Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2016 г. N 44-4892/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик):
ООО "ИСТ Сервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28842-ЭП/16 от 16.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по оказанию услуг по организации сбора, транспортировки, обезвреживанию (сжигание) медицинских отходов класса "Б", "Г" (просроченные лекарственные средства, формалин) для СПб ГБУЗ "ГКОД" в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100037116000285. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 191 666,67 рублей.
В жалобе ООО "ИСТ Сервис" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении положений Закона о контрактной системе по основаниям изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "Копию собственной лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2, статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Сбор отходов I-IV класса опасности, транспортирование отходов I-IV класса опасности). Виды отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности (отходы формалина при технических испытаниях и измерениях - код ФККО - 94151101103);
- Копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2, статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Обезвреживание отходов I-IV класса опасности). Виды отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности (Лекарственные средства, пришедшие в негодность; отходы формалина при технических испытаниях и измерениях) или агентский договор с лицензированным предприятием и копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2, статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Обезвреживание отходов I-IV класса опасности). Виды отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности (Лекарственные средства, пришедшие в негодность; отходы формалина при технических испытаниях и измерениях) выданной лицензированной организации".
При этом согласно техническому заданию документации об аукционе установлено, что объектом закупки является организация размещения медицинских отходов класса "Б" и класса "Г".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
В соответствии с п. 30 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Классы опасности отходов установлены в ст. 4.1 Закона об отходах производства и потребления.
На основании п. 1 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011 N 22313).
Исходя из анализа положений Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 N 33393), следует, что отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов включены в реестр отходов с кодом 7 47 800 00 00 0, в котором одиннадцатая цифра является кодом класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и означает, что класс опасности для таких отходов не установлен.
Таким образом, объектом данной закупки является, в том числе, деятельность по обращению с отходами, класс опасности которых в целях лицензирования деятельности по такому обращению действующим законодательством не установлен.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, медицинские отходы подразделены в зависимости от опасности на пять самостоятельных классов:
- класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
- класс Б - эпидемиологически опасные отходы;
- класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности;
- класс Д - радиоактивные отходы.
Таким образом, к отходам 1 - 4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса "Г". Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса "Г", имеющих I - IV классы опасности) нормативно не предусмотрено.
На основании изложенного выше, Комиссия УФАС России пришла к выводу, что лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов класса "Б" в рамках Закона о лицензировании не предусмотрено. Правовых оснований для отнесения медицинских отходов к отходам I - IV классов опасности, деятельность по обезвреживанию которых подлежит обязательному лицензированию, не имеется.
В соответствии с действующим законодательством деятельность по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса Б не подлежат лицензированию, в то время как деятельность по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Г подлежит обязательному лицензированию.
Таким образом, в рамках одной закупки Заказчик объединил лицензируемый и нелицензируемый виды деятельности, что может ограничить количество участников закупки.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе были поданы заявки четырёх участников и все они были допущены к участию в нем, что свидетельствует о наличии неценовой конкуренции между участниками закупки.
Учитывая изложенное, данный довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Порядок предоставления разъяснений предусмотрен ст. 65 Закона о контрактной системе и отражен Заказчиком в подразделе "Даты начала предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе и окончания срока предоставления участниками электронного аукциона запросов на разъяснения положений документации об аукционе" информационной карты документации об аукционе.
В данном разделе документации указано, что дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 13 декабря 2016 г.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 22.12.2016.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком, в документации об аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания подачи запросов на разъяснение положений документации об Аукционе, что нарушает п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно аукционной документации, установлены дата и время окончания подачи заявок для участия в электронном аукционе: 16.12.2016 в 11:00, что не соответствует дате указанной в извещении о проведении электронного аукциона: 22.12.2015 г. в 11:00.
Данное несоответствие вводит в заблуждение участников закупки, так как неясно в какой именно срок необходимо подать заявку на участие.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
4. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с информационной картой аукционной документации указано следующее: "В случае если обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде передачи заказчику в залог денежных средств, участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, перечисляет сумму залога денежных средств указанную в пункте 1 настоящего раздела".
В соответствии со ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.
При этом согласно ст. 349 и 350 ГК РФ удовлетворение требований осуществляется путем продажи заложенного имущества с публичных торгов с направлением вырученной суммы в погашение долга.
Таким образом, одним из существенных признаков договора о залоге является возможность реализации предмета залога.
Исходя из природы денежных средств, они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей.
Следовательно, Заказчиком установлена незаконная форма обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным
5. Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИСТ Сервис" обоснованной в части доводов об указания незаконного срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, установлении противоречивого срока окончания подачи заявок, установлении незаконных требований к форме обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 11 ч. 3 ст. 64, ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что нет доказательств, что нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2016 г. N 44-4892/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016