Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2016 г. N 44-4980/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Ленинградский школьник" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 29603-ЭП/16 от 22.12.2016) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.11.2016 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000716000140. Начальная (максимальная) цена контракта 39 841 784,94 руб.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе, выразившимися в ненадлежащем порядке оценки заявки Заявителя.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в документации о закупке (раздел 11 Части 2) установлены следующие критерии:
цена контракта;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участника закупки).
Критерий "Квалификация участников закупки" представлен в документации следующим образом:
"По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается наличие и возможность предоставления квалифицированных трудовых ресурсов с высшим разрядом, которых участник конкурса может предоставить для оказания услуг по организации питания.
Документы, предоставляемые участником закупки в качестве подтверждения квалификации:
Копии трудовых книжек штатных сотрудников участника закупки или гражданско-правовых договоров сотрудников, не являющихся штатными сотрудниками участника закупки, медицинских книжек, паспортов здоровья.
В случае наличия противоречия между сведениями о количестве специалистов у участника закупки, предлагаемых для оказания услуг, указанных в форме "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов" (приложение N 1 к конкурсному предложению) и фактическим количеством представленных в заявке участника закупки копий документов, подтверждающих квалификацию специалистов (копий трудовых книжек штатных сотрудников участника закупки или гражданско-правовых договоров сотрудников, не являющихся штатными сотрудниками участника закупки, медицинских книжек, паспортов здоровья), количество специалистов определяется по фактически представленным участником копиям документов, подтверждающих квалификацию специалистов (копий трудовых книжек штатных сотрудников участника закупки или гражданско-правовых договоров сотрудников, не являющихся штатными сотрудниками участника закупки, медицинских книжек, паспортов здоровья), но в количестве не свыше указанных в форме.
В случае отсутствия в составе заявки участника какой-либо из копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов (копий трудовых книжек штатных сотрудников участника закупки или гражданско-правовых договоров сотрудников, не являющихся штатными сотрудниками участника закупки, медицинских книжек, паспортов здоровья), либо несоответствия заявленных участником специалистов предъявляемым к ним настоящей конкурсной документацией требованиям, но указанных участником в форме "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов" (приложение N 1 к конкурсному предложению), такие специалисты при определении показателя учтены не будут".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 16.12.2016, заявка Заявителя оценена в ноль баллов по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по следующим основаниям:
"Обоснование: участником представлены не в полном объеме, определенном данным критерием, сведения и документы о работниках, необходимых для оказания услуг по контракту, а именно:
В отношении работника, назначенного шеф-поваром: Булыниной Галины Алексеевны, представлена копия паспорта здоровья с заключениями по результатам медицинского обследования по форме, установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ) в которых отсутствует печать медицинского учреждения.
Между тем, в соответствии с п.44 приложения N 3 к Приказу заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. Указанное требование является императивным, следовательно, организации, не имеющие печати, не вправе выдавать соответствующие документы.
Отсутствие печати на справке относится к дефектам ее формы, не позволяющим установить достоверность ее происхождения, хотя участником указанный документ без печати заверен как достоверный. Возможность проверить наличие печати на оригинале представленной медицинской документации у Комиссии отсутствует, так как сведения о выданных медицинских заключениях относятся к врачебной тайне, отсутствуют в открытом доступе, а проведение переговоров между организатором, уполномоченным органом, заказчиком торгов и участником запрещено.
Вместе с тем, предоставление паспорта здоровья является, согласно п. 10 Специальной части документации о проведении Конкурса, обязательным условием для подтверждения наличия необходимого персонала, то есть работников, у которых, в том числе, отсутствуют медицинские противопоказания к работе в детском учреждении.
Между тем, гражданское законодательство, определяющее основы договорных отношений, устанавливает требования к лицам, участвующим в гражданском обороте, о проявлении разумной степени заботливости и осмотрительности.
Учитывая изложенное, Комиссия считает необходимым сведения о работнике участника Конкурса - шеф-поваре Булыниной Галины Алексеевны считать представленными ненадлежащим образом в связи с несоответствием представленных документов требованиям конкурсной документации.
В отношении работников участника - поваров: Прусаковой Оксаны Васильевны (трудовая книжка - не указан разряд), Дюдькиной Людмилы Федосьевны (трудовая книжка - не указан разряд), Крыловой Галины Петровны (трудовая книжка - не указан разряд; в паспорте здоровья отсутствует печать), Богатыревой Любови Дмитриевны (трудовая книжка - последний лист не читаем (не возможно понять куда принята на работу, когда и кем), в паспорте здоровья отсутствует печать), Атларовой Татьяны Васильевны (трудовая книжка - не указан разряд), Агафоновой Оксаны Васильевны (трудовая книжка - не указан разряд; в паспорте здоровья отсутствует печать), Дрозд Анны Михайловны (трудовая книжка - не указан разряд; в паспорте здоровья - нет даты документа, отсутствует печать), Зайцевой Людмилы Владимировны (трудовая книжка - не указан разряд; в паспорте здоровья отсутствует печать), Гордюшиной Марины Юрьевны (трудовая книжка - не указан разряд; в паспорте здоровья отсутствует печать). Таким образом, представлены трудовые книжки, не подтверждающие их квалификацию как поваров определенного разряда, а также представлены паспорта здоровья, в которых отсутствует печать медицинского учреждения.
Необходимо отметить, что профессиональный стандарт, в том числе требования к лицу, обладающему профессией "повар" предусмотрен Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 N 798 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер", следовательно, учитывая положения ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", присвоение лицу специальности "повар" должно производиться путем изучения им на базе образовательного учреждения соответствующей образовательной программы.
Далее, изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей - п. 2.4 Приложения N 1 к постановлению Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".
Вместе с тем, предоставление сведений о работниках соответствующей квалификации (в частности, поварах), согласно п. 10 Специальной части документации о проведении Конкурса, является обязательным условием для подтверждения наличия необходимого персонала, то есть работников, у которых, в том числе, имеются профессиональные навыки для выполнения соответствующих обязанностей по приготовлению питания в детских учреждениях.
В отношении работников участника - кухонного работника Гвозденко Ларисы Герасимовны - в паспорте здоровья отсутствует печать.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к следующему выводу.
В заявке участника Конкурса ООО "Ленинградский школьник".
- не представлены необходимые сведения о шеф-поварах (при значении показателя - не менее 2 человек (не ниже 5 разряда));
- не представлены необходимые сведения о поварах (при значении показателя - не менее 7 человек (не ниже 3 разряда)).
В соответствии с п. 10 Специальной части конкурсной документации указанное предложение оценивается в 0 (ноль) баллов по неценовому критерию".
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС согласно представленным документам и пояснениям сторон, весь персонал, представленный Заявителем в качестве квалификации, не учтен конкурсной комиссией Заказчика по причине отсутствия печати в документе "паспорт здоровья" и/или отсутствия указания в трудовой книжке на разряд специалиста.
Вместе с тем, выводы конкурсной комиссии Заказчика признаются Комиссией УФАС несостоятельными ввиду следующего.
1. Порядок ведения документа "паспорт здоровья" утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н).
Согласно п. 10.2. Раздела 2 "Порядок проведения предварительных осмотров" Приложения N 3 к Приказу N302н, документ "паспорт здоровья" является персонифицированным и содержит следующую информацию о конкретном сотруднике:
"наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, паспортные данные (серия, номер, кем выдан, дата выдачи), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), телефон, номер страхового полиса ОМС лица, поступающего на работу (работника); наименование работодателя;
форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник), наименование должности (профессии) или вида работы;
наименование вредного производственного фактора и (или) вида работы (с указанием класса и подкласса условий труда) и стаж контакта с ними;
наименование медицинской организации, к которой прикреплен работник для постоянного наблюдения (наименование, фактический адрес местонахождения);
заключения врачей-специалистов, принимавших участие в проведении предварительного или периодического медицинского осмотра работника, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра.
Каждому паспорту здоровья присваивается номер и указывается дата его заполнения. На каждого работника ведется один паспорт здоровья. Для лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к ФМБА России, паспорт здоровья работника не оформляется. В период проведения осмотра паспорт здоровья хранится в медицинской организации. По окончании осмотра паспорт здоровья выдается работнику на руки. В случае утери работником паспорта здоровья медицинская организация по заявлению работника выдает ему дубликат паспорта здоровья".
В предусмотренных Приказом N 302н положениях о ведении документа "паспорт здоровья" не предусмотрено императивное наличие печати, п. 44 Приложения N 3 к Приказу N302н, на который ссылается конкурсная комиссия Заказчика, регулирует порядок формирования заключительного акта (п. 42 "По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт") без упоминания о документе "паспорт здоровья", в связи с чем, выводы конкурсной комиссии Заказчика об императивном наличии печати на документе "паспорт здоровья" ряда сотрудников, документы о которых представлены в подтверждение квалификации, подлежат признанию несостоятельными.
2. Согласно п. 2.4. Приложения N 1 к постановлению Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек", сведения о работнике, указываемые на первой странице (титульном листе) трудовых книжек, заполняются следующим образом: изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей.
Согласно позиции конкурсной комиссии Заказчика, сведения о разряде специалистов должны быть указаны по правилам, предусмотренным п. 2.4. Приложения N 1 к постановлению Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек", однако в составе заявки Заявителя, данное условие не соблюдено.
Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 10 ст. 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ наличие или присвоение разряда является частью квалификации работника.
Согласно ст. 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Таким образом, сведения о разряде работника не являются новым образованием, новой профессией или новой специальностью работника, в связи с чем, наличие данной информации на первой странице (титульном листе) трудовых книжек не регулируется п. 2.4. Приложения N 1 к постановлению Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек", в связи с чем, данный довод жалобы признается обоснованным.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, выраженное в применении порядка оценки не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и положениями иных нормативно-правовых актов.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 32, 50, 99, 105, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ленинградский школьник" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение, ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе Заказчику и его конкурсной комиссии не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2016 г. N 44-4980/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2017