Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 31 мая 2011 г. N 550 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к постановлению администрации
города Томска
от 6 июля 2009 г. N 578
Положение
о проведении экспертизы муниципальных правовых актов
и их проектов в администрации Города Томска и ее органах
31 мая 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов (далее - правовых актов) включает в себя, проведение проверки правовых актов на предмет:
- целесообразности, обоснованности и эффективности управленческого решения;
- законности правового акта;
- наличия коорупциогенных факторов и норм в правовых актах, оценки степени их коррупциогенности и выработки рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
Настоящее положение рекомендовано должностным лицам администрации Города Томска и ее органом к неукоснительному руководству при осуществлении подготовки проектов муниципальных правовых актов
1.2. В настоящем положении используются следующие понятия:
Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Федеральное законодательство (законодательство Российской Федерации) - Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также действующие в настоящее время правовые акты федеральных органов власти СССР и РСФСР.
Законодательство Томской области - законы Томской области и иные правовые акты Государственной Думы Томской области, правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области, а также действующие в настоящее время правовые акты ранее существовавших органов власти Томской области.
Антикоррупционная экспертиза муниципального правового акта - деятельность сотрудников юридических служб администрации Города Томска и ее органов (подразделений), а также должностных лиц, осуществляющих в соответствии с установленными должностными обязанностями правовое сопровождение деятельности администрации Города Томска, ее органов и подразделений, направленная на выявление в тексте муниципального нормативного правового акта, проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов и коррупциогенных норм, оценку степени их коррупциогенности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
Нормативный муниципальный правовой акт - принятый (принимаемый) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа или должностного лица местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
1.3. Экспертиза правовых актов проводится:
- при подготовке проектов правовых актов;
- при согласовании (визировании) проектов правовых актов;
- при проверке законности и степени коррупциогенности действующих муниципальных правовых актов в ходе текущих и внеплановых мероприятий, в том числе в ходе постоянного контроля за изменениями действующего законодательства по направлениям деятельности органа (подразделения) администрации, в связи с поступлением актов прокурорского реагирования, обращений государственных и муниципальных органов, физических и юридических лиц;
- при подготовке служебных и аналитических материалов о возможности принятия и реализации правовых актов;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами Города Томска.
1.4. Проведение экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов осуществляют:
- исполнитель правового акта, руководители органа (структурного подразделения) администрации Города в котором подготовлен правовой акта, а также заместитель Мэра Города, курирующий деятельность соответствующего органа (структурного подразделения) администрации Города Томска,
- муниципальные служащие, лица, замещающие должности муниципальной службы, а также иные лица, указанные в утверждаемом администрацией Города Томска плане проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в качестве ответственных исполнителей; а также осуществляющих антикоррупционную экспертизу по специальному поручению.
- сотрудники юридических служб администрации Города и органов (структурных подразделений) администрации Города;
- должностные лица, осуществляющие в соответствии с установленными должностными обязанностями проведение экспертизы правового акта.
1.5. Оценка целесообразности, обоснованности и эффективности управленческого решения, осуществляется при подготовке проекта правового акта, в том числе всеми лицами, согласующими (визирующими) проект правового акта.
Положительная оценка правового акта выражается в форме его согласования (визирования) соответствующим должностным лицом.
2. Проведение экспертизы
2.1. Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов осуществляется в целях обеспечения:
- принятия целесообразного, обоснованного и эффективного управленческого решения;
- соответствия подготавливаемых и действующих правовых актов федеральному законодательству, законодательству Томской области, муниципальным правовым актам более высокой юридической силы, а также в целях обеспечения сочетания положений разрабатываемого или принятого муниципального правового акта с иными действующими муниципальными правовыми актами равной или меньшей юридической силы.
2.2. Экспертиза правовых актов в администрации Города Томска и ее органах на предмет законности осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также положениями рекомендуемой Методики проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, содержащейся в приложении к настоящему положению.
2.3. Уполномоченным отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим правовое обеспечение деятельности администрации и Мэра Города Томска (далее - уполномоченный орган), проводится экспертиза поступающих в орган правовых актов в соответствии с действующим регламентом работы администрации Города Томска, регламентом взаимодействия администрации Города с представительным органом муниципального образования, а также положением об отраслевом органе в процессе текущей деятельности органа.
Экспертиза действующих муниципальных правовых актов проводится специалистами уполномоченного органа по поручению Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации, а также руководителя уполномоченного органа.
2.4. Исполнителем документа, руководителем органа (структурного подразделения) администрации Города в котором подготовлен правовой акта, а также заместителем Мэра Города, курирующим деятельность соответствующего органа (структурного подразделения) администрации Города Томска экспертиза документа проводится при подготовке правового акта и его согласовании (визировании).
2.5. Сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также иными должностными лицами, осуществляющими в соответствии с установленными должностными обязанностями правовое сопровождение деятельности органов и подразделений администрации Города Томска осуществляется правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов при:
- подготовке проекта правового акта специалистами соответствующего органа (структурного подразделения) администрации Города Томска;
- поступлении правового акта в соответствующий орган или подразделение на согласование (визирование) в установленном порядке.
Сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также иными должностными лицами, осуществляющими в соответствии с установленными должностными обязанностями правовое сопровождение деятельности органов и подразделений администрации Города Томска производится экспертиза действующих муниципальных правовых актов по направлениям, составляющим предмет деятельности соответствующего органа или подразделения, в процессе постоянного мониторинга действующего отраслевого федерального законодательства и законодательства Томской области.
2.6. По результатам проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов соответствующими должностными лицами:
- при наличии замечаний (возражений) по существу правового акта подготавливается письменное заключение о необходимости приведения правового акта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы, либо о нецелесообразности, необоснованности или неэффективности управленческого решения, которое доводится до руководителей администрации Города, ее органов и подразделений и (или) ответственных исполнителей проекта правового акта;
- при отсутствии замечаний к содержанию проекта правового акта осуществляется его согласование (визирование) на обороте документа (проставление подписи с указанием фамилии лица, проводившего экспертизу правового акта (проекта правового акта).
2.7. При подготовке проектов правовых актов органами администрации Города проекты правовых актов в обязательном порядке подлежат визированию сотрудниками юридических служб соответствующих органов администрации Города Томска, а также иными должностными лицами, осуществляющими в соответствии с установленными должностными обязанностями правовое сопровождение деятельности соответствующих органов и подразделений администрации Города Томска в соответствии с регламентом работы администрации Города Томска.
3. Проведение антикоррупционной экспертизы
3.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов производится в целях выявления нормативных положений, способствующих возникновению коррупционных отношений в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, отдельных лиц, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Городе Томске, а также в целях устранения из правовых актов факторов, повышающих вероятность коррупционных действий.
3.2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов производится одновременно с проведением экспертизы акта или проекта.
Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов также производится:
- в соответствии с утверждаемым администрацией Города Томска планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов с указанием наименования и реквизитов подлежащих экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, сроков проведения экспертизы, а также уполномоченных органов и (или) должностных лиц, ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы и за внесение соответствующих изменений в муниципальные нормативные правовые акты;
- в отношении отдельных муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с поручениями Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации, в том числе в связи с обращениями органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных органов и организаций, некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Формирование плана проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов обеспечивается уполномоченным органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере контроля за соблюдением исполнительской дисциплины в администрации, с учетом предложений отраслевых и территориальных органов администрации. По результатам рассмотрения предложений сформированный план предоставляется уполномоченным органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере контроля за соблюдением исполнительской дисциплины в администрации, на утверждение Мэру Города Томска каждые полгода в срок до 01 февраля и 01 августа соответственно.
Уполномоченный орган администрации Города Томска, осуществляющий управленческие функции в сфере контроля за соблюдением исполнительской дисциплины в администрации, осуществляет постоянный контроль за соблюдением установленных планом сроков проведения экспертизы, обеспечивает сбор заключений и предоставление их на рассмотрение Комиссии по противодействию коррупции при администрации Города Томска. В случае принятия Комиссией по противодействию коррупции по результатам рассмотрения заключений органов решения о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в муниципальные нормативные правовые акты, указанное решение направляется для исполнения в уполномоченный в соответствии с утвержденным планом на внесение изменений орган администрации Города Томска. На основании указанного решения Комиссии принимается соответствующее распоряжение администрации Города Томска.
3.3. Антикоррупционной экспертизе в обязательном порядке подлежат проекты решений представительного органа муниципального образования - Думы Города Томска, проекты муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска, а также руководителей органов администрации Города Томска, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан и организаций.
3.4. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов, а также муниципальных нормативных правовых актов, в отношении которых уполномоченными лицами проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения. В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза
3.5. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 и Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Администрации Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 01.10.2010 N 190а (далее - Методики.
3.6. В ходе антикоррупционной экспертизы устанавливается наличие или отсутствие всех предусмотренных Методиками коррупционных факторов и коррупциогенных норм в зависимости от вида муниципального нормативного правового акта или его проекта, характера регулируемых данным актом (проектом) общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных Методиками. Лица, осуществляющие проведение антикоррупционной экспертизы, в соответствии с Методиками самостоятельно выбирают критерии оценки степени коррупциогенности муниципального нормативного правового акта (его проекта), указывая на избранные ими критерии в своем заключении.
3.7. При обосновании коррупциогенности отдельных норм правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
3.8. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта или его проекта составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности правового акта, в котором указывается:
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов) правового акта, проекта правового акта, в которых эти факторы выявлены;
- оценка степени коррупциогенности каждого фактора в отдельности и муниципального нормативного правового акта (его проекта) в целом;
- предложения о способах ликвидации или нейтрализации коррупциогенных факторов;
- обоснование допустимости использования в муниципальном нормативном правовом акте нормативных предписаний, которые могут служить индикаторами коррупциогенных факторов.
В случае проведения антикоррупционной экспертизы одновременно с проведением правовой экспертизы допускается составление единого заключения с указанием предложений по приведению муниципального нормативного правового акта или его проекта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы и положений, указанных в абзацах 2-5 настоящего пункта.
В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы одновременно с проведением правовой экспертизы проекта нормативного муниципального правового акта администрации Города Томска в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным лицом осуществляется визирование проекта муниципального нормативного правового акта без составления заключения.
3.9. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или его проекте коррупционных факторов и коррупциогенных норм, устранение которых из текста правового акта невозможно или нецелесообразно, лицо, осуществляющее проведение антикоррупционной экспертизы должно это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
3.10. Заключение оформляется на бланке проводящего антикоррупционную экспертизу органа, подразделения или должностного лица и подписывается руководителем органа, подразделения (должностным лицом).
3.11. Заключение о коррупциогенности проекта муниципального нормативного правового акта (в том числе в случаях совместного проведения правовой и антикоррупционной экспертизы) вместе с проектом возвращается исполнителю проекта для устранения замечаний.
В случае проведения экспертизы муниципального нормативного правового акта в соответствии с утверждаемым администрацией Города Томска планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов заключение направляется органом или должностным лицом, ответственным за проведение экспертизы, в уполномоченный орган администрации Города Томска, осуществляющий управленческие функции в сфере контроля за соблюдением исполнительской дисциплины в администрации, для обобщения и представления на рассмотрение Комиссии по противодействию коррупции при администрации Города Томска.
В случае проведения экспертизы отдельного муниципального нормативного правового акта в соответствии с поручениями Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации заключение направляется лицу, давшему соответствующее поручение, для принятия решения о внесении изменений в муниципальный нормативный правовой акт, об отмене муниципального нормативного правового акта, либо иного решения.
В случае проведения антикоррупционной экспертизы отдельного действующего муниципального нормативного правового акта совместно с проведением его правовой экспертизы уполномоченным органом администрации Города Томска, осуществляющим правовое обеспечение деятельности администрации и Мэра Города Томска, в соответствии с поручениями Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации заключение (сводное правовое и антикоррупционное заключение) направляется лицу, давшему соответствующее поручение, для принятия решения о внесении изменений в муниципальный нормативный правовой акт, об отмене муниципального нормативного правового акта, либо иного решения.
В случае проведения антикоррупционной экспертизы отдельного действующего муниципального нормативного правового акта совместно с проведением его правовой экспертизы должностными лицами юридических служб отраслевых и территориальных органов (подразделений) администрации Города Томска, а также иными должностными лицами, осуществляющими в соответствии с установленными должностными обязанностями правовое сопровождение деятельности органов и подразделений администрации Города Томска заключение (сводное правовое и антикоррупционное заключение) направляется руководителю соответствующего органа или подразделения администрации, для принятия решения об инициировании в установленном порядке внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт, об отмене муниципального нормативного правового акта, либо иного решения.
В случае проведения антикоррупционной экспертизы отдельного действующего муниципального нормативного правового акта Думы Города Томска или проекта муниципального нормативного правового акта Думы Города Томска, подготовленного депутатами и (или) специалистами аппарата Думы, заключение также направляется за подписью Мэра Города Томска на имя председателя Думы Города Томска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.