Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 октября 2015 г. N 1191
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, А.А. Овчара, специалиста-эксперта, рассмотрев жалобы ООО "АРХИТстрой", ООО "ВКС", ООО "Атис", ООО "Реставрация СТК" на положения документации о проведении запроса предложения "На реконструкцию здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15" (далее - запрос предложений), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "АРХИТстрой", ООО "ВКС", ООО "Атис", ООО "Реставрация СТК" на положения документации о проведении запроса предложений "На реконструкцию здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15" (далее - жалобы).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателей жалоб было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалоб: установление положений документации о проведении запроса предложений с нарушением требований законодательства.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа: Романовская Наталья Владимировна (доверенность от 01.10.2015),
- представитель подателя жалобы ООО "АРХИТстрой": Ахремюк Андрей Валерьевич (доверенность от 15.09.2015),
- представитель подателя жалобы ООО "Атис": Шишкина Наталья Владимировна (доверенность от 12.01.2015),
- представитель подателя жалобы ООО "Реставрация СТК": Исхакова Виола Рауфовна (доверенность N 2015/08-171 от 17.08.2015).
Из содержания жалобы ООО "АРХИТстрой" следует, что ООО "АРХИТстрой" считает положения документации о проведении запроса предложений не соответствующими требованиям законодательства, а именно: требования к составу заявки на участие в запросе предложений в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям законодательства к лицам, осуществляющим выполнение работ, включенных в предмет закупки, нарушают положения законодательства.
Аналогичные доводы изложены в жалобах ООО "Атис", ООО "ВКС", ООО "Реставрация СТК".
Кроме того, подателем жалобы ООО "Реставрация СТК" обжалуются положения документации о проведении запроса предложений, не соответствующие требованиям законодательства, а именно:
- в порядке оценки заявок на участие в запросе предложений установлено, что заявки оцениваются по критерию "Опыт работы, связанный с предметом контракта". При этом в соответствии с положениями документации о проведении запроса предложений оценке подлежат сведения по успешному выполнению работ сопоставимого характера - по выполнению работ по реконструкции объектов недвижимого имущества за период с 01.01.2012 по 31.08.2015. По мнению подателя жалобы, указанные положения документации нарушают требования законодательства,
- в пункте 32 информационной карты запроса предложений указано:
"Получатель: Администрации Иланского района Красноярского края
ИНН 2415001823 КПП 241501001
ОГРН 1022400758324
Банковские реквизиты:
р/с 40302810500003000085
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск
БИК 040 407 001
л/с 05193008810"
При этом, согласно Письму Центрального Банка Российской Федерации N 228-Т от 26.12.2014 с 02 февраля 2015 года изменены наименования подразделений Банка России, расположенных на территории Сибирского ГУ Банка России и Дальневосточного ГУ Банка России. В частности, ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноясрк, переименовано в Отделение Красноярск.
- в положениях документации о проведении запроса предложений установлены противоречивые положения о порядке формирования цены контракта.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от уполномоченного органа, заказчика, из которых следует, что уполномоченный орган, заказчик не согласны с доводами подателя жалобы и считают жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры запроса предложений.
Предметом контракта, на право заключение которого проводится запрос предложений, является реконструкция здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15.
Согласно части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать в том числе информацию, указанную в части 4 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 настоящей статьи) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона) статьи 42 указанного закона.
Согласно статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено указанным законом, в том числе информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Поскольку основанием для проведения запроса котировок является признание электронного аукциона "Реконструкция здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15" несостоявшимся, требования о предоставлении обеспечения заявки на участие в запросе предложений, является обязательным.
Из анализа документации о проведении запроса предложений следует, что заказчиком, уполномоченным органом установлены требования и порядок предоставления обеспечения заявки на участие в запросе котировок. При этом в документации о проведении запроса предложений содержаться реквизиты заказчика для получения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений. В указанных реквизитах допущена ошибка в части указания наименования банка получателя, поскольку согласно Письму Центрального Банка Российской Федерации N 228-Т от 26.12.2014 с 02 февраля 2015 года изменены наименования подразделений Банка России, расположенных на территории Сибирского ГУ Банка России и Дальневосточного ГУ Банка России. В частности, ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноясрк, переименовано в Отделение Красноярск. Указанное нарушение может послужить основанием для невозможности предоставления участниками закупки обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в случае выбора способа предоставления такого обеспечения путем перечисления денежных средств.
В соответствии с частью 6 статьи 83 Закона о контрактной системы одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 указанной статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Пунктом 10 указанных правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно положениям документации о проведении запроса предложений установлены следующие нестоимостные критерии:
2.1. квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта;
2.2. деловая репутация участника запроса предложений;
2.3. материальная база участника запроса предложений.
В отношении нестоимостного критерия оценки "квалификация участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию: квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника запроса предложений по успешному выполнению работ сопоставимого характера - по выполнению работ по реконструкции объектов недвижимого имущества за период с 01.01.2012 по 31.08.2015.
При этом установление указанного показателя критерия оценки "квалификации участника запроса предложений, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта" не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства, поскольку не отвечает признаку "сопоставимости с предметом контракта".
В соответствии со словарем русского языка С.И. Ожегова, прилагательное "Сопоставимый" определяется как "Такой, который можно сопоставить", "Сопоставить - рассмотреть, обсудить, сравнивая с кем, чем-нибудь для получения какого-нибудь вывода". Следовательно, требования о подтверждении опыта оказания услуг (или выполнения работ) должно быть сформулировано заказчиком таким образом, чтобы предложенные к сопоставлению работы могли быть сравнимы с работами, которые являются предметом закупки и комиссия, рассматривающая заявки на участие в запросе предложений, могла бы сделать вывод о том, являются ли представленные в составе заявки контракты по выполнению работ сопоставимыми с работами, являющимися предметом закупки
Комиссия Красноярского УФАС России также отмечает, что требования о тождественности и аналогичности оказываемых услуг или выполняемых работ законодателем не установлено. Следовательно, установление в показателе указанного критерия требования к предоставлению контрактов на выполнение работ, строго соответствующих предмету закупки (выполнение работ по реконструкции объектов недвижимого имущества), приведет к ограничению круга потенциальных участников закупки.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями Закона о контрактной системе являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, а также содержанием документации о проведении запроса предложений подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право выполнять работы самостоятельно или с привлечением субподрядных организаций (прямого запрета проектом контракта не установлено).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с требованиями пункта 25 информационной карты документации о проведении запроса предложений "заявка на участие в запросе предложений подготавливается по форме 4.1 Части IV настоящей документации о проведении запроса предложений и должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника запроса предложений требованиям к участникам запроса предложений, установленным заказчиком в пункте 16 Информационной карты запроса предложений, или копии таких документов:
Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций: 6.1. Опалубочные работы, 6.2. Арматурные работы, 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Копия лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения".
Из вышеуказанных положений законодательства, анализа положений документации о проведении запроса предложений следует, что участник закупки в составе заявки на участие в запросе предложений обязан предоставить свидетельство СРО о допуске к работам по пункту "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство" и при личном исполнении контракта и при исполнении контракта с привлечением субподрядных организаций. Кроме того, требование о наличии свидетельств о допусках СРО по пунктам 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций: 6.1. Опалубочные работы, 6.2. Арматурные работы, 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций, а также о наличии лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения является правомерным только в случае указания на личное исполнение контракта.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом неправомерно установлены требования к участникам закупки о соответствии участника требованиям законодательства, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также заказчиком, уполномоченным органом в положениях проекта контракта установлены противоречивые сведения о порядке формирования цены контракта, а именно: в техническом задании (части 3 документации о проведении запроса предложений"), в пункте 2.1 проекта муниципального контракта, в форме заявки на участие в запросе предложений (пункт 3). Такое указание может ввести в заблуждение участников закупки и не позволяет однозначно определить предложение о цене заключаемого контракта.
Таким образом, положения документации о проведении запроса предложений противоречат требованиям статьи 83 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "АРХИТстрой", ООО "ВКС", ООО "Атис", ООО "Реставрация СТК" обоснованными.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования определения подрядчика (запроса предложений).
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностных лиц уполномоченного органа, заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.С. Зырянова
А.А. Овчар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 октября 2015 г. N 1191
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2015