Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 сентября 2015 г. N 2-57-7604/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Грешнёвой Д.С.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы Городская клиническая больница имени С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы: Фатова И.А., Бурцева П.А.,
в отсутствие представителей ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/35052 от 01.09.2015),
рассмотрев жалобу ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы Городская клиническая больница имени С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнения работ по подготовке зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования к эксплуатации в осенне-зимнем сезоне 2015-2016 г. г. в ГКБ им. С.П. Боткина (Закупка N 0373200045215000344) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, в нарушение положений законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.09.2015 NМГ/35052 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя в проекте государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации, содержатся неправомерные основания условия расторжения контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме того, согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 8.1 проекта государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации содержится в частности следующее положение: "Настоящий Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях: Осуществление поставки товаров ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; Осуществление поставок некомплектных товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами; Неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки товаров, предусмотренных контрактом, включая график поставки", при этом в аукционной документации Заказчика отсутствует график поставки товаров, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение при определении условий заключения государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка проводится на выполнение работ по подготовке зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования к эксплуатации в осенне-зимнем сезоне 2015-2016 г. г. в ГКБ им. С.П. Боткина, таким образом предметом закупки не является поставка товаров. Вышеуказанное положение содержится в проекте государственного контракта поскольку, данный документ сформирован Заказчиком автоматически при формировании аукционной документации из библиотеки государственных контрактов, размещенной в составе Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в проекте государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации Заказчика содержатся положения, которые могут вводить участников закупки в заблуждение при определении условий государственного контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, что свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования ко второй части заявки заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 17.2 информационной карты аукционной документации неправомерно установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе следующих документов: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов", поскольку Заказчиком в аукционной документации не установлены условия, запреты и ограничения в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, что, по мнению Заявителя, может препятствовать формированию второй части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено что в составе жалобы Заявителя отсутствуют указание на то, каким образом вышеуказанное требование Заказчика может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному формированию второй части заявки на участие в аукционе, а также не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что требование п. 17.2 информационной карты аукционной документации не соответствует законодательству об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации не установлен срок приёмки Заказчиком выполненных работ, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствие с ч. 13 ст. 64 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в проекте государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации срок приёмки Заказчиком выполненных работ установлен следующим образом: "Не позднее ___ (___) дней после получения от Подрядчика (Исполнителя) документов, указанных в п. 4.2 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ (оказанных услуг) по настоящему Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно Подрядчику (Исполнителю) подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки работ (услуг) либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ (оказанных услуг), или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ (оказанных услуг), или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в проекте государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации, в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не установлен срок приемки Заказчиком выполненных работ.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации:
- п. 27 "Известь хлорная" установлено требование "Срок годности: не менее 1 год";
- п. 34 "Кислород технический газообразный" установлено требование "Гарантийный срок хранения: не менее 18 месяцев со дня изготовления мес";
- п. 47 "Краски водно-дисперсионные для внутренних работ" установлено требование "Срок годности: 24 месяца с даты изготовления мес.";
- п. 65 "Растворы - сложные (на смешанных вяжущих)" установлено требование "срок хранения сухой растворной смеси со дня приготовления: не менее 6 мес";
- п. 67 "Олифа натуральная" установлено требование "Гарантийный срок хранения натуральной олифы: не менее 24 месяцев со дня изготовления мес";
- п. 82 "Растворы - простые (на вяжущем одного вида), тип 1" установлено требование "срок хранения сухой растворной смеси со дня приготовления: не менее 6 мес".
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования к товарам, поскольку, согласно п. 4 технического задания аукционной документации срок выполнения работ составляет с даты подписания контракта в течение 30 дней, следовательно, по мнению Заявителя, в аукционной документации установлены завышенные требования к используемым товарам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к срокам хранения данных товаров установлены в соответствии с ГОСТ, регламентирующими характеристики данных товаров, в том числе характеристики "Срока хранения" и "Гарантийный срок", что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Приложении к техническому заданию аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам п. 2 "Арматурная сталь, тип 1", п. 43 "Арматурная сталь, тип 2": "d1: не более 15,5 мм", "h1: менее 1,3 мм", "b1: не менее 2 мм", "d: более 11 мм", - поскольку, в аукционной документации Заказчика отсутствует разъяснение данных символов, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки корректно определить потребность Заказчика в применяемых материалах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" в котором содержатся положения, содержащие указанные обозначения, что позволяет участникам закупки определить характеристики товаров к которым установлены вышеуказанные требования.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении законных прав и интересов Заявителя как участника закупки при установлении в Приложении к техническому заданию аукционной документации вышеуказанного положения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 4 заявки на участие в аукционе, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерных требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Приложении к техническому заданию аукционной документации установлено, в частности, следующее положение: "Если в нижеприведенных требованиях к товарам (материалам) используемых для производства работ присутствуют указания на товарные знаки товаров допускается использование эквивалентов таких товаров, или товаров превосходящих по качественным характеристикам указанные в настоящих требованиях"
Вместе с тем, согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении законных прав и интересов Заявителя как участника закупки при установлении в Приложении к техническому заданию аукционной документации вышеуказанного положения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 4 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не отклонялись заявки от участия в аукционе на основании несоответствия требований аукционной документации обжалуемых Заявителем, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, поскольку не позволяет надлежащим образом осуществить копирование чертежей, содержащихся в п. 5, 10, 19, 38, 40, 42, 44, 45, 70, 106 Приложения к техническому заданию аукционной документации.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что чертежи, приведенные в п. 5, 10, 19, 38, 40, 42, 44, 45, 70, 106 Приложения к техническому заданию аукционной документации не содержат требований к значениям характеристик товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, при этом участникам закупки достаточно выразить согласие на соответствие товара чертежам, указанным в указанных позициях Приложения к техническому заданию аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" на действия ГБУЗ города Москвы Городская клиническая больница имени С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы обоснованной в части установления в проекте государственного контракта неправомерных положений о порядке расторжения контракта, не установления сроков приемки Заказчиком выполненных работ, а также установления неправомерных требований в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Д.С. Грешнёва
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 сентября 2015 г. N 2-57-7604/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015