Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
В Городе Томске действует приоритет бесплатного дополнительного образования и равного доступа к его получению.
В отрасли "Образование" функционируют 17 муниципальных бюджетных и автономных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются 60 152 обучающихся.
Сохранено видовое разнообразие муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. В сети учреждений функционируют:
- 1 Дворец творчества детей и молодёжи;
- 7 домов детского творчества;
- 8 центров различной направленности;
- 1 школа искусств.
Занятость детей в учреждениях дополнительного образования по направленностям на 01.01.2012 г.:
1. научно-техническая - 1 430 обучающихся;
2. спортивно-техническая - 448 обучающихся;
3. эколого-биологическая - 1 600 обучающихся;
4. туристско-краеведческая - 2 999 обучающихся;
5. физкультурно-спортивная - 7 819 обучающихся;
6. художественно-эстетическая - 21 922 обучающихся;
7. культурологическая - 2 876 обучающихся;
8. другие направленности - 21 058 обучающихся.
Всего: 60 152 обучающихся.
Идет процесс обновления содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса, в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей, а также реализацией концепции модернизации образования. В 2011-2012 учебном году открылись новые востребованные объединения, например, "Образовательная робототехника". На базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей "Планирование карьеры" г. Томска открыт школьный бизнес-инкубатор.
Новое содержание деятельности учреждений отражается в таких направлениях как: формирование гражданско-правовой культуры (через участие детей в работе детско-юношеского парламента, органах ученического самоуправления, волонтёрском движении); формирование здорового образа жизни, экологической культуры; участие в антикоррупционных мероприятиях.
Успешность деятельности учреждений дополнительного образования определяется, в том числе, большим количеством социальных партнёров, с которыми организуется совместная работа.
Укрепляется материально-техническая база учреждений дополнительного образования. Так, в 2009 году, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества "Наша гавань" г. Томска переехало в здание по адресу: ул. Карла Маркса, 31. Ведется ремонт здания, в котором располагается муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Планирование карьеры" по адресу: ул. Смирнова, 28/1. Выполнен ремонт актовых залов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца творчества детей и молодежи г. Томска и муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Планета" г. Томска. Построены детские автогородки на территории Дворца творчества детей и молодежи и муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчества "Искорка" города Томска.
Департаментом образования и каждым учреждением дополнительного образования детей реализуется план мероприятий по снижению бюджетных издержек, повышению эффективности деятельности, рациональному использованию помещений и бюджетных средств.
Несмотря на доминирование процессов стабильного функционирования, в учреждениях дополнительного образования протекают и специально организуются процессы развития. Основными признаками этих процессов являются:
- наличие программы развития в каждом учреждении,
- инновационная и экспериментальная деятельность педагогов дополнительного образования,
- наличие авторских и экспериментальных образовательных программ,
- авторские разработки и публикации педагогов дополнительного образования, предназначенные для распространения передового педагогического опыта,
- организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
В практику работы вошли ежегодные научно-практические конференции, работают проблемно-творческие группы и методические объединения педагогов по всем направленностям.
Вышеперечисленные факты подтверждает обоснованность решения департамента образования о выделении учреждений дополнительного образования как специального сектора муниципальной системы образования.
Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями, в системе дополнительного образования детей существует совокупность проблем, которые препятствуют использованию потенциала системы в полной мере:
- Изнашивание материальной базы учреждений дополнительного образования; возвращение зданий типовых детских садов, в которых размещались учреждения дополнительного образования, в систему дошкольного образования; передача специализированных учреждений в другую отрасль;
- Отставание темпов развития материально-технической базы учреждений от темпов развития современных технологических процессов, что приводит к снижению количества программ технической направленности;
- Ограниченность финансирования основных муниципальных мероприятий, а также участия обучающихся в региональных и всероссийских мероприятиях;
- Недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- Старение педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, поскольку материальные условия работы в системе дополнительного образования не позволяют в необходимой мере привлекать молодые кадры, способные заниматься с детьми в рамках наиболее популярных и востребованных видов деятельности.
Таким образом, разработка Программы обусловлена необходимостью решения вышеперечисленных проблем в системе дополнительного образования детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.