Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 октября 2015 г. N 93-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 23 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Рысева Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Ростовцева Юлия Геннадьевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; Брагина Людмила Юрьевна - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 93-03-18.1/2015 по жалобе ООО "ТЕХЛИТ" на действия аукционной комиссии государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Челябинской области "Политехнический колледж" (далее - ГАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж", Колледж, Заказчик) при проведении электронного аукциона на текущий ремонт полов с укладкой линолеума (извещение N 1069200000215000007), в присутствии представителей ООО "ТЕХЛИТ", представителей МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" по доверенностям;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕХЛИТ" на действия аукционной комиссии МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" при проведении электронного аукциона на текущий ремонт полов с укладкой линолеума (извещение N 1069200000215000007).
По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия необоснованно отклонила заявку ООО "ТЕХЛИТ" по причине непредставления документов и информации, подтверждающих, что общество не является офшорной компанией.
Представитель подателя жалобы на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе.
На заседании Комиссии представителем ООО "ТЕХЛИТ" дополнительно был заявлен довод о том, что в аукционной документации прописаны такие требования к линолеуму, которым соответствует только одна марка реализуемого на территории Российской Федерации линолеума - Армстронг Мармаретто.
Представитель МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.
Электронный аукцион на текущий ремонт полов с укладкой линолеума проведен в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку источником финансирования являются средства областного бюджета.
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупки требованиям, указанным в аукционной документации, в том числе требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Устав юридического лица не является документом, подтверждающим, что компания не офшорная.
В представленной ООО "ТЕХЛИТ" декларации о соответствии участника требованиям документации об электронном аукционе не указано, что общество не является офшорной компанией.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО "ТЕХЛИТ" является обоснованной в части по следующим основаниям.
28.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона на текущий ремонт полов с укладкой линолеума.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 525 406,03 руб.
Источник финансирования: средства областного бюджета, внебюджетные средства.
Срок подачи заявок: с момента размещения извещения до 05.10.2015.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.10.2015 10 часов по местному времени.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 06.10.2015.
Дата проведения электронного аукциона (по местному времени): 09.10.2015.
Аукцион проводился в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, поскольку Заказчик является автономным учреждением, при проведении закупки товаров, работ, услуг, Колледж должен руководствоваться Законом о закупках при наличии утвержденного положения о закупках товаров, работ, услуг, а в случае отсутствия утвержденного положения и за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на капитальные вложения в объекты государственной или муниципальной собственности, Колледж должен руководствоваться Законом о контрактной системе.
Положение о закупках товаров, работ, услуг МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" утверждено наблюдательным советом учреждения 26.12.2012 (протокол N 1) и директором учреждения.
Согласно пояснениям представителей МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" между Министерством образования и науки Челябинской области и Колледжем заключено соглашение о предоставлении целевой субсидии.
На обозрение Комиссии представлен текст указанного соглашения (без номера, даты и подписей). В соответствии с пунктом 1.2 соглашения субсидия Колледжу предоставляется для проведения ремонтных работ и внутренней отделки помещений, подготавливаемых для проведения отборочных соревнований и региональных чемпионатов ВорлдСкилcРаша (WorldSkillsRussia).
Ремонтные работы и внутренняя отделка помещений не является капитальным вложением в объект недвижимости. Данное обстоятельство Заказчиком не оспаривается.
Учитывая изложенное, МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" должно было проводить аукцион на текущий ремонт полов с укладкой линолеума в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.
Таким образом, фактически МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" нарушен порядок организации торгов.
Однако Комиссия отмечает, что проведение аукциона в соответствии с нормами Закона о контрактной системе не нарушает основных принципов Закона о закупках, а именно: обеспечивает информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Более того, действующее законодательство не содержит прямого запрета на применение норм Закона о контрактной системе автономными учреждениями при проведении закупок за счет любых средств и при наличии утвержденного в установленном порядке положения о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия считает возможным не выдавать предписание об аннулировании процедуры аукциона на текущий ремонт полов с укладкой линолеума МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж".
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из изложенного следует, что Заказчик не вправе требовать декларирование, а равно представление каких либо документов, подтверждающих, что участник не является офшорной компанией.
Раздел 7 документации об аукционе устанавливает требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 7.4 раздела 7 документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать определенные документы и информацию, в том числе декларацию о соответствии участника аукциона установленным требованиям, в частности, что участник закупки не является офшорной компанией (подпункт "е").
Указанная декларация может быть подана с использованием функционала площадки или в виде отдельного документа.
Указанное требование о декларировании того, что участник не является офшорной компанией, противоречит пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2015 заявки ООО "ТЕХЛИТ", ООО "ЭталонСтрой", ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ" признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что участник не является офшорной компанией.
Указанное основание не предусмотрено частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, следовательно, признание аукционной комиссией не соответствующими установленным требованиям заявок ООО "ТЕХЛИТ", ООО "ЭталонСтрой", ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ" не обоснованно и противоречит части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия считает возможным выдать аукционной комиссии предписание об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.10.2015 и возврате на стадию рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона.
На заседании Комиссии представителем ООО "ТЕХЛИТ" был заявлен довод о том, что в аукционной документации прописаны такие требования к линолеуму, которым соответствует только одна марка реализуемого на территории Российской Федерации линолеума - Армстронг Мармаретто.
Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку каких-либо документов, подтверждающих заявленный довод, подателем жалобы не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХЛИТ" обоснованной в части;
2. Признать действия МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" при проведении электронного аукциона на текущий ремонт полов с укладкой линолеума (извещение N 1069200000215000007), выразившиеся в установлении в аукционной документации требования о декларировании того, что участник не является офшорной компанией, нарушением пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать действия аукционной комиссии МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" при проведении электронного аукциона на текущий ремонт полов с укладкой линолеума (извещение N 1069200000215000007), выразившиеся в необоснованном признании не соответствующими установленным требованиям заявок ООО "ТЕХЛИТ", ООО "ЭталонСтрой", ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ" нарушением части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии МАОУ СПО (ССУЗ) ЧО "Политехнический колледж" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Председатель Комиссии Е.Г. Рысева
Члены Комиссии Ю.Г. Ростовцева
Л.Ю. Брагина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 октября 2015 г. N 93-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2015