Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 октября 2015 г. N 03/КА-5210
Резолютивная часть объявлена 05.10.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.10.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Каюков А.С. директор ООО "Югратехсервис";
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности от 01.12.2014, Калинин А.В. по доверенности от 01.12.2014;
от Уполномоченного органа - Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2015.
рассмотрев жалобу ООО "Югратехсервис" от 28.09.2015 N1416-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении запроса предложений, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Гостевые домики N 1, 3" (кровля, фасад, цоколь), расположенные по адресу г. Ханты-Мансийск, район гостиничного комплекса "Югорская долина" (извещение N0187200001715001105).
установила:
В Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
1. По мнению Заявителя, неисполнение ранее выданного предписания Уполномоченному органу - Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушает положение статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. По мнению Заявителя в подпункте 3.4.2 пункта 10.1.17 раздела 3 документации запроса предложений установлены требования к заявкам ограничивающие количество участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Югратехсервис" от 10.09.2015 N1326-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Гостевые домики N 1, 3" (кровля, фасад, цоколь), расположенные по адресу г. Ханты-Мансийск, район гостиничного комплекса "Югорская долина" (извещение N0187200001715001009) было принято решение об ее обоснованности и выдачи предписания заказчику с целью устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием от 16.09.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры было подано заявление о признании ненормативных правовых актов и заявление о принятии обеспечительных мер (дело N А75-11839/2015).
02.10.2015 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры было определено заявление Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" о принятии обеспечительных мер удовлетворить.
На основании вышеизложенного, исполнение решения и предписания от 16.09.2015 приостановлено определением Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-11839/2015.
Таким образом, Комиссией Управления нарушение части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе в действиях Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" не установлено.
2. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Подпунктом 3.4.2 пункта 10.1.17 раздела 3 документации запроса предложений установлены требования к заявкам участников: Наличие Лицензии МЧС в соответствии с Федеральным законом (п. 15 ч. 1 ст. 12) от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 на следующие виды деятельности: Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций (ЛСР 02-02 п. п. 68;92).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капительному ремонту объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства (утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624), лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, в силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.04.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит такой вид деятельности как деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании изложенного следует, что для осуществления указанных видов деятельности требуются различные документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при осуществлении закупки строительных работ с работами по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, с целью недопущения ограничения количества участников закупки, заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Вместе с тем, заказчик вправе установить требование о наличии указанной лицензии у субподрядчиков, которые будут осуществлять такие работы после заключения государственного контракта.
Таким образом, действиями Уполномоченного органа нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать информацию, указанную в части 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию:
1) информация, предусмотренная пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 настоящей статьи) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона) статьи 42 настоящего Федерального закона;
2) требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
3) язык или языки, на которых предоставлена документация о проведении запроса предложений;
4) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, рассмотрения и оценки таких заявок;
5) способы получения документации о проведении запроса предложений, срок, место и порядок предоставления этой документации;
6) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении запроса предложений, способ осуществления и валюта платежа;
7) срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе предложений;
8) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 4 cтатьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что согласно документации о проведении запроса предложений, генеральный подрядчик должен выполненить работы по капитальному ремонту объекта.
Подпунктом 3.4.2 пункта 10.1.17 раздела 3 документации запроса предложений установлены требования к заявкам участников: Наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.09 N 624: 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (далее - ГрК РФ)предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 cтатьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом, в соответствии с частью 3.1 cтатьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Жилищно-гражданское строительство, осуществление которого предусмотрено предметом государственного контракта, согласно п. 33.3 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, включено в перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, юридическое лицо вправе выполнять подрядные работы по капитальному ремонту объекта "Гостевые домики N 1, 3" (кровля, фасад, цоколь), расположенные по адресу г. Ханты-Мансийск, район гостиничного комплекса "Югорская долина".
Вместе с тем, по смыслу части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (далее - ГрК РФ), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, действующее законодательство к индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, устанавливает дополнительное требование, заключающееся в недопущении превышения стоимости реконструкции объекта капитального строительства по сравнению с размером взноса в компенсационный фонд СРО, произведенного подрядчиком.
Следовательно, во исполнение приведенных положений, а также положений пункта 1 части 1 cтатьи 31, пункта 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, данное требование должно быть установлено к участникам закупки в документации о проведении запроса предложений.
Подпунктом 3.4.2 пункта 10.1.17 раздела 3 документации запроса предложений установлено требование "Сумма на виды работ по организации строительства, указанная в свидетельстве о допуске от СРО, не должна быть меньше".
На основании вышеизложенного, документацией запроса предложения не установлено требование о недопущении превышения стоимости реконструкции объекта капитального строительства по сравнению с размером взноса в компенсационный фонд СРО, произведенного подрядчиком.
Принимая во внимание, что документация о проведении запроса предложений не содержит требование о том, что свидетельство о допуске участника закупки должно позволять ему заключать договоры по начальной (максимальной) цене, установленной государственным заказчиком, Комиссия Управления приходит к выводу что Уполномоченным органом допущено нарушение пункта 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Документация N 1152зп/15 о проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Гостевые домики N 1, 3" (кровля, фасад, цоколь), расположенные по адресу г. Ханты-Мансийск, район гостиничного комплекса "Югорская долина" (извещение N0187200001715001105) утверждена и.о. директора Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Славянским С.В.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной систем Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в документации о проведении запроса предложений не установлено требование о сумме на виды работ по организации строительства, указанная в свидетельстве о допуске от СРО, которая не должна быть меньше начальной (максимальной) цены контракта.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Югратехсервис" от 28.09.2015 N1416-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении запроса предложений, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Гостевые домики N 1, 3" (кровля, фасад, цоколь), расположенные по адресу г. Ханты-Мансийск, район гостиничного комплекса "Югорская долина" (извещение N0187200001715001105) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", Уполномоченному органу - Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 октября 2015 г. N 03/КА-5210
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2015