Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 мая 2014 г. N 02-06/54-14
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок 29 мая 2014 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 03 июня 2014 года.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - ___________ - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
____________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
____________ - специалист-эксперт отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности;
в присутствии представителей:
заказчика - Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн" (далее - ГБУ РМЭ РКГВВ, заказчик)
___________ (доверенность от 28 мая 2014 года N 251);
заявителя - Открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в г. Йошкар-Ола - ___________ (доверенность от 26 мая 2014 года N 30);
представителя Общества ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Республике Марий Эл - _____________ (доверенность от 10 января 2014 года N 39); _____________ (доверенность от 10 января 2014 года N36);
представителя Национального банка Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации ______________ (специалиста 1 категории Отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, приказ от 16 апреля 2014 года N ЛС1 514),
рассмотрев жалобу Открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в г. Йошкар-Ола, ИНН 7705042179 (далее - Филиал ОСАО "Ингосстрах") на действия заказчика - ГБУ РМЭ РКГВВ, при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика как владельца автотранспортных средств (услуги ОСАГО), номер извещения 0308200003514000050 в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 22 мая 2014 года поступила жалоба Филиала ОСАО "Ингосстрах" на действия единой комиссии ГБУ РМЭ РКГВВ при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика как владельца автотранспортных средств (услуги ОСАГО), номер извещения 0308200003514000050 в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru).
По мнению заявителя, процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок проведена с нарушением требований части 6 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части определения победителя запроса котировочных предложений, который произвел расчет страховых тарифов не в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации тарифами и коэффициентами.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу Заявителя необоснованной, поддержал письменные объяснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы (N 245 от 27.05.2014, N 252 от 29.05.2014) , указав, что процедура проведения запроса котировок была проведена в соответствии с действующим законодательством.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системе в сфере закупок, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки.
Изучив доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия пришла следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В статье 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как установлено частью 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 настоящего закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе в их системной связи позволяют сделать вывод о том, что избранный заказчиком способ осуществления закупки должен удовлетворять как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и целям эффективного использования источников финансирования, что обеспечивается конкурсными процедурами.
В рассматриваемом случае осуществление закупки в целях выбора страховщика по обязательному страхованию владельцев транспортных средств в форме запроса котировок реализацию указанных задач не обеспечивает.
ГБУ РМЭ РКГВВ в качестве способа определения поставщика на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика как владельца автотранспортных средств (услуги ОСАГО) выбрал запрос котировок.
В параграфе 3 главы 3 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок осуществления закупок путем запроса котировок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Закона о контрактной системе).
Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена (часть 6 статьи 78 Закона о контрактной системе).
Таким образом, одним из основных критериев при определении победителя в запросе котировок является предложении о наиболее низкой цене товара, работы, или услуги.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным.
Статьей 8 названного закона установлено, что страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО.
Частями 1 и 2 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Установленные в соответствии с упомянутым Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (часть 6 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии", утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
Как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую его цену.
Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок. Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и соответственно предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Очередность поступления котировочных заявок будет выступать единственным критерием определения победителя закупки, конкуренция по ценовому критерию полностью исключена, что не соответствует самой сути такого способа определения поставщика как запрос котировок, целям и принципам его проведения.
Таким образом, выбор Заказчиком способа осуществления закупки в форме запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности, предусматривающего определение победителя в том числе путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и не соответствует положениям части 5 статьи 24, части 2 статьи 48, части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что 29 апреля 2014 года заказчиком - ГБУ РМЭ РКГВВ - в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика как владельца автотранспортных средств (услуги ОСАГО), номер закупки 0308200003514000050, с начальной (максимальной) ценой контракта 41 125,50 рублей.
В приложении N2 к указанному извещению (техническое задание) Заказчик указал информацию о транспортных средствах, подлежащих обязательному страхованию, которая включала в себя: данные о марке автомобилей, государственном регистрационном номере, категории транспортных средств (ТС), годе выпуска, мощности транспортного средства (в л.с.), периоде страхования, данные о паспорте транспортного средства (серия и номер). Сведения, необходимые для применения коэффициента страховых тарифов, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) в техническом задании отсутствовали.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) применяется в зависимости от класса на начало годового срока страхования.
Пунктом 3 раздела I страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739, установлено 13 классов собственников транспортного средства и соответствующие им значения КБМ от 2,45 до 0,5. При отсутствии страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования применяется более высокий класс и соответствующий ему понижающий коэффициент.
В соответствии с пунктом 3 Примечания к пункту 3 Раздела I страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
Согласно пункту 4 Примечания к пункту 3 Раздела I страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 и коэффициент 1, соответственно.
В соответствии с пунктом 11 раздела III Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - автоматизированная система страхования).
При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, а также в иных предусмотренных настоящими Правилами случаях страховая премия может быть скорректирована после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику.
Таким образом, отсутствие в техническом задании извещения о проведении запроса котировок (код закупки 0308200003514000050) сведений, необходимых для расчета и применения коэффициентах страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств Заказчика (сведения о КБМ) послужило обстоятельством для применения некоторыми из участников запроса котировок (общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", филиал ООО "Росгосстрах" в Республике Марий Эл, ИНН 5027089703; открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности, Чувашский филиал ОАО "СОГАЗ", ИНН 7736035485) заниженного коэффициента страхового тарифа КБМ, что привело к занижению размера страховой премии и соответственно цены контракта, и получению преимущества перед другими участниками по итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42, пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" в соответствии с частью 2 статьи 34 "О контрактной системе" установлено, что при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
В приложении N3 к извещению о проведении запроса котировок в пункте 3.2 части 3 Проекта контракта (Цена контракта, страховая сумма, страховая премия и порядок ее уплаты) Заказчиком указано, что Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения Контракта и включает в себя стоимость услуг с учетом расходов Исполнителя, связанных с оказанием услуг, транспортных расходов, на уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, расходы по обеспечению гарантийных обязательств и иных расходов, необходимых Исполнителю для реализации заключаемого Контракта.
Таким образом, пункт 3.2 части 3 Проекта контракта противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 и нарушает часть 2 стати 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с извещением о проведении запроса котировок, дата и время начала подачи котировочных заявок определены как 30 апреля 2014 в 08 часов 00 минут; дата и время окончания подачи котировочных заявок определены как 08 мая 2014 года в 15 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0308200003514000050-П от 12 мая 2014 года, до окончания срока подачи заявок, 08 мая 2014 года в 15 часов 00 минут включительно, указанного в извещении, для участия в запросе котировок было подано 5 (пять) котировочных заявок: 4 (четыре) на бумажном носителе, 1 (одна) посредством электронной почты, от следующих участников:
1 - открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" в лице филиала открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в г. Йошкар-Ола, ИНН 7705042179 (далее - филиал ОСАО "Ингосстрах") (предлагаемая цена - 41 125, 50 рублей);
2 - общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа Компаньон", ИНН 6316104046 (предлагаемая цена - 41 125,50 рублей), заявка поступила по электронной почте;
3 - общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Марий Эл, ИНН 5027089703 (предлагаемая цена - 25 675,66);
4 - открытое акционерное общество "Страховая акционерная компания "ЭНЕРГОГАРАНТ", ИНН 7705041231 (предлагаемая цена - 41 125,50);
5 - открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности в лице Чувашского филиала ОАО "СОГАЗ", ИНН 7736035485 (предлагаемая цена - 40 014,00 рублей).
Рассмотрев котировочные заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, единая комиссия оценила их и приняла решении о соответствии всех участников запроса котировок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; признала победителем запроса котировок участника, подавшего заявку под N 3, предложившим наилучшее предложение по цене (наиболее низкая цена услуги) - общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Марий Эл, ИНН 5027089703.
Весте с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлены следующие обстоятельства.
Котировочная заявка от ООО "Страховая группа "Компаньон", ИНН 6316104046, в форме электронного документа, подписанная электронной цифровой подписью поступила на электронную почту Заказчика [torgi_vv@mail.ru] 30 апреля в 07 часов 00 минут.
В соответствии с пунктом 3 Извещения о проведении запроса котировок заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. При этом заявки, поданные в форме электронного документа, и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью (в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи") и поданы с использованием единой информационной системы.
При этом в силу части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с названным Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с Законом о контрактной системе и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований указанной статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Согласно части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
При этом частью 7 данной статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 названного Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Котировочная заявка ООО "Страховая группа "Компаньон" (ИНН 6316104046) в форме электронного документа была подана с нарушением требований извещения 0308200003514000050, а именно поступила на адрес электронной почты заказчика раннее срока, установленного Заказчиком в извещении для подачи котировочных заявок, что является нарушением части 2 статьи 77.
При этом, Заказчик, зарегистрировав указанную заявку, допустил нарушение части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе; единая комиссия Заказчика рассмотрев указанную котировочную заявку нарушила часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией выявлены нарушения в ходе процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Котировочная заявка под N3 - Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Марий Эл (ИНН 5027089703) не соответствует требованиям, установленным пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в части отсутствия сведений об идентификационном номере членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок. Следовательно, такая заявка, в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе подлежала отклонению.
Таким образом, единая комиссия Заказчика допустила нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в части признания победителем запроса котировок заявку под N 3 - Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Марий Эл (ИНН 5027089703), поскольку участником запроса котировок не представлена информация, предусмотренная пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
По результатам проведенной процедуры запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика как владельца автотранспортных средств (услуги ОСАГО), номер извещения 0308200003514000050, Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл "Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн" 20 мая 2014 года заключен контракт N 0308200003514000050 на оказание услуг страхования гражданско-правовой ответственности владельца автотранспортного средства с Обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Марий Эл (ИНН 5027089703).
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу Открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в г. Йошкар-Ола на действия единой комиссии Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн" нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42, пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 части 5 статьи 24, части 2 статьи 48, части 1 статьи 72, часть 3 статьи 77 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн" нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок Заказчику, единой комиссии Заказчика не выдавать.
5. Обратится с иском в суд о расторжении контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________
Члены Комиссии: ___________
___________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 мая 2014 г. N 02-06/54-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2015