Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 14 октября 2015 г.
Дата оглашения решения: 14 октября 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 19 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. -начальника отдела контроля в сфере закупок, Дербенёвой А.А. - заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
ООО "Профессионал" (далее - Заявитель, Общество): Саченко Ивана Андреевича (доверенность от 13.10.2015),
ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик): Волковой Светланы Евгеньевны (доверенность N 50 от 12.10.2015),
в отсутствие представителей ООО "Специализированная Организация "Единый Центр Торгов" (далее - Специализированная организация) (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
07.10.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Профессионал" на действия ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству ограждения территории (забор) по адресу: Ивановская область, Кинешемский р-н, п/о Решма-1 (извещение N 0333100000315000112).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, согласно первому доводу жалобы Заказчиком в п. 3 "Раствор кладочный цементный" ч. III "Техническая часть" документации о закупке установлены избыточные требования, в частности: норма подвижности по погружению конуса, средняя плотность затвердевших растворов, водоудерживающая способность растворных смесей, расслаиваемость свежеприготовленных смесей, марка по прочности на сжатие, влажность сухих растворных смесей, которые можно определить только путем проведения испытаний с готовым раствором на месте выполнения работ.
В соответствии со вторым доводом жалобы в п. 3 "Раствор кладочный цементный" ч. III "Техническая часть" документации об электронном аукционе установлено требование к марке по прочности на сжатие: М 100. Однако согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" присутствуют и иные марки по прочности на сжатие: М 4, М 10, М 25, М 50, М 75,М 100, М 150, М 200.
Из третьего довода жалобы следует, что в п. 7 "Шурупы с дюбелем" ч. III "Техническая часть" документации о закупке установлено: дюбели должны быть распорные полиэтиленовые, должны быть 6х40 мм. Однако инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит указаний о том, каким образом участнику закупки надлежит указывать размеры товаров, сопровождающиеся знаком "х".
Согласно четвертому доводу жалобы в п. 10 "Блок лицевой декоративный порядовочный" и п. 11 "Блок лицевой декоративный угловой" ч. III "Техническая часть" документации о закупке указано: площадь блока, м2, не более 0,0741. Однако площадь измеряется в м, следовательно, в документации об электронном аукционе требования к площади блока должны были быть отражены в квадратных метрах.
Заказчик, Специализированная организация в своих возражениях на жалобу указали, что требования к раствору кладочному цементному, указанные в п. 3 ч. III "Техническая часть" документации о закупке, установлены в соответствии с ГОСТ, характеризуют основные свойства раствора, следовательно, не могут быть избыточными. Знак "х" является общепринятым, в связи с чем, не требует расшифровки. Написание единицы измерения площади блока, как: м2, произошло вследствие технической ошибки.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0333100000315000112 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству ограждения территории (забор) по адресу: Ивановская область, Кинешемский р-н, п/о Решма-1.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе гласит: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в п. 3 "Раствор кладочный цементный" ч. III "Техническая часть" документации о закупке установлены, в том числе следующие требования:
средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3, более 1500;
влажность сухих растворных смесей не более 0,1% по массе;
норма подвижности по погружению конуса, см: 4 - 12;
водоудерживающая способность растворных смесей, %, не менее 90;
расслаиваемость свежеприготовленных смесей, %, не выше: 10;
марка по прочности на сжатие: М 100.
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802; прочность на сжатие, среднюю плотность затвердевших растворов определяют по ГОСТ 5802; влажность сухих растворных смесей определяют по ГОСТ 8735.
ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний" устанавливает методы определения следующих свойств растворной смеси и раствора:
- подвижности, средней плотности, расслаиваемости, водоудерживающей способности, водоотделения растворной смеси;
- предела прочности на сжатие, растяжения при раскалывании, растяжения при изгибе, усадки, средней плотности, влажности, водопоглощения, морозостойкости затвердевшего раствора.
В соответствии с ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний" пробы для испытания растворной смеси и изготовления образцов отбирают до начала схватывания растворной смеси; пробы следует отбирать из смесителя по окончании процесса перемешивания, на месте применения раствора из транспортных средств или рабочего ящика. Влажность раствора определяют испытанием образцов или проб, полученных дроблением образцов после их испытания па прочность или извлеченных из готовых изделий или конструкций. Согласно ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" влажность определяют путем сравнения массы песка в состоянии естественной влажности и после высушивания.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу потребность в установлении указанных требований Заказчиком доказана не была.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные требования являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, первый довод жалобы является обоснованным.
Учитывая указанное выше, второй довод жалобы является обоснованным, ввиду того, что требование к марке по прочности на сжатие, установленное п. 3 "Раствор кладочный цементный" ч. III "Техническая часть" документации о закупке, в принципе является излишним.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России также считает обоснованным ввиду следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В п. 7 "Шурупы с дюбелем" ч. III "Техническая часть" документации о закупке установлено: дюбели должны быть распорные полиэтиленовые, должны быть 6х40 мм.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что в рассматриваемом случае конкретные размеры товаров должны быть указаны в заявках, подаваемых для участия в электронном аукционе, с соответствующим знаком "х".
Между тем, вопреки доводам представителя Заказчика и в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки не содержит указаний о том, каким образом участнику закупки надлежит указывать размеры товаров, сопровождающиеся знаком "х".
Четвертый довод жалобы также является обоснованным.
В п. 10 "Блок лицевой декоративный порядовочный" и п. 11 "Блок лицевой декоративный угловой" ч. III "Техническая часть" документации о закупке указано: площадь блока, м2, не более 0,0741.
Согласно информации из общедоступных интернет-источников площадь измеряется в квадратных метрах (м). В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в данном случае документация о закупке сформирована с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ввиду того, что указанные выше требования к площади блока могут препятствовать надлежащему формированию участниками закупки своих предложений.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Профессионал" на действия ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству ограждения территории (забор) по адресу: Ивановская область, Кинешемский р-н, п/о Решма-1 (извещение N 0333100000315000112) обоснованной.
2. Признать в действиях ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ Е.В. Волкова
_______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ Е.Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 14 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2015