Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 12 ноября 2015 г.
Дата оглашения решения: 12 ноября 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 17 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области" (далее - Заказчик): Сокурова Михаила Борисовича (доверенность N б/н от 12.11.2015),
ИП Зубова Олега Борисовича (далее - Заявитель, ИП Зубов О.Б.): Зубова Олега Борисовича (паспорт гражданина), Колченко Светланы Ивановны (доверенность N б/н от 11.11.2015),
УСТАНОВИЛА:
05.11.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Зубова Олега Борисовича на действия Заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных медицинских материалов и реактивов биохимического назначения в соответствии со спецификацией (извещение N 0333100005115000138).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик в разъяснениях положений документации ссылается на виды комплектных эксфузионных, инфузионных и трансфузионных устройств однократного применения ПК 23-02 и ПК 23-05, требования к которым установлены ГОСТ 25047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия". Указанные Заказчиком устройства не имеют дополнительного порта, однако в описании объекта закупки Заказчик указывает на наличие в устройстве порта для дополнительных инъекций. По мнению Заявителя, Заказчик немотивированно отказал в возможной поставке эквивалента указанного устройства с дополнительным портом и жидкостным фильтром, расположенными в ином месте данного устройства, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителя Заказчика, данных в ходе рассмотрения жалобы, следует, что при формировании спецификации Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы.
При выборе систем для внутривенного вливания установлены требования к компоновке, аналогичные предусмотренным ГОСТ 25047-87 (устройства для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов ПР 23-05, ПК 23-02). По мнению Заказчика, положения технического задания ни в какой части не являются более жесткими, чем предусмотрено указанным ГОСТ. Характеристики объекта закупки и компоновка в полной мере соответствуют нуждам Заказчика, в том числе обеспечивают возможность струйного введения лекарственных препаратов через порт для дополнительных инъекций при перекрытом регуляторе скорости вливания. При ином взаимном расположении данных элементов струйное введение препарата проблематично. Системы указанных типов выпускаются различными производителями и предлагаются различными поставщиками, а также длительное время широко используются в медицинских организациях. В данном случае не нарушены положения Закона о контрактной системе. Что касается жидкостного фильтра, то Заказчиком каких-либо требований относительно его расположения в системе для внутривенного вливания в документации об электронном аукционе не установлено. Относительно наименований "порт для дополнительных инъекций" и "инъекционный узел", то данные понятия являются по своему функциональному предназначению равнозначными.
На основании изложенного, Заказчик считает доводы жалобы ИП Зубова Олега Борисовича необоснованными.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
23.10.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0333100005115000138 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по поставке расходных медицинских материалов и реактивов биохимического назначения в соответствии со спецификацией. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 196 862,20 рублей.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из анализа указанных норм следует, что Заказчик вправе включить в документацию такие требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может негативно отразиться на осуществлении медицинской деятельности. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика. Закон также не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России установлено, что в приложении N1 "Спецификация" документации об электронном аукционе, в частности, установлены следующие требования к поставляемым товарам:
- п. 5 "Система для переливания инфузионных растворов". Система предназначена для внутривенного вливания инфузионных растворов из стеклянных емкостей и полимерных контейнеров. Системы по компоновке аналогичны предусмотренным ГОСТ 25047-87 (устройства для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов ПР 23-05, ПК 23-02).
Включают совмещенную пластмассовую иглу в пробку, не пропускающий бактерий воздушный фильтр, воздушный клапан, обеспечивающий доступ воздуха при полностью открытом регуляторе скорости инфузии. Длина трубки -150 +/- 5 см, полужесткая прозрачная капельница из ПВХ оснащена жидкостным фильтром с диаметром ячеек не более 15мкм. Регулятор скорости потока (роликовый зажим) обеспечивает плавную регулировку скорости введения раствора до полной остановки движения жидкости. Возможность струйного введения лекарств через порт для дополнительных инъекций (порт расположен после капельницы и регулятора скорости у иглы в вену, обеспечивает самозатягиваемость при прокалывании иглой диаметром 0,8 мм). Разъем для инъекционной иглы типа "Луэр" совместим с инъекционными иглами и катетерами для инфузий. Игла в вену 21G 0,8*40 мм (или 0,8*38 мм) с трехгранной заточкой изготовлена из медицинской нержавеющей стали, упаковка: индивидуальная, "стерильно", "апирогенно", "нетоксично". Наличие инструкции по применению на русском языке. Срок годности: 5 лет, количество 1500, ед. измерения шт.
Как установлено Комиссией Ивановского УФАС России, при формировании требований и характеристик к закупаемым расходным медицинским материалам и реактивам биохимического назначения, Заказчик исходил из собственных потребностей, которые обусловлены удобством и практичностью использования в работе. В рамках формирования заказа ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Ивановской области" руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимыми расходными медицинскими материалами для оказания качественной медицинской помощи.
Следовательно, Заказчик при описании объекта закупки указывает необходимые функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (системы для переливания инфузионных растворов должны соответствовать устройствам для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов ПР 23-05, ПК 23-02 установленным ГОСТ 25047-87, что обеспечит возможность струйного введения лекарственных препаратов через порт для дополнительных инъекций при перекрытом регуляторе скорости вливания). Кроме того, в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки Заказчик не устанавливает требований к расположению жидкостного фильтра в системе для внутривенного вливания.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
28.10.2015 и 30.10.2015 на запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчиком были даны ответы, согласно которым принято решение о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме, а именно в п. 5 приложения N1 "Спецификация". 03.11.2015 на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчиком был дан ответ, из которого следует, что необходимости внесения изменения в аукционную документацию нет, поскольку указанные характеристики и компоновка в полной мере соответствуют нуждам Заказчика. Таким образом, Заказчиком были выполнены требования, установленные п. 4, п. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя не представил доказательств того, что предъявляемые Заказчиком требования к объекту закупки (п. 5 "Система для переливания инфузионных растворов" приложения N1 "Спецификация" документации об электронном аукционе), огранивают возможность поставки того или иного товара, а, следовательно, ограничивают круг участников закупки, в том числе Заявителя.
Кроме того, на Заседании Комиссии Ивановского УФАС России Заявителю был задан вопрос о том, существует ли проблема на рынке связанная с невозможностью приобретения, закупаемого Заказчиком товара, и может ли Заявитель его поставить? На указанные вопросы Заявитель пояснил, что проблем с покупкой и поставкой Заказчику указанного им товара нет, однако у Заявителя имеется на складе товар (системы) с иными, отличными от требуемых заказчику характеристиками и ИП Зубов О.Б. имел намерение поставить имеющиеся у него системы.
Также Заявителю был задан следующий вопрос: при прочтении документации Вы понимали, что под наименованием "порт для дополнительных инъекций" Заказчиком подразумевался "инъекционный узел"? На данный вопрос Заявитель и его представитель ответили, что им было это понятно.
Таким образом, данная техническая ошибка не мешала сформировать предложение относительно данного товара участникам закупки.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку расходных медицинских материалов и реактивов биохимического назначения, а не на их изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что при описании объекта закупки Заказчик указал необходимые ему функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки в части п. 5 приложения N1 "Спецификация" документации об электронном аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что отказ Заказчика в поставке эквивалента системы для переливания инфузионных растворов ограничивает доступ к участию в электронном аукционе, не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Зубова Олега Борисовича на действия Заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных медицинских материалов и реактивов биохимического назначения в соответствии со спецификацией (извещение N 0333100005115000138) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ Е.В. Волкова
_______________________________ К.С. Горячева
_______________________________ Е.Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 12 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2015