Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 18 ноября 2015 г. N 264
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Терёшиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальным заказчиком - Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" при проведении электронного аукциона на проведении капитального ремонта 1 подъезда жилого дома, по адресу: г. Чита, ул. Труда, 12" (реестровый N0191300010915000056),
в присутствии представителя заказчика Крючковой Н.И. (доверенность от 19.10.2015), представителя заинтересованного лица - генерального директора ООО СК "МНО" Егоян М.М. (права по должности), в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
11 ноября 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия муниципального заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" при проведении электронного аукциона на проведении капитального ремонта 1 подъезда жилого дома, по адресу: г. Чита, ул. Труда, 12" (реестровый N0391300010915000056).
Из жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" следует, что документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:
1) Несоответствие требования к гарантийному сроку на выполненные работы в пункте 16 информационной карты (2 года) пункту 7 описания объекта закупки (3 года).
2) Пункт 3.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством.
3) Условие проекта контракта: "Обязательства Заказчика по оплате цены контракта считаются исполненными с момента списания денежных средств в размере, установленном контрактом, с расчетного счета Заказчика. За дальнейшее прохождение денежных средств Заказчик ответственности не несет" заявитель считает неправомерным, полагая возможной ситуацию, когда заказчик ошибочно перечислит деньги на другие реквизиты. В этом случае обязательство заказчика по оплате будет выполнено, но подрядчик оплаты не получит. Заявитель считает, что в проекте контракта должно быть условие, что датой оплаты должна быть дата поступления денежных средств на расчетный счет подрядчика.
4) Заказчиком неустановленно дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки".
5) Отсутствует конкретный срок действия контракта, что не дает возможности спланировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта.
Заявитель просит выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, пояснив следующее.
1. Разные требования к гарантийным срокам объясняются разными требованиями к временным рамкам, видам работ.
2. Поскольку сметная стоимость работ рассчитана с НДС, исключить указанное условие нет возможности вне зависимости от применяемой участником закупки системы налогообложения.
3. Ошибочное перечисление средств по другим реквизитам исключено, довод заявителя представитель заказчика считает несостоятельным.
4. Представитель заказчика не усматривает применимость в закупке требований Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки", полагая, что названное постановление распространяется при проведении закупок свыше 50 млн.руб.
5. Срок выполнения работ установлен в информационной карте аукционной документации и пункте 2.1 проекта муниципального контракта. Полное исполнение обязательств сторонами возможно и после окончания сроков контракта, например, если подрядчик несвоевременно выполняет свои обязательства.
Представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
13 октября 2015 года муниципальным заказчиком - Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" размещены извещение, документация о проведении аукциона на проведении капитального ремонта 1 подъезда жилого дома, по адресу: г. Чита, ул. Труда, 12" (реестровый N0191300010915000056). Начальная (максимальная) цена контракта 23 887 374,00 рублей.
Описание объекта закупки установлено в документации ("Техническое задание на капитальный ремонт 1 подъезда по адресу: г. Чита, ул. Труда, 12"). Также отдельно установлено "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей в многоквартирном доме по ул. Труда,12, расположенном на территории городского округа "Город Чита".
Требования к составу заявок установлено в разделе "Требования, предъявляемые к документам" информационной карты аукционной документации.
На участие в аукционе поступило 14 заявок, членами аукционной комиссии заявки не рассмотрены.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Доводы заявителя о несоответствии требований к гарантийному сроку на выполненные работы признан Комиссией необоснованными. В силу пункта 7.2.2 проекта контракта установлено, что на объект, сдаваемый в эксплуатацию, устанавливается гарантийный срок устранения дефектов, который предусмотрен для каждого вида работ техническим заданием - для инженерных - 2 года, для общестроительных - 3 года. Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе установленными различными гарантийными сроками для разных видов работ.
2. В соответствии с пунктом 3.1 проекта муниципального контракта общая стоимость работ, выполняемых по контракту, включает, в том числе, НДС.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Таким образом, уменьшение суммы контракта на сумму налоговых платежей Законом о контрактной системе предусмотрено только для физических лиц.
Комиссия считает, что поскольку стоимость выполняемых работ (проектная документация) включает НДС, у заказчика отсутствуют основания для исключения из цены контракта суммы названного налога.
3. Довод заявителя о неправомерном включении в проект контракта условия о порядке оплаты: "Обязательства Заказчика по оплате цены контракта считаются исполненными с момента списания денежных средств в размере, установленном контрактом, с расчетного счета Заказчика. За дальнейшее прохождение денежных средств Заказчик ответственности не несет" признан Комиссией необоснованным. Названное условие не противоречит законодательству о контрактной системе. Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе названным условием, поскольку разделом 3 проекта контракта детально регламентирован порядок расчета заказчика с подрядчиком, пункт 3.4 проекта контракта содержит четкое указание о перечислении денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте.
4. Довод заявителя о неправомерном отсутствии дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 признан Комиссией обоснованным.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статья 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1 Постановления.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 Постановления.
В соответствии с пунктом 2 приложения N1 Постановления при выполнение работ строительных, включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Извещение об аукционе содержит следующие сведения об объекте закупки:
Наименование товара, работы, услуги |
Код по ОКПД |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
Капитальный ремонт внутридомовых сетей водоотведения |
45.33.20.196 |
усл. ед |
1,00 |
596 502,00 |
596 502,00 |
Капитальный ремонт сетей водоснабжения |
45.33.20.192 |
усл. ед |
1,00 |
852 946,00 |
852 946,00 |
Капитальный ремонт электроосвещения |
45.31.11.190 |
усл. ед |
1,00 |
747 234,00 |
747 234,00 |
Капитальный ремонт силового оборудования |
45.31.11.190 |
усл. ед |
1,00 |
1 872 908,00 |
1 872 908,00 |
Ремонтно-восстановительные работы |
45.21.15.160 |
усл. ед |
1,00 |
16 515 576,00 |
16 515 576,00 |
Капитальный ремонт внутридомовых сетей отопления |
45.33.11.190 |
усл. ед |
1,00 |
3 302 208,00 |
3 302 208,00 |
Итого: |
23 887 374,00 |
Таким образом, заказчику требуется выполнение работ по коду ОКПД 45 стоимостью свыше 10 млн. руб.
При этом в документации об аукционе заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам аукциона, что является нарушением части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе дополнительные требования к участникам аукциона, нарушают часть 4 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона. Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного закона.
В нарушение указанных требований заказчиком не установлена обязанность участника предоставить во второй части заявки документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе - документы в соответствии с пунктом 2 приложения N1 Постановления N99.
Выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, влияет на определение подрядчика и является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Довод заявителя о неправомерном отсутствии в проекте контракта срока действия контракта признан Комиссией обоснованным.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем, пункт 13.1 проекта муниципального контракта устанавливает срок его действия - "вступает в силу с даты его подписания и сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных настоящим контрактом".
Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из положений проекта контракта, данный срок не определен, невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией в действиях заказчика также выявлено нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе - заказчиком в документации о закупке не установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения влияют на определение подрядчика, что является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" обоснованной частично.
2. Признать заказчика - Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" нарушившим часть 4 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терёшина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 18 ноября 2015 г. N 264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015