Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлениюАдминистрации г. Томска
от 31 августа 2012 г. N 1019
Городская долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Томск" на 2013-2015 годы
28 мая, 6, 19 августа 2013 г.
Постановлением Администрации г. Томска от 19 августа 2013 г. N 886 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления
I. Паспорт городской долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Томск" на 2013-2015 годы (далее по тексту - Программа)
(название целевой программы)
Администрация Города Томска(Заказчик целевой программы)
II. Анализ текущей ситуации
2.1. Анализ сводных топливно-энергетических балансов муниципального образования "Город Томск" по видам топливно-энергетических ресурсов
Одним из способов оценки фактического потребления энергоресурсов муниципальным образованием, выявления причин возникновения и определения объема потерь топливно-энергетических ресурсов является составление частных и сводных топливно-энергетических балансов.
Назначение топливно-энергетических балансов:
- оценка обеспеченности топливом и энергией экономики и жизнедеятельности населения;
- разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно-энергетических ресурсов;
- выявление и оценка резервов экономии топлива и энергии;
- совершенствование нормирования и разработка научно-обоснованных норм расхода топлива и энергии на производство продукции по отраслям промышленности;
- определение требований к организации и совершенствованию учета и контроля расхода энергоносителей.
В структурах сводных топливно-энергетических балансов муниципального образования "Город Томск" (далее - ТЭБ) присутствуют электрическая энергия, тепло, нефтепродукты, сырая нефть, дрова, уголь и природный газ.
Электрической энергией и теплом потребителей обеспечивают генерирующие предприятия ТГК-11, дизельные станции и промышленные котельные.
Объемы вырабатываемой и, соответственно, потребляемой электроэнергии увеличиваются; тепловой энергии - выработка увеличивается, потребление - снижается (при этом потери тепла при передаче и распределении увеличиваются от 7 до 15%).
Доминирующим топливом в структуре генерирующих предприятий является природный газ (на его долю приходится от 84 до 89%), около 1% - мазут, 15 - 10% - уголь.
Структура потребительской части ТЭБ по видам топливно-энергетических ресурсов в 2009 году для среза конечных потребителей, следующая:
- природный газ - 50%,
- уголь - 12%,
- электрическая энергия - 23%,
- тепловая энергия - 14%,
- нефтепродукты - 1%.
Значительные объемы использования природного газа в структуре ТЭБ объясняются определенным профилем обрабатывающих отраслей промышленности и добычей газа на территории Томской области.
Анализ сводных ТЭБ по видам топливно-энергетических ресурсов показал наличие статистического расхождения между конечным и фактическим потреблением, которое объясняется рядом причин, а именно:
- недостаточной статистической информацией (по ряду лет данные отсутствуют),
- неточностью предоставленной статистики,
- ограниченностью круга потребителей, которые попадают в срез крупных и средних предприятий, годовое потребление ТЭР у которых 2 т.у.т. и более.
2.2. Анализ сводных топливно-энергетических балансов по видам экономической деятельности
Сектор конечного потребления в муниципальном образовании "Город Томск" представлен такими видами экономической деятельности, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, сфера обслуживания и коммунально-бытовое хозяйство, а также население.
Наибольшие объемы потребления топливно-энергетических ресурсов (от 58 до 63%) приходятся на отрасли промышленности, представленные обрабатывающими производствами и производством и распределением электрической энергии, газа и воды.
Средняя по муниципальному образованию энергоемкость выпуска промышленной продукции, рассчитанная как отношение топливно-энергетических ресурсов, потребляемых в промышленности к объему продукции, произведенной чистыми видами экономической деятельности (обрабатывающей, добывающей, производством и распределением ЭЭ, газа и воды), в 2005 году составила 101 кг у.т./тыс. руб., в 2009 году - 57 кг у.т./тыс. руб. (для справки: в Томской области - 34 кг у.т./тыс. руб.).
На фоне роста объемов производства сельскохозяйственной продукции происходит снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, которое связано с сокращением объемов тепловой энергии, дров и нефтепродуктов и приводит к сокращению энергоемкости производства сельскохозяйственной продукции с 32 кг у.т./тыс. руб. (в 2005 году) до 6,3 кг у.т./ тыс. руб. (в 2009 году).
Предприятиями и организациями по виду экономической деятельности "Транспорт и связь" в 2005-2009 гг. было потреблено от 6 до 15% топливно-энергетических ресурсов преимущественно электрической энергии, тепла и природного газа. В 2008-2009 гг. структура потребления ТЭР по этому виду экономической деятельности меняется за счет значительного сокращения объемов потребления природного газа. Энергоемкость производства продукции и оказания услуг меняется от 23 кг у.т./тыс. руб. в 2005 году до 7 кг у.т./тыс. руб. в 2009 году.
Предприятиями и организациями по виду экономической деятельности "Строительство" потребляется 1% ТЭР от общего объема, потребляемого муниципальным образованием. Это преимущественно электрическая энергия, тепло и природный газ (объемы потребления природного газа с 2008 года сокращаются). Энергоемкость производства продукции по данному виду экономической деятельности в 2006 году составила 10,2 кг у.т./тыс. руб., в 2009 году - 2,9 кг у.т./ тыс. руб.
Доля потребления топливно-энергетических ресурсов предприятиями и организациями сферы обслуживания и коммунально-бытового хозяйства в разные годы рассматриваемого периода составляла 3%. В наибольших объемах этими организациями потребляется тепловая энергия и электричество. Доля остальных ТЭР около 1%.
На долю населения в структуре конечного потребления приходится от 15 до 19% ТЭР. Преимущественно это тепло (55 - 59%), электрическая энергия (32 - 34%), нефтепродукты (1 - 8%).
2.3. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов муниципального образования "Город Томск" на перспективу до 2020 года с оценкой потенциала энергосбережения (сопоставимые условия)
Производство валового муниципального продукта (отгруженные товары собственного производства, выполненные работы и услуги собственными силами в стоимостном выражении) муниципального образования "Город Томск" относительно валового регионального продукта в 2007-2009 гг. в Томской области составляло 50 - 35,6% (Таблица 2.3.1.).
Таблица 2.3.1
|
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
ВРП |
млрд. р. |
240,00 |
308,65 |
353,48 |
ВМП |
млрд. р. |
121,14 |
137,79 |
125,83 |
Доля ВМП в ВРП |
% |
50,48 |
44,64 |
35,60 |
При этом потребление муниципальным образованием "Город Томск" топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) относительно потребления ТЭР Томской областью изменялось в базовом периоде согласно данным таблицы 2.3.2.
Таблица 2.3.2
|
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
Потребление ТЭР муниципальным образованием "Город Томск" без учета потенциала |
тыс. тонн у.т. |
4 764 |
4 651 |
4 271 |
Потребление ТЭР Томской областью |
тыс. тонн у.т. |
8 102 |
9 950 |
9 910 |
Доля города в потреблении области |
тыс. тонн у.т. |
58,8 |
46,7 |
43,1 |
Исходя из данных таблиц 2.3.1., 2.3.2., можно сделать вывод, что величина потенциала энергосбережения муниципального образования "Город Томск" будет зависеть, прежде всего, от двух факторов:
1. Доли муниципального образования "Город Томск" в производстве валового регионального продукта области.
2. Доли муниципального образования "Город Томск" в потреблении топливно-энергетических ресурсов областью.
2.3.1 Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов
Базой для оценки потребления топливно-энергетических ресурсов и производства валового муниципального продукта являются тенденции, сложившиеся в период 2007-2011 гг. (таблица 2.3.3.). При составлении сводного ТЭБ всех энергоресурсов в тоннах условного топлива применялись следующие пересчетные коэффициенты (1):
N |
Коэффициенты пересчета |
1 т.у.т. |
1 |
ЭЭ, тыс. кВтч |
0,34 |
2 |
ТЭ, Гкал |
0,15 |
3 |
Газ природный, тыс. м3 |
1,15 |
4 |
Газ сжиженный, тыс. м3 |
1,57 |
5 |
Дрова, пл. м куб. |
0,27 |
6 |
Автобензин, тонн |
1,49 |
7 |
Уголь каменный, тонн |
0,77 |
8 |
Уголь бурый, тонн |
0,47 |
9 |
Диз. топливо, тонн |
1,45 |
(1) Постановление Госкомстата РФ от 23.06.1999 N 46 "Об утверждении "Методологических положений по расчету ТЭБ"
Таблица 2.3.3
Показатели повышения энергетической эффективности муниципального образования "Город Томск" на перспективу до 2020 года
Назначенный потенциал энергосбережения муниципального образования "Город Томск" к 2020 году составит 1 407,83 тыс. т.у.т. Графически потенциал энергосбережения представлен нарастающим итогом на рис. 2.3.1.
Рис. 2.3.1. Тренд реализации потенциала энергосбережения, т.у.т.
Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года удельный вес различных составляющих в общей величине указанного потенциала характеризуется следующими данными:
- жилые здания - 18 - 19 процентов;
- электроэнергетика, промышленность, транспорт - в каждом случае в диапазоне от 13 до 15 процентов;
- теплоснабжение, оказание услуг, строительство - в каждом случае в диапазоне от 9 до 10 процентов;
- производство топлива, сжигание попутного газа, энергоснабжение государственных учреждений - в каждом случае в диапазоне от 5 до 6 процентов;
- сельское хозяйство - 3 - 4 процента.
Для расчета потенциала энергосбережения по видам ресурсов, рассмотрим динамику их потребления (таблица 2.3.4.).
Таблица 2.3.4
Динамика потребления ресурсов
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
ЭЭ |
15% |
15% |
17% |
16% |
15% |
15% |
15% |
15% |
14% |
14% |
14% |
14% |
14% |
14% |
ТЭ |
17% |
19% |
21% |
17% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
Прочие ТЭР |
68% |
66% |
62% |
67% |
69% |
69% |
69% |
70% |
70% |
70% |
70% |
71% |
71% |
71% |
Динамика потребления ресурсов по муниципальному образованию "Город Томск" отличается от общей по Российской Федерации, поэтому принимаем среднее значение изменения потребления ресурсов и определяем потенциал: для электроэнергии - 16,5% от общего потенциала, по тепловой энергии - 14,7%, оставшиеся 68,8% приходятся на прочие топливно-энергетические ресурсы (рис. 2.3.2.)
Рис. 2.3.2. Теоретический тренд реализации назначенного потенциала энергосбережения по видам энергетических ресурсов, т.у.т. (нарастающим итогом)
При этом к 2020 году энергоемкость с учетом потенциала составит 25,00 кг у.т./тыс. руб., электроемкость - 3,45 кг у.т./тыс. руб., теплоемкость - 1,91 кг у.т./тыс. руб (рис. 2.3.3.)
Рис. 2.3.3. Динамики изменения основных индикаторов Программы в сопоставимых условиях с учетом реализации потенциала энергосбережения
Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов сделан с учетом изменения муниципального продукта относительно предыдущего года (строка 9 таблицы 2.3.3.).
2.4. Анализ сложившейся ситуации в бюджетной сфере муниципального образования "Город Томск"
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" проведен анализ оснащенности приборами учета тепловой и электрической энергии, холодной и горячей воды, газа по группам потребителям по состоянию на 01.06.2012.
Администрация Города Томска и ее органы, муниципальные учреждения |
Количество приборов учета теплоэнергии, шт. |
Количество приборов учета электроэнергии, шт. |
Количество приборов учета ХВС, шт. |
Количество приборов учета ГВС, шт. |
||||||||
Необходимо установить, шт. |
Установлено, шт. |
% оснащенности |
Необходимо установить, шт. |
Установлено, шт. |
% оснащенности |
Необходимо установить, шт. |
Установлено на |
% оснащенности |
Необходимо установить, шт. |
Установлено на |
% оснащенности |
|
Образование |
194 |
190 |
98% |
368 |
368 |
100% |
235 |
235 |
100% |
83 |
83 |
100% |
Культура |
18 |
15 |
83% |
50 |
50 |
100% |
50 |
50 |
100% |
34 |
34 |
100% |
Здравоохранение |
52 |
50 |
96% |
114 |
114 |
100% |
92 |
92 |
100% |
59 |
59 |
100% |
Спорт |
18 |
15 |
83% |
41 |
41 |
100% |
40 |
40 |
100% |
28 |
28 |
100% |
Другие |
23 |
18 |
78% |
43 |
43 |
100% |
56 |
56 |
100% |
29 |
29 |
100% |
Итого |
306 |
288 |
94% |
616 |
616 |
100% |
473 |
473 |
100% |
233 |
233 |
100% |
В таблице в графе "необходимо установить приборов учета тепловой энергии" не учитывается нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Томск" в связи с тем, что в этом случае распространяются положения части 5 ст. 13 ФЗ N 261 "Об энергосбережении...", согласно которым до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Таким образом, обязанность по установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии на указанных объектах у органов местного самоуправления отсутствует.
При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, представленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, а при отсутствии таких данных определяется в соответствии с пунктом 43 указанных Правил.
Таким образом, потребность в установке приборов учета представлена в таблице:
N |
Наименование учреждения |
Адрес |
Прибор учета |
Сумма, тыс. руб. |
Образование | ||||
1 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 95 г. Томска |
Томск-Северный, ул. МПС, 2а |
1 - ТЭ |
300,00 |
2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, общеобразовательная школа-интернат N 1 основного общего образования г. Томска |
ул. Смирнова, 50 |
1 - ТЭ |
810,63 |
3 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 46 г. Томска |
ул. Демьяна Бедного, 4 |
1 - ТЭ |
3 500,00 |
Органы администрации | ||||
4 |
Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Города Томска |
ул. Р. Люксембург, 16 |
1 - ТЭ |
60,00 |
5 |
Администрация Кировского района |
ул. Кирова, 11а |
1 - ТЭ |
800,00 |
Итого: |
5 470,63 |
Согласно части 2 статье 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." данные организации обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз в пять лет.
По результатам реализации программы энергосбережения в 2010-2012 годах все организации с участием муниципального образования "Город Томск" провели первое энергетическое обследование. В период реализации Программы последующее энергетическое обследование необходимо пройти муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская художественная школа N 2" Города Томска.
Энергетическое обследование муниципальных учреждений и органов администрации Города Томска регламентируется постановлением администрации Города Томска от 29.12.2011 N 1535 "О примерной форме технического задания на оказание услуг по проведению обязательного энергетического обследования муниципального учреждения муниципального образования "Город Томск".
По итогам энергетических обследований в 2010-2012 г, необходима реализация мероприятий в администрации Города Томска и ее органах, а также муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях предложенных в зарегистрированных в СРО энергетических паспортах
N |
Наименование мероприятия |
Годовая экономия энергетических ресурсов |
Средний срок окупаемости, лет |
Количество МУ, в которых необходимо провести мероприятия |
|
в натуральном выражении | |||||
единица измерения |
количество |
||||
Сводная таблица мероприятий по 88 муниципальных учреждений социальной сферы, проранжированных по среднему сроку окупаемости мероприятий |
|
||||
1 |
Замена ламп и/или светильников внутреннего освещения на энергоэффективные |
кВтч |
824502,9 |
0,50 |
61 |
2 |
Монтаж систем автоматического управления освещением. |
кВтч |
41016 |
1,05 |
9 |
3 |
Установка теплоотражателей для отопительных радиаторов |
Гкал |
494,93 |
1,08 |
35 |
4 |
Замена существующих смесителей на экономичные с аэратором |
м3 |
32292,77 |
1,56 |
34 |
5 |
Замена оборудования на энергоэффективное. |
кВтч |
235706 |
2,21 |
14 |
Гкал |
137,19 |
2,41 |
|||
6 |
Установка устройства магнитной очистки сетевой воды |
Гкал |
345,2 |
2,53 |
7 |
7 |
Восстановление теплоизоляции трубопроводов системы отопления |
Гкал |
402,2515 |
2,66 |
11 |
8 |
Установка автоматических доводчиков дверей, автоматических тепловых завес на входных дверях |
Гкал |
274,4 |
3,08 |
6 |
9 |
Замена ламп и/или светильников наружного освещения на энергоэффективные |
кВтч |
69869,8 |
3,15 |
18 |
10 |
Восстановление герметичности оконных рам и дверей |
Гкал |
506,27 |
3,76 |
31 |
11 |
Установка автоматической терморегулирующей арматуры на приборы отопления |
Гкал |
1297,472 |
3,83 |
36 |
12 |
Замена ламп и/или светильников аварийного освещения на энергоэффективные |
кВтч |
3644,7 |
4,48 |
3 |
13 |
Промывка систем отопления, перераспределение приборов отопления в расчете на 1 м2 площади помещения |
Гкал |
503,23 |
4,66 |
23 |
14 |
Замена ЭмПРА на ЭПРА |
кВтч |
492772,2 |
5,96 |
28 |
15 |
Установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с теплообменными аппаратами подготовки горячей воды, регуляторами температуры давления |
Гкал |
5752,004 |
6,50 |
44 |
Итого: |
кВтч |
1 667 511,58 |
|
|
|
Гкал |
30 320,67 |
|
|
||
м3 |
36 435,33 |
|
|
Замена оконных конструкций является дорогостоящим мероприятием, но необходимым, т.к. большинство окон в муниципальных учреждениях значительно устарели и не менялись со дня основания общеобразовательных учреждений. Старые окна с перекошенными рамами и лопнувшими стёклами пропускают тепло, пыль, задерживают солнечный свет, несут угрозу жизни и здоровью учеников в процессе эксплуатации.
Перечень муниципальных учреждений, в которых планируется мероприятие по замене оконных блоков на энергоэффективные (ПВХ) в учреждениях школьного, дошкольного и дополнительного образования, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет департамент образования администрации Города Томска, образовательных учреждениях, учреждениях просветительной и культурно-досуговой деятельности, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет управление культуры администрации Города Томска, представлен в приложении 7 к Программе. Перечень муниципальных учреждений определяется в порядке убывания площади остекления.
2.5. Анализ сложившейся ситуации в жилом фонде
Общее количество многоквартирных домов на 01.01.2012 составляет 5518 единиц, из них 149 или 3,11% многоквартирных домов с 100% муниципальной собственностью.
Ввиду того, что во всех районах муниципального образования "Город Томск" доля жилья с участием муниципальной собственности значительно мала, то на собственников жилищного фонда ляжет значительная финансовая нагрузка по обеспечению выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении...".
Капитальный ремонт жилищного фонда. На территории муниципального образования "Город Томск" принята городская долгосрочная целевая программа "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013-2015 гг." для целей организации системной работы по ремонту жилищного фонда, приведения в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов многоквартирных домов, обеспечения безопасности проживания. В рамках данной программы проводятся следующие виды работ:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
Данные виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов должны проводиться с соблюдением требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, вводимым в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Реконструкция (реновация) домов первых массовых серий. Комплексная реконструкция (реновация) является важнейшим условием эффективного использования жилищного фонда первых массовых серий, поскольку не только позволяет устранить физический и функциональный износ жилых зданий, значительно снизить эксплуатационные расходы по текущему, капитальному и аварийному ремонту, но и обеспечить прирост площади жилья за счет надстройки мансардных этажей.
За период 2010-2012 гг. на территории муниципального образования "Город Томск" реализован пилотный проект, в рамках которого была выполнена реконструкция (реновация) жилого дома по адресу пр. Комсомольский, 71 с надстройкой мансардного этажа. После выполнения работ по реконструкции (реновации) жилого дома получено дополнительно 12 квартир, общей площадью 519,26 м2. Реализованы мероприятия по энергосбережению, такие как: модернизация системы теплоснабжения, замена всех сетей холодного и горячего водоснабжения, замена сетей водоотведения, замена электросетей в подъездах, подвале.
За период реализации Программы необходимо реконструировать еще 16 домов.
Энергетические обследования. На сегодняшний день 25 многоквартирных домов провели энергетические обследования. Особое внимание при проведении энергетического обследования следует уделить проведению тепловизионного контроля.
Кроме того, статья 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." устанавливает следующие требования к домам, вводимым в эксплуатацию:
"6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта."
Оснащение приборами учета ТЭР. Оснащенность населения приборами учета ТЭР на 01.06.2012 представлена в таблице
Вид ТЭР |
Необходимое количество приборов учета, шт. |
Установлено, шт. |
Требуется установить, шт. |
% оснащенности |
1. Тепловая энергия (коллективный учет) |
2 570 |
2 327 |
243 |
90,5 |
2. Горячая вода (коллективный учет) |
2 044 |
1 826 |
218 |
89,3 |
3. Электрическая энергия (индивидуальный учет)* |
182 162 |
172 477 |
9 685 |
94,7 |
4. Электрическая энергия (коллективный учет) |
4 144 |
4 028 |
116 |
97,2 |
5. Холодная вода (индивидуальный учет) |
235 615 |
107 024 |
128 591 |
45,4 |
6. Холодная вода (коллективный учет) |
4 059 |
605 |
3 454 |
14,9 |
7. Горячая вода (индивидуальный учет) |
78 496 |
68 280 |
10 216 |
87,0 |
8. Газ (индивидуальный учет) |
12 759 |
324 |
12 435 |
2,5 |
*количество приборов учета указано из расчета одного на жилой дом (квартиру (ИПУ)). Количество может быть изменено Абонентом
Таким образом, максимальная оснащенность населения по электрической энергии (коллективные приборы учета), минимальная - по холодной воде (коллективные и индивидуальные приборы учета) и газу (индивидуальный прибор учёта).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." до 1 июля 2012 года собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение их приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Индивидуальные приборы учета используемого природного газа должны быть установлены до 1 января 2015 г.
Постановлением Администрации г. Томска от 19 августа 2013 г. N 886 в подраздел 2.6 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления
2.6. Анализ сложившейся ситуации в системах коммунальной инфраструктуры
К предприятиям коммунального комплекса относятся предприятия, предоставляющие услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения объектам жилого фонда, социальной сферы, прочим объектам капитального строительства.
Основным предметом деятельности предприятий коммунального комплекса является генерация и транспортировка тепловой энергии, транспортировка электрической энергии, приготовление и водоснабжение (питьевой, технической воды), водоотведение.
Осуществление мероприятий в системах коммунальной инфраструктуры направлено на повышение качества предоставляемых услуг и снижение затрат на производство и транспортировку энергоресурсов до потребителя.
К 2015 году должны быть достигнуты конкретные результаты:
- экономия всех видов топливно-энергетических ресурсов;
- вовлечение в процесс энергосбережения населения;
- увеличение обеспеченности приборами учета.
Для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов необходимо проведение мероприятий, направленных на снижение потерь энергоресурсов, прежде всего:
- реконструкция инженерных сетей;
- реконструкция и модернизация сооружений коммунального комплекса;
- установка частотных регуляторов на насосное оборудование.
Необходимо отметить, что в целях повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры также должны быть реализованы мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов наружного освещения. В соответствующих приложениях к Программе указаны перечни объектов, где необходимо выполнить проектные работы по строительству и реконструкции, а также капитальный ремонт сетей наружного освещения по районам Города Томска.
2.7. Анализ сложившейся ситуации в муниципальном транспортном комплексе
На территории муниципального образования "Город Томск" действуют два предприятия, в ведении которых находится муниципальный транспорт, а именно ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление", УМП "Спецавтохозяйство г. Томска". Состояние транспортного парка представлено в таблицах ниже:
ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление"
Показатель |
вид транспорта |
технологический транспорт |
ЛиАЗ |
трамвай |
троллейбус |
|||||||||||
вид топлива |
бензин |
дизель |
дизель |
электроэнергия на тягу |
электроэнергия на тягу |
|||||||||||
ед. изм., период |
2010 |
2011 |
по апр. 2012 |
2010 |
2011 |
по апр. 2012 |
2010 |
2011 |
по апр. 2012 |
2010 |
2011 |
по апр. 2012 |
2010 |
2011 |
по апр. 2012 |
|
Количество единиц муниципального транспорта |
шт. |
30 |
31 |
30 |
12 |
12 |
12 |
22 |
22 |
22 |
46 |
45 |
45 |
87 |
104 |
105 |
Количество энергоэффективных и высоко экономичных по использованию топлива единиц транспорта |
шт. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
22 |
22 |
22 |
0 |
0 |
0 |
13 |
61 |
61 |
Годовое потребление топлива |
тыс. л., тыс. кВтч |
171 |
227 |
86 |
59 |
54 |
15 |
582 |
659 |
228 |
6059 |
5121 |
1943 |
12026 |
10275 |
3883 |
тыс. руб. |
3 399 |
5 079 |
1 857 |
1 158 |
1 228 |
349 |
11 348 |
14 862 |
5 454 |
18 740 |
15 923 |
6 383 |
36 940 |
32 228 |
12 723 |
|
Удельный расход топлива на 1 км |
|
0,237 |
0,239 |
0,284 |
0,831 |
0,857 |
0,867 |
0,413 |
0,41 |
0,451 |
2,929 |
2,837 |
3,454 |
2,931 |
2,466 |
2,862 |
Потери топлива |
л., кВтч |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"
Показатель |
ед. изм. |
бензин |
дизель |
газ |
электричество |
|
мех-мы |
авто |
|||||
Количество единиц техники |
шт. |
32 |
85 |
68 |
51 |
- |
Количество энергоэффективных и высоко экономичный по использованию топлива единиц техники |
шт. |
- |
85 |
68 |
51 |
- |
Годовое потребление топлива |
л., м3, кВтч, м/ч |
472 178,64 |
2 253 706,44 |
827 345,52 |
- |
|
Удельный расход топлива на 1 км |
|
0,57 |
8,49 |
0,61 |
0,57 |
- |
Потери топлива |
л., м3, кВтч |
- |
- |
- |
- |
- |
Энергосбережение и энергоэффективность в ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление"
1. перевод муниципального транспорта на газомоторное топливо. Экономико-социальное обоснование:
- Работа двигателя на газе приведет к снижению расходов на топливо примерно в 2 раза.
- Газ при сгорании образует гораздо меньше копоти в цилиндрах, чем бензин. Меньшее количество нагара препятствует закоксовыванию поршневых колец. Таким образом, двигатель изнашивается значительно медленнее.
- Срок службы моторного масла увеличится в 1,5 - 2 раза.
- Суммарная токсичность выхлопных газов снизится в 2 - 3 раза. Этому способствует отсутствие в газе свинца и прочих тяжелых металлов, содержащихся в бензине.
- В 2 - 3 раза снизится шум двигателя. Октановое число газового топлива 102 - 108, что практически исключает детонацию. Это свойство газа особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих дорогой высокооктановый бензин.
На основе анализа состояния транспортного парка предприятия, в 2013 году необходимо перевести 42 единицы техники на газомоторное топливо.
2. замена реостатно-контакторной системы управления тяговыми двигателями на систему с электронным управлением.
Согласно проведенным в городе Новосибирск испытаниям троллейбусов и трамваев, на которых была произведена замена реостатно-контакторной системы управления тяговыми двигателями на систему с электронным управлением (разработанную и произведенную НПФ "АРС ТЕРМ"), экономия потребляемой электроэнергии для трамваев составляет 49,4% с учетом рекуперации (повторного использование) и 33,3% - без учета рекуперации (ориентировочная стоимость комплекта 980 тысяч рублей); для троллейбусов - привод переменного тока с функцией автономного хода обеспечивающий экономию 42% с учетом рекуперации, 31% - без учета рекуперации (ориентировочная стоимость комплекта 750 тысяч рублей).
Учитывая полученный опыт и результаты, в качестве пилотного проекта необходимо провести данное мероприятие на 16 троллейбусах, что позволит экономить 608 416 кВтч ежегодно по предварительным расчетам.
Энергосбережение и энергоэффективность в УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"
1. организация комплекса мер по внедрению использованию биокатализатора топлива
В первом полугодии 2012 года проведены исследования влияния биокатализатора на эксплуатационный расход топлива автомобильного двигателя. Согласно данным исследования экономия удельного расхода дизельного топлива при применении биокатализатора представлена в таблице
Параметр |
Работа на ДТ |
Средний экономический эффект |
|
Стандартное топливо |
Дизельное топливо с применением биокатализатора |
||
Расход топлива, л/100 км |
55,71 |
46,86 |
15,88% |
Расход топлива, л/час |
9,4 |
7,47 |
20,53% |
2. установка датчиков расхода топлива на автомобили, организация GPS мониторинга
Экономический эффект на предприятия выражается в сокращении расхода топлива по 10-40% благодаря нескольким факторам: наибольший эффект от внедрения системы GPS слежения и мониторинга транспорта состоит в значительном сокращении воровства топлива на предприятии, сокращении реального и уничтожении "мнимого" (накрученного) пробега. Система мониторинга транспорта учитывает только фактически преодоленное расстояние.
Внедрение GPS мониторинга автотранспорта и системы контроля топлива на коммунальную и дорожную технику позволяет кроме экономии на топливе добиться прозрачного контроля качества выполнения работы по уборке улиц, вывозу мусора и т.д. Кроме всего прочего это очевидно положительно сказывается на городской экологии.
III. Основные цели и задачи целевой программы
Целью Программы является повышение эффективности использования энергетических ресурсов на территории муниципального образования "Город Томск".
По результатам анализа реализации в 2010-2012 гг. программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Томск", на 2013-2015 годы, в целях сохранения заданных в Программе темпов реализации потенциала энергосбережения, необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Популяризация основ энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов, путем реализации организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Согласно ст. 22 гл. 6 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." органы местного самоуправления обязаны организовать информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона. Формирование энергосберегающего образа жизни должно быть направлено на определенные группы воздействия населения: домохозяйки, школьники, студенты, пенсионеры, муниципальные служащие и т.д.
Задача 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере муниципального образования "Город Томск"
Согласно главе 7 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." муниципальные учреждения и организации с участием муниципального образования должны обеспечить энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в том числе снижение в сопоставимых условиях объема потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
Задача 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилом фонде
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." представлен перечень требований и мероприятий, обеспечивающих снижение объема используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде.
Задача 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры
В Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." представлен ряд мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, реализуемые организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Задача 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном транспортном комплексе
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности..." муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя перечень мероприятий по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
IV. Этапы целевой программы и сроки их реализации
Программа рассчитана на 2013-2015 годы и не подразумевает деление на этапы.
V. Перечень основных мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы представлен в Приложении 3 к Программе.
Стоимость мероприятий рассчитана исходя из средней рыночной цены на товары, работы, услуги, необходимые для их реализации, согласно прайс-листам организаций. Стоимость мероприятий 2.5.1-2.5.15 заявлена энергоаудиторскими организациями, проводившими энергетическое обследование.
VI. Экономическое обоснование реализации мероприятий целевой программы. Ожидаемый эффект от реализации целевой программы и целевые показатели
6.1. Оценка социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий
По итогам реализации Программы за 2013-2015 годы планируется достижение следующих социально значимых конечных результатов:
- изменение менталитета граждан в отношении экономии потребляемых энергоресурсов путем проведения пропаганды энергосбережения в средствах массовой информации;
- увеличение числа сотрудников муниципальных учреждений, прошедших обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- популяризация энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся старших классов образовательных учреждений муниципального образования "Город Томск";
- по результатам проведенных энергетических обследований, проведение организациями бюджетной сферы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности как самостоятельно, так и посредством заключения энергосервисных контрактов. К началу 2013 года все организации, указанные в ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." должны приступить к реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
Ожидаемый экономический эффект в результате реализации Программы выразится в следующем:
- снижение на 15% объема потребляемых энергетических ресурсов относительно 2009 года в сопоставимых условиях во всех муниципальных учреждениях.
- снижение технологических потерь ТЭР за счет внедрения инноваций и модернизации энергетического хозяйства муниципального образования "Город Томск";
В целом по всем отраслям экономики муниципального образования в результате реализации комплекса мероприятий планируется снизить энергоемкость муниципального продукта с 31,45 кг у.т./тыс. руб. в 2012 году до 29,03 кг у.т./тыс. руб. в 2015 году при реализации назначенного потенциала энергосбережения 432,16 тыс. т.у.т.
6.2. Ожидаемые результаты Программы и целевые показатели
Оценка эффективности реализации Программы производится согласно Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 года N 273.
Индикаторы (исходные данные), необходимые для расчета целевых показателей представлены в Приложении 1 к Программе.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1225 от 31.12.2009 целевые показатели Программы группируются следующим образом:
Группа А - Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре;
Группа F - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Показатели результативности Программы представлены в приложении 2 к Программе.
Индикаторы, позволяющие оценить эффективность каждого мероприятия с целью определения их значимости, представлены в приложении 4 к Программе.
Постановлением Администрации г. Томска от 19 августа 2013 г. N 886 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления
VII. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета муниципального образования "Город Томск" городской долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Томск" на 2013-2015 годы
(наименование целевой программы)
Администрация Города Томска
(Заказчик целевой программы)
Постановлением Администрации г. Томска от 28 мая 2013 г. N 526 в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления
VIII. Механизм контроля за реализацией целевой программы
Заказчиком Программы выступает администрация Города Томска.
Разработчик Программы - МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Исполнителями Программы являются органы администрации Города Томска с привлечением при необходимости иных юридических и физических лиц, отбор которых осуществляется в соответствии с законодательством. В целях достижения поставленных целей и реализации отдельных мероприятий Программы возможно:
- взаимодействие администрации Города Томска и ее органов с общественными организациями на основании договоров о совместной деятельности;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования "Город Томск";
- заключение муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет администрация Города Томска.
Текущий контроль и управление Программой осуществляет МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" в пределах своих полномочий, в том числе координирует деятельность ее исполнителей, разрабатывает проекты муниципальных правовых актов, необходимых для реализации Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Мониторинг целевых индикаторов Программы осуществляется МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Ответственные за предоставление информации об исполнении мероприятий ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" отчетность о реализации Программы и об использовании финансовых ресурсов по установленной заказчиком Программы форме.
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет отчёт о реализации Программы в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, согласно приложениям 8-10 к порядку разработки и реализации городских долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования "Город Томск", утверждённому постановлением администрации города Томска от 01.07.2009 N 562.
Распределение средств на реализацию отдельных мероприятий главным распорядителям средств бюджета муниципального образования "Город Томск" осуществляется в соответствии с методиками согласно приложениям 5-6 к Программе.
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и затраты на них, состав исполнителей мероприятий Программы. При необходимости, МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" готовит предложения о корректировке перечня мероприятий и средств на их реализацию для утверждения в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.