Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 15 октября 2015 г. N 06-10/15-280-5341
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Врио председателя Комиссии Мурманского УФАС России: начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - Ворониной К.Ф;
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Лапеня Е. А. - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области - Воеводиной И. Ф. (на основании доверенности от 12.01.2015 года N 05/15),
генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Климат-Контроль" - Овчаренко Е. П. (на основании Приказа о вступлении в должность от 07.04.2014 N1),
при отсутствии представителя Заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница", заявившем ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Климат-Контроль" (далее по тексту решения - ООО "Климат-Контроль", Заявитель, Общество) на действия Единой комиссии Комитета государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения - Единая комиссия) при проведении электронного аукциона на "Право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту систем приточно-вытяжной вентиляции здания поликлиники ГОБУЗ "Оленегорская центральная городская больница", номер закупки: 0149200002315002440 (далее по тексту - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 09 октября 2015 года обратилось ООО "Климат-Контроль" с жалобой на действия Единой комиссии Комитета государственных закупок Мурманской области при проведении электронного аукциона.
Из существа поданной жалобы следует, что Заявка Общества была признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электроном аукционе по причине непредоставления в составе заявки выданного саморегулируемой организацией, свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с наличием в составе вида работ по пунктам 33 и 33.3.
По мнению ООО "Климат-Контроль", установленное Заказчиком требование противоречит действующему законодательству, поскольку объект закупки не подразумевает такого объема работ, для осуществления которых требуется привлечения субподрядных организаций. Кроме того, по мнению Общества, заявленные в аукционной документации виды работ, не относятся к работам, для выполнения которых подрядчику необходимо иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Общество просит провести проверку соблюдения Заказчиком действующего законодательства, отменить решение Единой комиссии.
Представитель Комитета государственных закупок и Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница" (далее - ГОБУЗ "Оленегорская ЦГБ", Заказчик) с доводами жалобы не согласны, представили возражения на жалобу. По мнению Комитета, Единая комиссия приняла правомерное решение об отклонении заявки Общества, как несоответствующей требованиям закона и документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 11 часов 30 минут 15 октября 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 26 августа 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Организация, осуществляющая закупку: Комитет государственных закупок Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница".
Наименование объекта закупки: Право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту систем приточно-вытяжной вентиляции здания поликлиники ГОБУЗ "Оленегорская центральная городская больница".
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 227 936,00 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать указанную заказчиком в конкурсной документации информацию: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок регламентирован статьей 69 Закона о контрактной системе, согласно которой аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно подпункту 1 части 1 раздела 4 тома 2 аукционной документации к участникам Электронного аукциона установлено требование о наличие свидетельства саморегулируемой организации, подтверждающего допуск к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с наличием в составе видов работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В ходе рассмотрения Комиссией Мурманского УФАС России было установлено, что процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в Электронном аукционе осуществлялась Единой комиссией 08 октября 2015 года.
Из Протокола рассмотрения вторых частей заявок (далее по тексту решения - Протокол) следует, что Единая комиссия приняла решение отклонить заявку ООО "Климат-Контроль".
В качестве обоснования принятого решения в Протоколе указано, что "в составе второй части заявки участника N 6 ООО "Климат-Контроль" предоставлено Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 31.01.2014г. N 0167.00-2014-5190003895-С-203, в котором отсутствуют следующие работы:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3. Жилищно-гражданское строительство, что не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе".
Несоответствие заявки участника требованиям, установленным документацией об аукционе, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона является основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Комиссией Мурманского УФАС России изучена вторая часть заявки Заявителя и сведения, содержащиеся в реестре участников электронного аукциона и было установлено, что в составе второй части заявки ООО "Климат-Контроль" было представлено Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В то же время в указанном свидетельстве отсутствовали следующие виды работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3. Жилищно-гражданское строительство, что не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Как было указано ранее, согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, Единая комиссия правомерно приняла решение о несоответствии второй части заявки Общества требованиям, установленным документацией об Электронном аукционе и Законом о контрактной системе.
На основании вышеизложенного жалоба ООО "Климат-Контроль" на действия Единой комиссии Комитета государственных закупок Мурманской области признается необоснованной.
В то же время, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мурманского УФАС России была проведена внеплановая проверка документации о закупке.
Как было указано ранее, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В подпункте 1.1 пункта 1 раздела 4 тома 2 конкурсной документации установлено, что участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту 1 части 1 раздела 4 тома 2 аукционной документации к участникам Электронного аукциона Заказчиком установлено требование о наличие свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, подтверждающего допуск к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с наличием в составе видов работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно разделу III Перечня, работы по ремонту систем вентиляции, если такие работы не относятся к работам, проводимым на особо опасных и технически сложных объектах, не требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Таким образом, требование к участникам, установленное Заказчиком в составе аукционной документации, о наличии свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, подтверждающего допуск к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с наличием в составе видов работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.3. Жилищно-гражданское строительство,
также не основывается на требованиях действующего законодательства.
В ходе изучения документации об электронном аукционе Комиссией Мурманского УФАС России также было установлено, что в подпункте 3.2 пункта 3 части 2 раздела 2 тома 2 аукционной документации, Заказчиком установлены требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара, используемым при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В нарушении требований действующего законодательства о контрактной системе в техническом задании, содержащимся в аукционной документации Заказчиком для выполнения работ не предусмотрено использование альтернативных товаров, кроме тех, перечень которых (с указанием фирменного наименованием и конкретных технических характеристик) содержится в подпункте 3.2 пункта 3 части 2 раздела 2 тома 2 аукционной документации. Так, например, при описании товара, необходимого для выполнения работ, Заказчиком установлены конкретные фирменные торговые наименования: вентилятор канальный с электродвигателем "Ostberg" и нагреватель электрический "Арктос".
Таким образом, описание объекта закупки не является объективным.
Комиссия Мурманского УФАС признает Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как было указано ранее, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Учитывая тот факт, что в техническом задании конкурсной документации Заказчиком не предусмотрено выполнение работ, для осуществления которых подрядчику необходимо иметь допуск к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, Комиссия Мурманского УФАС считает, что требование Заказчика о наличии у участника закупки допусков СРО установлено в нарушение норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Климат-Контроль" на действия Единой комиссии Комитета государственных закупок Мурманской области необоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комитету государственных закупок Мурманской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Материалы дела N 06-10/15-280 передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о наличии в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Оленегорская центральная городская больница".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Врио председателя Комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС России: Е. А. Лапеня
Н. М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 15 октября 2015 г. N 06-10/15-280-5341
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2015