Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29 сентября 2015 г.
Дата оглашения решения: 29 сентября 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 02 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В.- начальника отдела контроля в сфере закупок, Дербенёвой А.А. - заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок, Хробастовой З. Э. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
в присутствии представителей:
ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России (далее - Заказчик) и ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): Перилова Олега Юрьевича (доверенности N 37 от 28.09.2015);
в отсутствие представителей ООО "Якутия" (далее - Заявитель, Общество): о дате и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
23.09.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Якутия" на действия ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на выполнение работ на текущий ремонт в рамках противопожарных мероприятий в зданиях ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России: главном корпусе по адресу: г. Иваново, Шереметевский пр., д.8; общежитии N 2 по адресу: г. Иваново, ул. Велижская, д. 59; кафедре детских болезней лечебного факультета по адресу: г. Иваново, ул. Мальцева, д. 3; библиотеке по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д.36; столовой общежития N 3 по адресу: г. Иваново, ул. М. Рябининой, д. 20; кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии по адресу: г. Иваново, ул. Ермака, д. 52/2 (извещение N 0333100004015000093).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, согласно доводам жалобы, в аукционной документации по ряду позиций Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам используемых при производстве работ товарам, для указания показателей которых необходимо проведение испытаний, в частности такие требования установлены к мелу молотому, олифе комбинированной, краске масляной марки: МА-015 сурик железный, эмали ПФ-115.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что Заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ). Данные показатели являются стандартными и в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, обязанность по обоснованию использования таких показателей у Заказчика отсутствует.
Что касается олифы комбинированной, ее использование предусмотрено ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия". В настоящее время требования к ней не нормируются. Характеристики были установлены Заказчиком по результатам изучения информации в сети "Интернет" согласно сайтам поставщиков и производителей.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителя лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
14.09.2015 года на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0333100004015000093 о проведении электронного аукциона на выполнение работ на текущий ремонт в рамках противопожарных мероприятий в зданиях ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России: главном корпусе по адресу: г. Иваново, Шереметевский пр., д.8; общежитии N 2 по адресу: г. Иваново, ул. Велижская, д. 59; кафедре детских болезней лечебного факультета по адресу: г. Иваново, ул. Мальцева, д. 3; библиотеке по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д.36; столовой общежития N 3 по адресу: г. Иваново, ул. М. Рябининой, д. 20; кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии по адресу: г. Иваново, ул. Ермака, д. 52/2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 850 000 руб. 00 коп.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в разделе II "Технической часть" аукционной документации установлены многочисленные требования к товарам, в том числе химическому и физическому составу, а именно:
Мел природный молотый_Мел по физико-химическим показателям должен соответствовать нормам, указанным в таблице:
Наименование показателя |
Норма для марки |
|
ММС1 |
ММС2 |
|
1. Массовая доля углекислого кальция и углекислого магния в пересчете на углекислый кальций (),%, не менее |
98,2 |
98,2 |
2. Массовая доля веществ, не растворимых в соляной кислоте (HCl), %, не более |
1,3 |
1,5 |
3. Массовая доля полуторных оксидов железа и алюминия, %, не более |
0,4 |
0,6 |
4. Массовая доля свободной щелочи в пересчете на оксид кальция (СаО), %, не более |
0,020 |
0,040 |
5. Массовая доля марганца, %, не более |
0,015 |
0,020 |
6. Массовая доля меди, %, не более |
0,001 |
0,001 |
7. Массовая доля оксида железа (III), %, не более |
0,15 |
0,25 |
8. Массовая доля водорастворимых веществ, %, не более |
0,10 |
0,25 |
9. Массовая доля ионов и Cl в водной вытяжке, %, не более |
0,01 |
0,04 |
10. Массовая доля влаги, %, не более |
0,20 |
0,20 |
11. Массовая доля железа, извлекаемого магнитом, %, не более |
0,02 |
0,02 |
12. Массовая доля песка, %, не более |
0,020 |
0,030 |
13. Коэффициент отражения, %, не менее |
90 |
85 |
14. Остаток, %, не более на сите с сеткой N: |
|
|
014 |
|
0,40 |
0045 |
1,0 |
- |
Олифа комбинированная, марки: К-3
Технические характеристики: 1 или 2 сорт. Цвет по йодометрической шкале, мг йода: не темнее 700. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4мм при температуре (20+0,5) оС, с: 20-60. Кислотное число, мг КОН/г: не более 10. Массовая доля пленкообразующего вещества, %: 71_1. Отстой по объему, %: не более 1. Прозрачность олифы: полная. Твердость пленки по маятниковому прибору, условные единицы: не менее 0,1. Время высыхания олифы до степени 3, ч: не более 24.
Краски масляные марки: МА-015 сурик железный_ Железный сурик должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице:
Наименование показателя |
Норма для марки |
|
К |
Массовая доля оксида железа, %, не менее |
65 |
Массовая доля воды и летучих веществ, %, не более |
1,0 |
Массовая доля веществ, растворимых в воде, %, не более |
1,0 |
рН водной вытяжки |
6,5-7,5 |
Массовая доля соединений хлора в пересчете на Сl, %, не более |
0,30 |
Массовая доля соединений серы в пересчете на SO4, %, не более: |
|
общей серы |
0,1 |
сернокислых солей |
Не нормируется |
Остаток после мокрого просева, %, не более, на сите с сеткой: |
|
N 016 |
Отсутствие |
N 0063 |
0,3 |
Укрывистость, г/м2, не более |
20 |
Маслоемкость, г/100 г сурика |
15-25 |
Эмаль ПФ-115
Потребность в установлении излишне детальных требований к характеристикам закупаемых товаров по вышеуказанным позициям, в ходе рассмотрения жалобы по существу, ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была. Кроме того, по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после проведения соответствующих испытаний.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Якутия" на действия ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на выполнение работ на текущий ремонт в рамках противопожарных мероприятий в зданиях ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России: главном корпусе по адресу: г. Иваново, Шереметевский пр., д.8; общежитии N 2 по адресу: г. Иваново, ул. Велижская, д. 59; кафедре детских болезней лечебного факультета по адресу: г. Иваново, ул. Мальцева, д. 3; библиотеке по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д.36; столовой общежития N 3 по адресу: г. Иваново, ул. М. Рябининой, д. 20; кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии по адресу: г. Иваново, ул. Ермака, д. 52/2 (извещение N 0333100004015000093) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ Е.В. Волкова
_______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ З.Э. Хробастова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2015