Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 27 декабря 2016 г. N 07-15/2016-303
Дата оглашения решения: 27 декабря 2016 года город Иваново
Дата изготовления решения: 30 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Афанасьевой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района (далее - Заказчик): Догадова Сергея Борисовича (доверенность N 2 от 23.12.2016), Лапшиной Ольги Алексеевны (доверенность N 1 от 23.12.2016),
Администрации Кинешемского муниципального района (далее - Уполномоченный орган): Лапшиной Ольги Алексеевны (доверенность N 1 от 23.12.2016),
в отсутствие ИП Дорофеевой Ульяны Юрьевны и ее представителей (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
22.12.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ИП Дорофеевой Ульяны Юрьевны на действия Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района при проведении запроса котировок на поставку светодиодных светильников для уличного освещения Наволокского городского поселения (извещение 0133300009116000220).
Заявитель в своей жалобе указал, что извещение о проведении запроса котировок сформировано с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В извещении о проведении запроса котировок установлены излишние требования к степени защиты светодиодных светильников от внешних воздействий: не ниже 67 IP по ГОСТ 14254-96, что ограничивает количество участников запроса котировок, нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе и Федеральный закон N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Заказчик предъявляет требования к уличным светильникам, чтобы их оболочки выдерживали погружение в воду полностью. При этом ГОСТ 14254-96 предусматривает степень защиты и IP 65 и IP 66, которые обеспечивают защиту от водяных потоков в виде дождей и ливней.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было, требования к светодиодным светильникам установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
19.12.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru/) было размещено извещение N 0133300009116000220 о проведении запроса котировок на поставку светодиодных светильников для уличного освещения Наволокского городского поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
П. 9 извещения о проведении запроса котировок установлены требования к качеству товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требованиям к размерам, упаковке: поставляемый товар должен быть новым (не бывшим в употреблении, в ремонте, не восстановленным, не собранным из восстановленных компонентов), серийным, свободным от прав третьих лиц, выпущенным не ранее 2015 года, свободно распространяться на территории РФ с техническими характеристиками, указанными в техническом задании (Приложение N2).
В Приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок установлены, в том числе следующие характеристики светодиодных светильников:
- потребляемая мощность: 32 Вт;
- коэффициент мощности, cos : 0,95;
- класс защиты от поражения эл. током: I;
- степень защиты от внешних воздействий: не ниже 67 IP по ГОСТ 14254-96;
- климатическое исполнение: УХЛ1 по ГОСТ 15150-69;
- температура эксплуатации: от -450С до + 500С;
- световой поток светильника: от 3680 до 4405 Лм;
- кривая силы света: Д (косинусная);
- цветовая температура: 4000 К;
- напряжение питания: от 100 до 265 В;
- коэффициент пульсации: не более 10%;
- габаритные размеры: длина - от 250 мм до 300 мм; ширина - 100 мм; высота - от 120 мм до 130мм;
- тип крепления: универсальный;
- материал корпуса: анодированный алюминий.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что перед проведением закупки Заказчиком было проведено изучение ассортимента светодиодных светильников уличного освещения. Основными параметрами при выборе светильников были потребляемая мощность - не более 32 Вт (для снижения электропотребления и уменьшения нагрузки на электрические сети), световой поток - от 3 600 до 4 400 Лм, степень защиты не менее 5.
В связи с длительным сроком эксплуатации сетей уличного освещения г. Наволоки (год пуска 1966), в связи с потребностью в улучшении освещенности территории г. Наволоки, снижения электропотребления и нагрузки на линиях электропередач, с целью минимизации перепадов напряжения на этих линиях у Заказчика имеется необходимость использования для уличного освещения светодиодных светильников с мощностью потребления электроэнергии 32 Вт. При изучении технических характеристик светодиодных светильников со степенью защиты IP 65 и IP 66 было установлено, что либо мощность потребления у данных светильников, либо световой поток выше требуемых. В обоснование данных обстоятельств Заказчиком представлены скрин-шоты страниц сайтов-продавцов светодиодных светильников. В случае превышения указанной мощности светильников уличного освещения стабильность работы системы не может быть гарантирована в связи с превышением допустимой нагрузки в электрических сетях, что может привести к скачкам напряжения и выходу их строя электрооборудования.
Светодиодные светильники со степенью защиты IP 67 исключают любое проникновение влаги внутрь корпуса светильника и обеспечивают максимальную защиту не только от воды, но и от долгого нахождения светильников под снегом (например, обледенение), светильники со степенью защиты IP 65, IP 66 не смогут обеспечить такой защиты.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств ограничения количества участников закупки Заявителем представлено не было.
Между тем, формирование объекта закупки обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара, соответствующего потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Кроме того, предметом рассматриваемого запроса котировок является поставка светодиодных светильников с определенными характеристиками, а не их изготовление. В свою очередь поставку данного товара может осуществить любое юридическое или физическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.
На основании указанного выше Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.
В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Дорофеевой Ульяны Юрьевны на действия Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района при проведении запроса котировок на поставку светодиодных светильников для уличного освещения Наволокского городского поселения (извещение N 0133300009116000220) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.А. Афанасьева
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 27 декабря 2016 г. N 07-15/2016-303
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016