Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 3 сентября 2015 г. N 134/15-ГЗ/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
- Н.А. Мишенькина |
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- В.П. Епейкин |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- А. Н. Купренкова |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
При участии представителей:
от ответчика (государственного заказчика): Ивонина Сергея Алексеевича - представителя СОГБУ "Смоленскавтодор" (доверенность от 15.05.2013 N861);
Андросова Михаила Александровича - представителя СОГБУ "Смоленскавтодор" (доверенность от 02.09.2015 N66);
от уполномоченного органа: Егоровой Виктории Сергеевны - представителя Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы;
от заявителя - ООО "Экспресс" было уведомлено надлежащим образом, на заседание Комиссии представители заявителя не явились;
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 31.08.2015 N 55) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Экспресс" на положения аукционной документации на поставку автомобильных масел для нужд СОГБУ "Смоленскавтодор" (извещение N 0163200000315005385),
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "Экспресс" (далее также - заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок членом Комиссии Купренковой А.Н. следует, что государственным заказчиком в проекте контракта не установлена информация о включении обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, что нарушает законодательство о контрактной системе. Также, в аукционной документации не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации.
Заказчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность по установлению неустойки в виде штрафа, так как заказчик в проекте контракта не указал значения размеров штрафов, предусмотренные "Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Также, государственным заказчиком в документации об электронном аукционе не указана обязательная информация о реквизитах документов, на основании которых выполнен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Заявитель просит признать поданную жалобу обоснованной и обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе.
Представители ответчика с доводами жалобы не согласились и указали, что положения Закона о контрактной системе не содержат требований о включении условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в проект контракта. Исходя из буквального смысла Закона о контрактной системе, такое условие должно быть прописано в контракте только в случае его заключения с физическим лицом, и только на момент заключения. На стадии утверждения документации о закупке такая обязанность у государственного заказчика не возникает, поскольку на данном этапе закупки он не может обладать информацией о том, будет заключен контракт с физическим лицом или иным участником закупки.
Относительно доводов в части необходимости указания в аукционной документации дат начала и окончания сроков предоставления разъяснений положений документации, представители заказчика пояснили, что п. 32 Информационной карты предусмотрено, что запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе может быть направлен на адрес электронной площадки любым участником аукциона, получившими аккредитацию на электронной площадке, в любое время после размещения извещения о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме в единой информационной системе, но не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, соответственно: дата начала и окончания срока представления участникам разъяснений положений документации заказчиком указаны - с момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона и не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Представители заказчика также полагают, что проект контракта не должен содержать значения размеров штрафов в связи с тем, что заказчику невозможно рассчитать фиксированный размер штрафа на этапе подготовки аукционной документации, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.
Относительно доводов, изложенных в жалобе ООО "Экспресс" в части необходимости указания реквизитов документов, на основании которых был произведен расчёт начальной (максимальной) цены контракта, представители заказчика пояснили, что при размещении обоснования начальной (максимальной) цены контракта в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы, использованных при определении начальной (максимальной) цены контракта документов, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Представители заказчика полагают, что неуказание реквизитов документов, на основании которых произведён расчёт, не является нарушением законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Экспресс" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены 20.08.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальна) цена контракта - 480 150 руб., 00 коп.
Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу об обоснованности доводов, изложенных в жалобе Общества, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу об обоснованности довода заявителя о том, что государственным заказчиком в проект контракта должно быть включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой этого контракта.
В действиях государственного заказчика содержится нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 32 Информационной карты установлено следующее: Запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме может быть направлен на адрес электронной площадки любым участником аукциона в электронной форме, получившим аккредитацию на электронной площадке, в любое время после размещения извещения о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме в единой информационной системе, но не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме. Срок и порядок предоставления разъяснений в соответствии с разделом 7 Инструкции участникам закупки.
Разделом 7 Инструкции участникам закупки предусмотрен следующий порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений её положений и внесение в неё изменений: любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе. При этом участник электронного аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе в отношении одного электронного аукциона. Указанный запрос в течение одного часа с момента его поступления направляется оператором электронной площадки заказчику, уполномоченному органу.
Таким образом, государственным заказчиком в аукционной документации установлен порядок предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, однако не указаны даты начала и окончания срока предоставления таких разъяснений, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно вышеуказанным Правилам за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в процентах, размер которых будет зависеть от цены контракта.
В соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта в качестве отлагательного условия все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Однако, государственным заказчиком в проекте контракта не установлены размеры процентов штрафов, что является нарушением ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно "Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены Контракта, цены Контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" утверждённым Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N567 обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании начальной (максимальной) цены контракта, документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчиком для определения начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
В приложении N2 к Информационной карте (Обоснование начальной (максимальной) цены контракта) заказчик указывает следующее: источник информации N1, источник информации N2, без указания реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При этом, заказчиком на заседание Комиссии Смоленского УФАС России представлены коммерческие предложения, поступившие от двух организаций (исх. N 023 от 28.05.2015 (источник информации N1); исх. N б/н от 28.05.2015 (источник информации N2)). Изучив данные коммерческие предложения, Комиссия пришла к выводу о том, что начальная (максимальная) цена контракта установлена заказчиком правомерно.
Таким образом, данное нарушение не повлияло и не может повлиять на результаты электронного аукциона.
В ходе внеплановой проверки иных нарушений законодательства о контрактной системе Комиссией выявлено не было.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ч. 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Экспресс" на действия государственного заказчика - СОГБУ "Смоленскавтодор" при проведении электронного аукциона на поставку автомобильных масел для нужд СОГБУ "Смоленскавтодор" (извещение N01632000003150053855) обоснованной.
2) Признать в действиях государственного заказчика - СОГБУ "Смоленскавтодор" нарушения ч. 5, ч. 8, ч. 13 ст. 34, п. 1, п. 11 ч. 1 ст. 64, Закона о контрактной системе.
3) Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: |
______________________ |
Н.А. Мишенькина |
Члены Комиссии: |
_____________________ |
В.П. Епейкин |
|
_____________________ |
А. Н. Купренкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 3 сентября 2015 г. N 134/15-ГЗ/Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2015