Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 сентября 2015 г. N 1765/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N1765/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0858100000115000261 "Поставка материальных запасов (кабельная продукция) в интересах управления боевой подготовки для нужд ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в 2015 году" (далее - аукцион), в присутствии представителей Заказчика (Токиной В.В., Лукьянчикова А.И.), в отсутствии представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях не признал доводы жалобы Заявителя, указал, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0858100000115000261 от 31.08.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 7 585 930,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 16.09.2015 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу ч.6 ст.66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п.3.2.4 документации об аукционе Заказчик установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, содержать "сертификат соответствия предлагаемого товара требованиям безопасности Технического регламента таможенного союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования".
В силу ч.3 ст.474 ГК РФ, если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.
15 февраля 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (далее - Технический регламент). Согласно статье 1 Технический регламент распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Технического регламента низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к Техническому регламенту, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
Согласно Приложению к Техническому регламенту кабели включены в Перечень низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011).
Согласно ч.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, указанный в п.3.2.4 документации об аукционе сертификат соответствия является документом, который передается вместе с товаром при поставке, и требование его предоставления во второй части заявки участников неправомерно и влечет ограничение числа потенциальных участников.
У Заказчика отсутствовали основания требовать от участника электронного аукциона предоставления в составе второй части заявки сертификат соответствия предлагаемого товара требованиям безопасности Технического регламента таможенного союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования".
Следовательно, Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе с нарушением положений ч.ч.5, 6 ст.66 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Доводом Заявителя является установление Заказчиком требований к товару "кабель КГ" , не соответствующих ГОСТ 15150-69.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в силу требований, указанных в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно поз.4 Технического задания Заказчику требуется к поставке товар "кабель КГ", к которому, в том числе, установлены следующие требования: кабель должен быть стойким к воздействию температуры окружающей среды в диапазоне +50°С минус 40°С; климатическое исполнение У, ХЛ, Т категория размещения - 1; 2; 3 по ГОСТ 15150-69.
Однако в п.3.2 "ГОСТ 15150-69. Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1969 N 1394) установлены иные значения температуры окружающего воздуха для климатического исполнения У, ХЛ, Т, категория размещения - 1; 2; 3:
3.2. Значения температуры окружающего воздуха приведены в табл. 3.
Таблица 3
------------------------------------------------------------------ Испол-| Категория изделий | Значение температуры воздуха нение | | при эксплуатации, °С изде- | | лий | |------------------------------------ | | рабочее |предельное рабочее | |-----------------+------------------ | |верхнее | нижнее | верхнее | нижнее ------+----------------------+--------+--------+---------+-------- У, ТУ |1; 1.1; 2; 2.1; 3 |+40 |-45 <1> |+45 |-50 <1> |3.1 |+40 |-10 <5> |+45 |-10 <5> |5; 5.1 |+35 |-5 |+35 |-5 ------+----------------------+--------+--------+---------+-------- ХЛ |1; 1.1; 2; 2.1; 3 |+40 |-60 |+45 |-70 |3.1 |+40 |-10 <5> |+45 |-10 <5> |5; 5.1 |+35 |-10 |+35 |-10 ------+----------------------+--------+--------+---------+-------- Т, ТС |1; 1.1; 2; 2.1 <6>; 3;|+50 <8> |-10 |+60 |-10 <3> |3.1 | | | | |4 <7> |+45 |+1 |+55 |+1 |4.1 <7> |+25 |+10 |+40 |+1 |4.2 <7> |+45 |+10 |+45 |+10 |5; 5.1 |+35 |+1 |+35 |+1 ------+----------------------+--------+--------+---------+--------
Таким образом, Заказчик установил по товару "кабель КГ" требования к показателям "температуры окружающей среды" не соответствующие требованиям ГОСТ 15150-69.
Согласно поз.5 Технического задания Заказчику требуется к поставке товар "кабель АВВГ", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
- диапазон температур эксплуатации от -50°С до 50°С. Относительная влажность воздуха при температуре до 35°С до 98%.
При этом в инструкции по заполнению заявки Заказчик указал: "терминам "не более", "не менее", "минимальное значение", "максимальное значение", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "не превышать", "как минимум" подразумевают, что значение, указанное заказчиком, включено в предел допустимых значений, термин "от", "до", "менее", "более", "свыше", "превышать", "выше", "ниже", "уже", "шире" значит, что характеристика, указываемая участником, должна быть более (менее) указанной Заказчиком".
Согласно в п.2.5.1 "ГОСТ 16442-80. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 22.05.1980 N 2300) указано, что "кабели должны быть стойкими к воздействию относительной влажности воздуха до 98% при температуре окружающей среды до плюс 35 °С".
Учитывая указанные выше положения Инструкции, Заказчик установил по товару "кабель АВВГ" требования не соответствующие требованиям ГОСТ 8645-68.
Кроме того, в поз.5 Технического задания Заказчик по товару "кабель АВВГ" установил следующее:
- "номинальное сечение жил 25 мм2" и одновременно по этой же позиции Заказчик указывает "25-70 мм2";
- "номинальное напряжение должно быть 0,66-1кВ" и одновременно по этой же позиции Технического задания Заказчик указывает "строительные длины кабелей на 1 кВ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить причины установления противоречивых требований по данному товару.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товарам "кабель КГ", "кабель АВВГ", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик разместил аукционную документацию в формате, нарушающем требования Закона, поскольку у участников отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста.
В соответствии с ч.4 ст.4 Закона информация, содержащаяся в Единой информационной системе (ЕИС), является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Согласно ч.2 ст.65 Закона документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч.5 ст.112 Закона до ввода в эксплуатацию ЕИС информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию ЕИС осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, до ввода в эксплуатацию ЕИС осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п.1 "Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в ЕИС в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию", утвержденного Постановлением Правительства РФ N913 от 12.10.2013 года, таким сайтом является www.zakupki.gov.ru.
Внеплановой проверкой установлено, что файлы документации об аукционе (в том числе, ее техническая часть) размещены на официальном сайте в формате pdf. Указанный формат является распространенным и открытым форматом и позволяет осуществлять ознакомление с содержанием аукционной документации без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, формат размещения файлов документации об аукционе на официальном сайте не указывает на нарушение Заказчиком ч.4 ст.4, ч.5 ст.112 Закона.
Также по данному вопросу существует судебная практика: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-9430/2012 от 22.02.2013г., Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А53-9430/2012 от 14.08.2012г., Решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9430/12 от 01.06.2012 г., в соответствии с которой, опубликование на официальном сайте документов в формате PDF, не является нарушением Закона.
Данный довод жалобы Заявителя, является необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком в документации об аукционе противоречивых требований к сроку гарантии на поставляемый товар.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно ч.4 ст.33 Закона требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно п.5 Информационной карты: "Условия гарантийных обязательств поставщика изложены в ч. 8 проекта контракта".
В п.8.3 проекта контракта Заказчик установил:
8.3. Гарантия на поставленный Товар, составляет не мене ___ календарных месяцев. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания Сторонами соответствующего Акта приема-передачи Товара по форме, установленной Приложением N 1 к Контракту.
В позициях NN 1-3 Технического задания Заказчик указал: "гарантийный срок эксплуатации не менее 3 года со дня ввода кабелей в эксплуатацию".
По позиции N4 Технического задания: "гарантийный срок эксплуатации кабелей на 660 В, 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не позднее 12 месяцев со дня изготовления".
По позиции N5 Технического задания "гарантийный срок эксплуатации - не менее 5 лет с даты ввода кабелей в эксплуатацию, но не позднее 6 месяцев с даты изготовления (хранения)".
В положениях Технического задания, относящихся ко всем указанным выше 5 позициям Заказчик установил иные требования к гарантии: "гарантия на весь поставленный Товар, должна составлять не менее 24 (двадцать четыре) календарных месяца. Гарантия начинает исчисляться со дня подписания Сторонами соответствующего Акта приема-передачи Товара".
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с ГК РФ и Законом к существенным условиям государственных (муниципальных) контрактов относятся: предмет контракта (п. 1 ст. 432 ГК РФ); срок исполнения обязательств по контракту (п. 2 ст.42, ч.1 ст.64 Закона); порядок осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (ч. 13 ст. 34 Закона); ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (ч.ч.4-8 ст. 34 Закона); цена контракта (ч. 2 ст. 34 Закона).
Согласно ч.10 ст.70 Закона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, контракт заключается на условиях Заказчика, указанных в документации об аукционе, в том числе, в проекте контракта и в Техническом задании.
Гарантийные обязательства являются существенными условиями исполнения контракта и считаются согласованными между сторонами, ввиду подачи участником размещения заказа заявки на участие в данном аукционе.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к гарантии на поставляемый товар, фактически не установил требования к гарантийному сроку товара, и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара в соответствии с ч.4 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
В соответствии с ч.5 ст.31 Закона, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п.10 ч. 1 ст.31 Закона (в ред. Федерального закона от 13.07.2015г. N227-ФЗ), при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч.:
участник закупки не является оффшорной компанией.
В разделе "Единые требования к участникам" аукционной документации Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с п.п.3-5, 7, 9 ч.1 ст.31 Закона.
Вместе с тем требование в соответствии с п.10 ч.1 ст.31 Закона Заказчиком ни в аукционной документации, ни в извещении не установлено.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 5 ст.31 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.31, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 сентября 2015 г. N 1765/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2015