Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 декабря 2016 г. N 4042/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.12.2016 N 398 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ЭНТОС ПЛЮС" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области , в отсутствие представителя заявителя - ООО "ЭНТОС ПЛЮС" (о месте и времени заседания Комиссии уведомлено), рассмотрев материалы дела N 492-16-Т по жалобе ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на положения документации об электронном аукционе: "Ремонт моста через р.Ольшанка на км 35+730 автодороги "Короча - Губкин - Горшечное" - Коньшино - Кочегуры - Русская Халань в Чернянском районе Белгородской области (капитальный) (закупка N 0126200000416003810) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭНТОС ПЛЮС" (далее - Заявитель) на положения документации об Электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указал, что положения документации об Электронном аукционе не в полной мере соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. В проекте контракта заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае если контракт заключается с физическим лицом.
2. Заказчиком в документации об Электронном аукционе не указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии.
3. Требование заказчика об указании участником закупки в заявке на участие в Электронном аукционе конкретных показателей характеристик используемых материалов, которые можно узнать, только при испытании определенной партии товара после его производства, является незаконным, так как обязывает участника закупки в нарушение норм Закона о контрактной системе на момент подачи заявки на участие в Электронном аукционе иметь в наличии соответствующий товар.
4. В документации об Электронном аукционе установлены требования об использовании материала - мастики МБ-50 по ГОСТ 6997-77, содержащий показатели мастики, отличные от показателей указанного ГОСТа.
Заказчик - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", уполномоченный орган - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представили возражения на жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС", с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали доводы, содержащиеся в возражении. Сообщили, что документация об Электронном аукционе разработана в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также с учетом потребностей заказчика.
Уполномоченный орган - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области поддержал доводы, содержащиеся в возражении, позицию заказчика, жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" считает необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС", возражения на жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
В Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 02.12.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - Ремонт моста через р.Ольшанка на км 35+730 автодороги "Короча - Губкин - Горшечное" - Коньшино - Кочегуры - Русская Халань в Чернянском районе Белгородской области (L=51,2 м).
Начальная (максимальная) цена контракта 7 122 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЭНТОС ПЛЮС" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Доводы, содержащиеся в жалобе, являются необоснованными по следующим основаниям.
1. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Из части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из пункта 15 "Требования к участникам закупки, установленные в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе, следует, что к участникам закупки установлены, в том числе следующие требования:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: Членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника размещения заказа требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения в процедуре аукциона)
33.2. Транспортное строительство
33.2.6 "Мосты (большие и средние)"
(Градостроительный кодекс РФ, приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, участником данной закупки не может быть физическое лицо.
Следовательно, у заказчика не возникает обязанность по включению в контракт условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При указанных обстоятельствах первый довод заявителя, содержащийся в жалобе, является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Электронном аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 9.1 проекта контракта содержится требование, согласно которому срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта, предусмотренного пунктом 4.1, не менее чем на два месяца.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 15.5 проекта контракта срок действия контракта:
- начало: с момента подписания настоящего контракта;
- окончание - до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Из пункта 4.1 проекта контракта следует, что срок выполнения работ по объекту составляет:
- начало выполнения работ: с 02 мая 2017 года;
- окончание выполнения работ: по 30 июня 2017 года (включительно).
При этом датой окончания выполнения работ является дата подписания акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14).
Из части 3.4 проекта контракта окончательный расчет производится в течение 30 дней после ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, в проекте контракта документации об Электронном аукционе установлены конкретные сроки исполнения сторонами обязательств по контракту, что позволяет определить срок действия контракта и рассчитать срок действия банковской гарантии.
При указанных обстоятельствах Заявителя, что Заказчиком в документации об Электронном аукционе не указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии, является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из пункта 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронного аукциона следует, что первая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов предлагаемых для использования (технические характеристики материалов (товаров), в соответствии с Приложением N 1 "Описание объекта закупки" (технические характеристики материалов) к документации об электронном аукционе).
При этом сведения о материалах, содержащиеся в предоставляемой участником аукциона заявке на участие в аукционе, должны быть полными, то есть должны в обязательном порядке включать в себя: конкретное наименование материалов, конкретные показатели материалов, а также товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, форменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов.
Согласно Приложению N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе используемые при выполнении закупаемых работ материалы должны соответствовать прилагаемым Техническим характеристикам материалов (товаров).
В указанных Технических характеристиках содержатся перечень материалов, которые требуется применять для выполнения работ по объекту исследуемой закупки, а также требования к характеристикам таких материалов.
При этом каждый показатель характеристик материалов содержит указание на инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Электронном аукционе (с учетом положений, изложенных в части 12 раздела I "Общие положения документации об Электронном аукционе), например:
- по позиции N 1 - щебеночно-песчаная смесь с-4 фракции 0-80 мм по ГОСТ 25607-2009, которая должна соответствовать следующим показателям ГОСТ 25607-2009: марка по дробимости, не менее - 1000 (необходимо указать конкретное значение показателя материалов), полный остаток на сите, N 063, % по массе - 80-95 (допускается указание диапазонов значений показателя), содержание пылевидных и глинистых частиц, % - до 5 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до"), в том числе, глины в комках, % - до 2 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до"), удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Аэфф - до 800 Бк/кг (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до");
- по позиции N 2 - щебень из природного камня для строительных работ, фр. 5-20 мм по ГОСТ 8267-93, который должен соответствовать следующим показателям ГОСТ 8267-93: зерновой состав (полные остатки) на контрольных ситах, % D 20 мм до 10 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до"); 0,5 (d+D) 12,5 мм 30-60 допускается указание диапазонов значений показателя; d 5 мм 90-100 (допускается указание диапазонов значений показателя), содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы, % - до 15% (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до"), содержание пылеватых и глинистых частиц, % - до 1% (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до"), содержание зерен слабых пород, % - до 3% (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до"), содержание глины в комках, % - не более 0,1 (допускается указание диапазонов значений показателя), насыпная плотность, кг/м3- не норм., марка по дробимости, не менее - 1200 (необходимо указать конкретное значение показателя материала), марка по истираемости, не ниже - И1(необходимо указать конкретное значение показателя материала), морозостойкость, число циклов, не менее - 200 (необходимо указать конкретное значение показателя материала), удельная эффективная активность естественных радионуклидов щебня, Бк/кг- до 800 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до"), содержание вредных компонентов и примесей, SO3, % (моль/л) - до 1,0 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "до");
- по позиции 3-смеси асфальтобетонные дорожные мелкозернистые типа Б марки II ГОСТ 9128-2013, которые должны соответствовать следующим показателям ГОСТ 9128-2013: щебень фр. 5-20 мм предел - прочности при сжатии при температуре 20° С, Мпа не менее 3,0 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "не менее"); песок из отс. дробления фр. 0-5 мм - предел прочности при сжатии при температуре 50° С, Мпа не менее 1,3 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "не менее"); минеральный порошок МП-1 - предел прочности при сжатии при температуре 0° С, Мпа не более 11,0 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "не более"); битум БНД 60/90 - водостойкость не менее 0,36(допускается указание диапазонов значений показателя, указание "не менее"); трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0° С, Мпа: не менее 3,5 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "не менее"), не более 6 (допускается указание диапазонов значений показателя, указание "не более"); пористость минеральной части 14-17 % (допускается указание диапазонов значений показателя); остаточная пористость, % 2,5-4,0% (допускается указание диапазонов значений показателя); водонасыщение образцов, % от 1,5 до 3,0% (допускается указание диапазонов значений показателя) и др.
Таким образом, в документации об Электронном аукционе не содержатся требования об указании показателей характеристик используемых материалов, которые можно определить только при испытании определенной партии товара после его производства.
При указанных обстоятельствах третий довод Заявителя о том, что документация об Электронном аукционе содержит незаконное требование заказчика об указании участником закупки в заявке на участие в Электронном аукционе конкретных показателей характеристик, которые можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства, является необоснованным.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ представленных заказчиком документов по организации и проведению Электронного аукциона показал следующее.
Согласно сводной ведомости ресурсов, входящей в состав документации об Электронном аукционе, заказчику для выполнения закупаемых работ требуется мастика клеящая морозостойкая битумно-маслянная МБ-50 (код ресурсов 101-0612). Данное требование также содержится в локальном сметном расчете N3-4 на сопряжения и подходы (позиция 9 раздела 9) документации об Электронном аукционе.
Согласно Положительному заключению N31-1-6-5091-16, утвержденному16.09.2016 директором ГАУ БО "Управление государственной экспертизы" сметная документация составлена в соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.20904.
В Технических характеристиках материалов по пункту 29 содержатся следующие требования: мастика МБ - 50 по ГОСТ 6997-77 "Составы для заливки кабельных муфт. Технические условия": температура каплепадения, ° С: 48-52; температура размягчения, ° С: 55-60; глубина проникания 0,1 мм при 25 ° С, мм 40; морозостойкость, ° С, не менее: -45; наличие минеральных кислот и щелочей: отсутствуют; количество нерастворимых веществ в бензоле, % не более 2.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что потребность заказчика в мастике клеящейся морозостойкой битумно-маслянной МБ-50 с указанными выше характеристиками обусловлена климатическим расположением объекта, подлежащего капитальному ремонту, и представил в материалы дела:
- копию письма ООО "ЭКСПОРТНЕФТЬ" от 27.12.2016 исх.N192, направленного в адрес ООО "Строймостсервис" (согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Электронном аукционе от 20.12.2016 с ООО "Строймостсервис" должен быть заключен контракт по результатам проведения Электронного аукциона), из которого следует, что мастика МБ-50 изготавливается согласно ГОСТ 6997-77, продукция сертифицирована и имеет паспорт качества;
- копию сертификата соответствия N РОСС RU /АГ79.Н06809 из которого следует, что мастика морозостойкая битумно-маслянная МБ-50 соответствует ГОСТ 6997-77;
- копию паспорта качества N1419, в котором содержится ниже приведенный анализ показателей мастики морозостойкой битумно-маслянной МБ-50 на соответствие нормам по ГОСТ 6997-77:
Наименование показателей |
Норма по ГОСТ |
Фактическое значение |
Наличие минеральных кислот и щелочей |
отсутствует |
отсутствует |
Количество нерастворимых веществ в бензоле, %, не более |
2 |
1 |
Температура каплепадения по Уббелоде до заливки, ° С |
48-52 |
49 |
Пробивное напряжение переменным током 50 ГЦ в течение 1 минуты (КВ) не ниже |
35 |
Не определяется |
Усадка при охлаждении, % не более |
8 |
7 |
Морозостойкость, ° С, не менее |
Минус 45 |
Минус 45 |
Водонепроницаемость |
Полная непроницаемость |
Полная непроницаемость |
и на основании приведенного анализа сделано заключение о соответствии мастики МБ-50 требованиям ГОСТ 6997-77.
Кроме того, заказчик представил копию сертификата соответствия N РОСС RU/ПЩ01.Н00666, выданного ООО "Благовещенский битумный завод", из которого следует, что мастика морозостойкая битумно-маслянная МБ-50 соответствует требованиям ГОСТ 6997-77 (имеется в материалах дела).
Таким образом, из представленных материалов следует, что мастика морозостойкая битумно-маслянная МБ-50 с соответствующими характеристиками изготавливается в соответствии с ГОСТ 6997-77.
Иных доказательств, опровергающих доводы заказчика о соответствии мастики МБ-50 требованиям ГОСТ 6997-77, Заявителем не представлено.
С запросами о разъяснении положений документации об Электронном аукционе к заказчику никто из участников закупки не обращался.
При указанных обстоятельствах четвертый довод Заявителя является необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Л.В.Родимкина
Члены Комиссии: Н.Г. Токманцева
М.В. Бесчастнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 декабря 2016 г. N 4042/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016