Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 октября 2015 г. N 1309-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа Верхний Тагил - ,
- заявителя в лице ООО НПП "Элеком" - ,
рассмотрев жалобу ООО НПП "Элеком" (620076, г. Екатеринбург, ул. Походная, 76, оф. 123) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Верхний Тагил (624160, Свердловская обл., г. Верхний Тагил, ул. Жуковского, 13) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на модернизацию сетей наружного освещения с 13 трансформаторных подстанций г. Верхний Тагил в 2015 году (извещение N 0162300013215000052) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО НПП "Элеком" (вх. N 01-21131 от 06.10.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Верхний Тагил " при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на модернизацию сетей наружного освещения с 13 трансформаторных подстанций г. Верхний Тагил в 2015 году (извещение N 0162300013215000052), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО НПП "Элеком" указал, что положения аукционной документации в части описания объекта закупки, отсутствия проектно-сметной документации на официальном сайте нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29 сентября 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0162300013215000052 и аукционная документация на модернизацию сетей наружного освещения с 13 трансформаторных подстанций г. Верхний Тагил в 2015 году.
Начальная максимальная цена контракта составила 1 933 511,40 рублей.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 информационной карты документации об аукционе установлен объект закупки, а именно: модернизация сетей наружного освещения с 13 трансформаторных подстанций г. Верхний Тагил в 2015 году.
Частью II "Техническое задание" аукционной документации установлено описание объекта закупки, в том числе приложением N1 к техническому заданию, установлено требование заказчика к товарам (материалам), используемым при производстве работ, а именно:
|
Наименование и техническая характеристика |
Тип, марка |
Завод-изготовитель |
1 |
Щит навесной с монтажной панелью |
ЩМП-4.074У2 |
ИЭК |
2 |
Щит навесной с монтажной панелью |
ЩМП-3.074У2 |
ИЭК |
3 |
Ящик управления освещением |
ЯУЩ9601-3974 IP65 80А |
ИЭК |
4 |
Корпус для установки на опору |
КС1-IP54 |
ИЭК |
5 |
Корпус модульный пластиковый |
ЩРН-П-6 |
ИЭК |
8 |
Фотореле |
ФР-7Е |
ИЭК |
9 |
Таймер |
ТО-2 на DIN рейку |
ООО АП ЭЛ |
41 |
Кабель |
АВБбШв 4х25 |
Кам кабель |
42 |
Кабель |
АВБбШв 4х35 |
Кам кабель |
43 |
Зажим натяжной |
ЗАБ 16-25 |
ИЭК |
44 |
Зажим натяжной |
RPA 425/95 |
НИЛЕД |
Также, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.40 информационной карты аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие Участника закупки на выполнение работ, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара (могут быть предоставлены в соответствии с формой 1 в приложении N 1 "Рекомендуемые для заполнения формы" к Части 1 "Информационная карта" документации об аукцион в электронной форме).
Таким образом, в нарушение ч. 2, 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, содержит требование к производителю товара и не содержит показателей, конкретные значения которых необходимо представить в первой части заявки, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям, установленных аукционной документацией.
Кроме того, техническим заданием предусмотрено, что работы должны выполняться в соответствии с проектной документацией.
В соответствии с п. 1 ст.740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 указанной статьи.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрКРФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации, разработанной в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта, в части расчёта цены и объёмов работ по строительству.
Комиссией установлено, что аукционная документации, размещенная на официальном сайте одновременно с извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300013215000052 в установленные Законом о контрактной системе сроки, не содержит информации о проектной документации, в соответствии с которой необходимо выполнить работы.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, так как вводит участников закупки в заблуждение относительно объемов выполняемых работ, по причине не размещения проектной документации в составе аукционной документации на официальном сайте.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) установлены разделом 33 указанного Перечня.
Требования к участникам закупки установлены заказчиком в п. 39 информационной карты аукционной документации.
Комиссией установлено, что требований к участникам закупки в части соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, о наличии свидетельства саморегулируемой организации заказчиком установлено не было, что нарушает ч.1 ст.31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
07 октября 2015 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 2 заявки от участников закупки. Участникам закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 1,2, отказано в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с ч.6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения заявок от 07.10.2015 г. в нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе не содержит указаний на положения аукционной документации, которым не соответствуют заявки участников закупки с порядковыми номерами 1, 2.
В данных действиях комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО НПП "Элеком" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Верхний Тагил выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 33, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии заказчика в лице Администрации городского округа Верхний Тагил выявлено нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Администрации городского округа Верхний Тагил, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 2.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 октября 2015 г. N 1309-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2015