Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 сентября 2015 г. N 622-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СтройСоюз" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения (гараж) Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (извещение N 0369100043115000190) в присутствии:
- представителей УФССП России по Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 29.09.2015 NN Д-74908/15/382-АС, Д-74908/15/383-АС;
в отсутствие ООО "СтройСоюз" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 24.09.2015 поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения (гараж) Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (извещение N 0369100043115000190) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 31.08.2015 объявил о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369100043115000190 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 423 920 рублей 80 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 08.09.2015 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения (гараж) Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки N 3.
Представители заказчика представили письменные пояснения и на Комиссии пояснили следующее.
Сотрудником контрактной службы при размещении аукционной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru допущена техническая ошибка, а именно: в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе пропущен знак ";". При рассмотрении заявок на участие в аукционе данная ошибка не выявлена и все поступившие заявки на участие в аукционе рассмотрены аукционной комиссией с учетом ";".
Вместе с тем, участником закупки с порядковым номером заявки N 3 при составлении заявки допущены и другие нарушения, которые позволили аукционной комиссии принять правомерное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом N 46/15-ЭА рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе от 09.09.2015 аукционной комиссией отказано в допуске к участие в аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки N 3 по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованием документации об аукционе, а именно по позициям:
"Пункт 11 Холоднокатанный горячеоцинкованный прокат - в заявке участника указано значение: "ПЗП; ПЗПОЦ", по внешнему виду поверхности "1;2". Указано не конкретное значение, необходимо выбрать один показатель - не позволяет государственному заказчику точно идентифицировать товар.
Пункт 12 Сталь тонколистовая оцинкованная в заявке участника указано значение: "кп; пс; сп". Необходимо выбрать одно из предложенных значений по степени раскисления стали листовой. Предложение участника не позволяет заказчику точно идентифицировать конкретную характеристику.
Пункт 13 Обеспечение оконными блоками снижения воздушного шума транспортного потока, дБА, должно быть более "31", а именно 32, 33,34 и т.д. Указано значение "31". Предложение участника не позволяет заказчику точно идентифицировать конкретную характеристику.
Пункт 14 "Краска масляная" - в заявке участника указано: "МА-15;МА-22;HMA-22" - значение не позволяет точно определить товар. Указана характеристика: "МА-15;МА-22;HMA-22" Предложение участника не позволяет заказчику точно идентифицировать конкретную марку краски. Должно быть выбрано одно из предлагаемых.
Пункт 18 "Сталь арматурная" Претендент не указывает марку стали. Необходимо выбрать одно из предложенных значений. Предложение участника не позволяет заказчику точно идентифицировать конкретную марку стали.
Пункт 19 "Тип уголка" В заявке участника не указана точность прокатки согласно технического задания. Должно быть выбрано одно из предлагаемых.
Пункт 26 Замок врезной в заявке участника указано: "Толщина запорной планки 0,8 мм" По запросу должно быть значение "1,1 мм, 1,2 мм и т.д.". Предложение участника не соответствует требованиям заказчика.
Пункт 29 Болты с гайками и шайбами строительные - в заявке участника не указан наружный диаметр резьбы болтов: "должен быть не менее 16 и не более 48" Участник заявки не указал ни одного из значений. Нет конкретного показателя марки стали гаек и материала болтов. Предложение участника не позволяет заказчику точно идентифицировать конкретную характеристику.
Пункт 34 доски подоконные - в заявке участника указано значение: "долговечность лет эксплуатации должна быть более 35 лет", соответственно 36, 37 и т.д., но более 35". Предложение участника не позволяет заказчику точно идентифицировать конкретную характеристику предлагаемого к поставке товара".
Согласно доводам жалобы Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит информации относительно толкования знака ";", что не позволяет участнику закупки сделать однозначный вывод о том, какой смысл несёт знак ";": необходимо ли применять несколько видов одного товара, соответствующих каждому перечисленному показателю либо необходимо применять один вид товара, соответствующий лишь одному перечисленному показателю.
Как следует из письменных пояснений заказчика, сотрудником контрактной службы при размещении аукционной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru допущена техническая ошибка, а именно: в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе пропущен знак ";". При рассмотрении заявок на участие в аукционе данная ошибка не выявлена и все поступившие заявки на участие в аукционе рассмотрены аукционной комиссией с учетом ";".
Таким образом, аукционной комиссией в нарушение частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе не допущен к участию в электронном аукционе участник закупки с порядковым номером заявки N 3 по причине непредоставления конкретных показателей товара по позициям 11, 12, 14, 18, 19 Перечня материалов, используемых при выполнении работ.
Доводы представителя заказчика относительно того, что в соответствии с правилами русского языка знак ";" используется с целью обособления (выделения) или разделения, Комиссии не принимаются во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с правилами русского языка (Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. 528 с. 5000 экз.) знаками препинания близкими по функциональным качествам являются запятая, точка с запятой, точка. Знаки эти ставятся при перечислении синтаксически равнозначных единиц: однородных членов предложения и частей предложения (запятая, точка с запятой), отдельных предложений (точка).
При этом согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе перечисление показателей характеристик через "запятую" означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными показателями.
Вместе с тем, следует отметить, что заявка участника закупки с порядковым номером 3 подлежала отклонению аукционной комиссией в связи с тем, что участником закупки по позициям 13, 26, 29, 34 Перечня материалов, используемых при выполнении работ, представлены значения показателей товара, несоответствующие требованиям аукционной документации.
Так, например, по позиции 29 "Болты с гайками и шайбами строительные" Перечня материалов, используемых при выполнении работ, участником закупки не представлено значение показателя "Наружный диаметр резьбы болтов, мм".
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание представлено в разделе 4 аукционной документации, которое содержит Перечень материалов, используемых при выполнении работ.
При этом при описании характеристик товара заказчик использует знак ";", значение которого не отражено в аукционной документации. Более того, сведения, содержащиеся в Перечне материалов, используемых при выполнении работ, не позволяют сделать однозначный вывод о том, как участники должны указать значения показателей товаров, применяемых при выполнении работ, требования к которым описаны заказчиком с применением знака ";".
Ко всему прочему, указанное обстоятельство не позволило участнику закупки с порядковым номером заявки N 3 надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе, что привело к отказу в допуске к участию в аукционе по позициям 11, 12, 14, 18, 19 Перечня материалов, используемых при выполнении работ.
Документация о закупке по своей правовой природе является публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика. Однако содержащееся в Техническом задании аукционной документации описание объекта закупки не носит объективного характера. Указанное обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В составе аукционной документации представлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Данная Инструкция раскрывает значения используемых заказчиком слов и символов при описании объекта закупки.
Проанализировав содержание Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что указанная инструкция, являющаяся составной и неотъемлемой частью аукционной документации, содержит сложные для восприятия формулировки, сочетания и обозначения.
Согласно Инструкции значение таких слов и символов, как:
- "более", "больше", "свыше", "выше", "превышает, превышать", ">" означает, что участником закупки должно быть представлено значение показателя, которое больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "менее", "меньше", "<" - участником закупки должно быть представлено значение показателя, которое меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение.
При этом указанные слова и символы используются заказчиком при описании объекта закупки в различных вариациях.
Более того по позиции 18 Перечня материалов, используемых при выполнении работ, "Сталь арматурная" символ "" и слово "не менее" одинаковые по смысловому значению, согласно инструкции, при описании значений показателей товара указаны заказчиком одновременно.
Данные обстоятельства затрудняют восприятие участниками закупки требований к содержанию первой части заявки, что приводит к увеличению времени, необходимого для подготовки к участию в закупке, а также к заполнению первой части заявки в нарушение требований документации.
Так, участником закупки с порядковым номером заявки N 3 при формировании первой части заявки спутано значение слов "более" и "не более" при указании значений показателей "Обеспечиваемое оконными блоками снижение воздушного шума транспортного потока", "Долговечность, лет условной эксплуатации" по позициям 13, 34 Перечня материалов, используемых при выполнении работ.
Кроме того, ошибочное указание представителем заказчика на допущенное нарушение участником закупки с порядковым номером заявки N 3, в части предоставления значения показателя "Напряжение от испытательной нагрузки гаек" не в соответствии с требованиями аукционной документации, также является следствием запутанности Инструкции по заполнению заявки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе содержащиеся в Инструкции по заполнению заявки требования не должны ограничивать количество участников аукциона, создавать препятствия для допуска к участию в аукционе.
Указанные формулировки не позволяют участнику должным образом воспринять информацию и заполнить заявку в соответствии с требованиями документации о закупке. Данные символы, формулировки, условные обозначения не разъясняют участнику порядок заполнения заявки, а наоборот вводят в заблуждение, способствуют ограничению количества участников в аукционе, а также приводят к необоснованному допуску либо отказу участникам к участию в аукционе, что не соответствует законодательству о контрактной системе, в том числе части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, совокупность данных обстоятельств свидетельствует об установлении заказчиком в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В силу пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Вместе с тем, протокол N 46/15-ЭА рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе от 09.09.2015 при обосновании причин отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки N 3 в полном объеме не содержит указания положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СтройСоюз" в части неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, представленной участником закупки по позициям 11, 12, 14, 18, 19 Перечня материалов, используемых при выполнении работ, обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 1, части 3, части 4, пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 1, пункта 2 части 1, части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание не выдавать, так как контракт на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения (гараж) Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области заключен.
5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 сентября 2015 г. N 622-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2015