Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 августа 2015 г. N 07-24-11690/15
Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев довод жалобы ООО "ВИПТОРГ" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Домодедовская центральная городская больница" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием: "на оказание услуг по организации лечебного питания" (закупка N 0348300029115000182 на официальном сайте Российской Федерации - zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, утвердившего ненадлежащие требования в Конкурсной документации, а именно:
- в извещении не установлены ограничения по дополнительным требованиям;
- установлены требования к предоставлению ранее исполненных контрактов (договоров) или их заверенные копии, а так же документов, подтверждающих факт оказания услуг;
- установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки";
- требование об обязанности исполнителя заключить контракт на аренду пищеблоков с собственником помещения, а так же заключить договора с организациями, предоставляющие коммунальные услуги.
Представитель Заказчика с доводом Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Заказчик Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте - 03.08.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 542 084,03 рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок - 22.09.2015 10:00.
4) дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам - 22.09.2015;
5) дата проведения предквалификационного отбора - 23.09.2015;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 24.09.2015.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе 2 заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее - Перечень).
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 04.02.2015 N 99).
Оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей относятся к случаю отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, предусмотренному пунктом 6 приложения 2 к Постановлению от 04.02.2015 N 99.
В этом случае к участникам закупки предъявляется дополнительное требование - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям является копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно доводу Заявителя в извещение о проведении Конкурса Заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Извещение о проведении Конкурса содержит указания на установленные дополнительные требования, а именно: "дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Закона о контрактной системе) в соответствии с Конкурсной документацией".
Следовательно, в извещении о проведении Конкурса Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Кроме того, в Информационной карте Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительным требованиям в соответствии с Перечнем (Постановление от 04.02.2015 N 99), а именно: в пункте 17 установлено "С предоставлением копий документов, подтверждающих факт оказания услуг (акт сдачи-приемки оказанных услуг)", в пункте 23 установлено "документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" (или заверенные копии таких документов)".
Согласно Перечню (Постановление от 04.02.2015 N 99) документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям являются "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги".
Следовательно, требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленные в Конкурсной документации не соответствуют Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащие требования к составу заявок, нарушают часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Квалификация участников закупки - Значимость критерия: 40%.
По критерию "Квалификация участников закупки (квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг".
Наличие в штате квалифицированных, дипломированных специалистов по профилю оказываемой услуги, являющейся предметом настоящего конкурса.
Максимальное значение показателя - 40 баллов .
Оценка производится исходя из наличия трудовых ресурсов участника размещения заказа для оказания услуги, являющейся предметом настоящего конкурса.
Подтверждается копиями санитарных книжек, медицинских книжек, действительных на момент проведения закупки, копиями документов, подтверждающих квалификацию (разряд) и опыт работы не менее 3-х лет.
Баллы начисляются следующим образом:
Отсутствие квалифицированных специалистов - 0 баллов;
Квалифицированные, дипломированные специалисты (повар 4-ого разряда) не менее 4 человек - 50 баллов;
Квалифицированные, дипломированные специалисты (повар 5-ого разряда)
не менее 4 человек - 70 баллов;
Квалифицированные, дипломированные специалисты (повар 6-ого разряда)
не менее 2 человек - 100 баллов.
Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному показателю.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием надлежащего порядка оценки по критерию "Квалификация участников закупки (квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг", позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 11.1.2 технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлено требование по оказанию услуги, не относящееся к описанию объекта закупки, а именно: "исполнитель на период оказания услуг, предусмотренных контрактом, обязан заключить договора на аренду пищеблоков с собственником помещений. При необходимости Исполнитель за счет собственных средств обязан проводить текущий ремонт помещений пищеблоков и оборудования, проводить ремонт, замену запасных частей, обслуживание и наладку внутренних сетей инженерных коммуникаций пищеблоков, оборудования и обеспечивать расходными материалами и запасными частями".
Аналогичное требование Заказчиком установлено в пункте 11.1.4 технического задания Конкурсной документации, а именно: "исполнитель обязан заключить договора с организациями предоставляющими коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, электроэнергия) и проводить оплату коммунальных услуг, потребляемых при оказании услуг по контракту за счет собственных средств в соответствии с показаниями приборов и расчетов энергоснабжающих органов".
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к объекту закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВИПТОРГ" частично обоснованной .
2. Признать в действиях Заказчика, нарушение части 1 статьи 51, пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 27.08.2015 N 07-24-11690/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 августа 2015 г. N 07-24-11690/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2015