Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 ноября 2015 г. N 755-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Еткульского хуторского казачьего общества (далее - Заявитель, Еткульское ХКО) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране в ГБУЗ "ОКБ N3" (извещение N 0369300019215000528) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей ГБУЗ "ОКБ N 3" (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 10.01.2015, 12.01.2015;
представителя Еткульского ХКО, действующего на основании доверенности от 13.11.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 06.11.2015 поступила жалоба Еткульского ХКО на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 08.10.2015 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 3 629 870 рублей 88 копеек.
По состоянию на 13.11.2015 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в Аукционе ввиду отсутствия в составе второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на право заниматься оказанием охранных услуг.
По мнению Еткульского ХКО, право казачьих обществ осуществлять охрану государственного и муниципального имущества предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2010 N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка".
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы не согласились, пояснили, что действия аукционной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку участником закупки не представлена в составе заявки лицензия на право заниматься оказанием охранных услуг.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы Еткульского ХКО, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 17 Информационной карты документации об Аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать копию действующей лицензии на право заниматься оказанием охранных услуг (закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 года N 2487-1). Необходимый перечень видов услуг (см. в пункте 2.1 Технического задания Приложение N1 к информационной карте).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 27.10.2015 на участие в Аукционе поступило 3 заявки, два участника закупки допущены к участию в Аукционе.
Решением аукционной комиссии, отраженным в протоколе подведения итогов Аукциона от 05.11.2015, заявка Еткульского ХКО признана несоответствующей требованиям документацией об Аукционе по следующей причине: "Не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе; не соответствует п.2 ч.6 ст. 69 44-ФЗ; не соответствует п.17, п.19 п/п 1 документации об аукционе - отсутствует лицензия на право заниматься оказанием охранных услуг".
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявки участников закупки, требования пункта 17 Информационной карты документации об Аукционе, протокол подведения итогов Аукциона от 05.11.2015, приходит к выводу о соответствии действий аукционной комиссии требованиям частей 1,2, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В ходе проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В силу части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе 08.10.2015, срок окончания подачи заявок - 23.10.2015.
В нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком сокращен срок подачи заявок на один день (дата окончания подачи заявок должна быть 24.10.2015).
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 17 Информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлено требование о представлении участниками закупки во второй части заявки на участие в Аукционе декларации о том, что участники закупки не являются оффшорными компаниями.
4. В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствуют срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Ссылка Заказчика в пункте 25 Информационной карты документации об Аукционе на положение статьи 70 Закона о контрактной системе не может признаваться надлежащим исполнением требования пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку такая ссылка не содержит срок, установленный в соответствии с требованиями статей 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. В нарушение частей 1, 6 статьи 96, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствуют требования Заказчика к антидемпинговым мерам, применяемым в случае снижения участником закупки начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 %.
Ссылка Заказчика в пункте 27 Информационной карты документации об Аукционе на положение статьи 37 Закона о контрактной системе не может признаваться надлежащим исполнением требования частей 1, 6 статьи 96, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку такая ссылка не раскрывает перечень требований к антидемпинговым мерам с учетом начальной (максимальной) цены контракта по рассматриваемому Аукциону.
6. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Возможность установления требований к участникам закупки (в том числе требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта предусмотрена частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - ПП РФ N 99).
Вместе с тем, объект рассматриваемой закупки не включен в перечень объектов, при осуществлении закупок которых Заказчик вправе устанавливать требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, ПП РФ N 99.
Заказчиком в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в Приложении N 1 к Информационной карте документации об Аукционе "Техническое задание" установлены следующие требовании к технологическому оборудованию, трудовым, финансовым и других ресурсам исполнителя:
"- наличие у Исполнителя дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы (п\п а) п. 4 Положения ОЛЧОД);
- наличие в штате Исполнителя специалиста по обслуживанию технических средств охраны (п\п б) п. 4 Положения ОЛЧОД);
- наличие собственных либо арендованных средств связи и разрешение на использование радиочастот, выданное уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи (п/п б), в) п. 10 Положения ОЛЧОД).
Требования к персоналу, допускаемому к охране объекта:
- иметь при себе действующие удостоверения частных охранников, выданные в порядке, установленном статьей 11.1. Закона РФ N 2487-1 О ЧД и ОД;
- наличие трудового договора сотрудника с организацией - Исполнителем (п/п 2 ст. 1.1. Закона РФ N 2487-1 О ЧД и ОД);
- сотрудники должны быть одеты в специальную форменную одежду, позволяющую определить их принадлежность к охранной организации (ст. 12 Закона РФ О ЧД и ОД);
- иметь квалификацию, позволяющую хранить и использовать при необходимости специальные средства, разрешенные в частной охранной деятельности (Приказ МВД РФ от 28 мая 2012 г. N 543, Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 апреля 2010 г. N 430)".
Доводы Заказчика о возможности установления при описании объекта закупки требований к участнику закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и иных ресурсов в силу Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку указанный нормативный правовой акт и Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" устанавливают такие лицензионные требования к исполнителю охранных услуг, позволяющие получить лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Требование о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности Заказчик во исполнение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе определил в документации об Аукционе, что предполагает, что к участию в Аукционе допускаются лица, имеющие такую лицензию, а, следовательно, и соответствующие требованиям Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
7. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта Заказчиком не указано положение о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.
8. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно ограничено право ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Челябинской области", ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области участия в Аукционе установлением требования к лицензии на осуществление охранной деятельности, которой указанные субъекты не обладают, что подтверждается следующим.
Согласно частям 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в которую могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
При этом состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции в силу части 4 статьи 4 Закона о полиции определен Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции".
Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, согласно которому Министерство внутренних дел Российской Федерации организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации во взаимодействии с ФСБ России охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.
При этом подразделения, указанные в пунктах 8 - 15, 23, 25, 28 - 32 структуры Центрального аппарата МВД РФ, являются подразделениями полиции.
В силу пунктом 1,3 Устава ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области, утвержденного Приказом МВД России от 05.05.2012 N 482, указанное учреждение входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе.
Согласно Уставу ФГУП "Охрана", утвержденному Приказом МВД России от 13.05.2011 N 367, указанное предприятие является коммерческой организацией, одной из целей создания которого является охрана объектов различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране, обеспечение их защиты от противоправных посягательств.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы Еткульского ХКО на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 63, пунктов 1, 2, 10 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 1, 6 статьи 96, части 2 статьи 37, части 3 статьи 33, части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 ноября 2015 г. N 755-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2015