозируемые показатели реализации Программы
Показатели |
2009 факт |
2010 ожид. |
2011 план |
2012 план |
2013 план |
2014 план |
2015 план |
Количество дворов, ведущих ЛПХ (на 01.01.) |
24720 |
24750 |
24776 |
24830 |
24890 |
24940 |
25000 |
В т.ч. занимающиеся животноводством |
14800 |
14800 |
14800 |
14800 |
14800 |
14800 |
14800 |
Производство: | |||||||
Мясо, тонн |
3197 |
3300 |
3400 |
3550 |
3800 |
3900 |
4000 |
Молоко, тонн |
11183 |
11727 |
12400 |
13120 |
13860 |
14960 |
15750 |
Поголовье (на 31.12): | |||||||
КРС, голов |
6291 |
6450 |
6500 |
6600 |
6700 |
6800 |
7000 |
Коровы, голов |
2945 |
3007 |
3100 |
3200 |
3300 |
3400 |
3500 |
Свиньи, голов |
4506 |
4510 |
4550 |
4700 |
5000 |
5250 |
5500 |
Овцы и козы, голов |
2128 |
2130 |
2150 |
2200 |
2300 |
2400 |
2500 |
| |||||||
Удой молока от 1 коровы, кг: | |||||||
личные подсобные хозяйства |
3753 |
3900 |
4000 |
4100 |
4200 |
4400 |
4500 |
сельхозпредприятия |
6361 |
6412 |
6425 |
6450 |
6480 |
6500 |
6500 |
Постановлением Администрации Томского района от 26 августа 2011 г. N 207 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
План
основных мероприятий долгосрочной целевой программы Томского района "Развитие личных подсобных хозяйств граждан в Томском районе на 2011-2015 годы"
26 августа 2011 г.
Постановлением Администрации Томского района от 26 августа 2011 г. N 207 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 4
Затраты районного бюджета на реализацию программы развития ЛПХ граждан на 2011-2015 годы
26 августа 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томского района от 20 декабря 2010 г. N 339 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Томского района "Развитие личных подсобных хозяйств граждан в Томском районе на 2011-2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Томского района от 13 января 2014 г. N 3 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Томского района от 30 мая 2013 г. N 149
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации Томского района от 26 августа 2011 г. N 207