Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 января 2017 г. N 2433
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по охране зданий, строений и помещений казны города Красноярска и имущества, находящегося в данных объектах для нужд департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в 2017 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), закупка N 0119300019816001551, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению вышеуказанных жалоб присутствовали:
- представитель заказчика - Лопатина Арина Юрьевна (доверенность от 29.12.2016);
- представитель уполномоченного органа - Лузан Надежда Федоровна (доверенность от 09.01.2017).
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком установлен срок даты начала предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В аукционной документации отсутствует конкретный адрес оказания услуг.
Кроме того в дополнениях к Техническому заданию установлено, что в случае, если в течение действия муниципального контракта прекращается потребность в охране объектов, переданных Исполнителю под охрану согласно заданию, под охрану передаются иные объекты на тех же условиях. По мнению ООО ЧОО "Илир" Закон о контрактной системе не допускает смену места оказания охранных услуг, так как это является существенным условием контракта, которое может быть изменено только в судебном порядке.
В проекте контракта отсутствует конкретный процент обеспечения исполнения контракта.
Проектом контракта установлено - "Контракт вступает в силу с момента подписания, но не ранее 24.01.2017 и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, принятых в соответствии с условиями настоящего контракта, но не позднее 31.12.2017 года, а в части оплаты до полного исполнения обязательств Заказчиком".
По мнению ООО ЧОО "Илир" у участников возникают затруднения в оформлении банковской гарантии.
Заказчик и Уполномоченный орган не согласились с доводами жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по охране зданий, строений и помещений казны города Красноярска и имущества, находящегося в данных объектах для нужд департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в 2017 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", закупка N 0119300019816001551.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона датой и временем начала подачи заявок является 12.12.2016 17:46, датой и временем окончания подачи заявок является 28.12.2016 09:00.
Положениями пункта 17 Аукционной документации установлено - дата начала предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации с "13" декабря 2016 года, дата окончания до "26" декабря 2016 года включительно.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на Официальном сайте Российской Федерации 12.12.2016, следовательно дата начала подачи разъяснений участниками закупки наступает с 13.12.2016.
Данная позиция подтверждается Министерством экономического развития письмом N 28и-88 от 22.01.2016.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом не нарушен Закон о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, информация о месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Из преамбулы части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что наряду с информацией, прямо предусмотренной указанной статьей Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать в себе информацию, указываемую в извещении о проведении электронного аукциона.
Анализ печатной формы извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в единой информационной системе, показал Комиссии, что информация о местах доставки товара, являющегося предметом контракта, содержится в таком извещении, а именно: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск.
В пункте 5.3 аукционной документации следует, что местом оказания услуг является г. Красноярск.
Информация о количестве объектов подлежащих охране отражены в пункте 4 Аукционной документации, с указанием постов охраны на каждом объекте.
Законом о контрактной системе не регламентирован порядок, в соответствии с которым уполномоченному органу, заказчикам надлежит определять место доставки товара, который является объектом закупки, указывать такое место в положениях извещения и документации о проведении аукциона. Следовательно, уполномоченный орган, заказчик вправе по своему усмотрению формулировать место доставки (поставки) товаров, которые являются объектом закупки.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что, исходя из совокупности сведений извещения и документации о проведении электронного аукциона в части формирования места оказания услуги, и требований к количеству объектов, участники могут определить свои возможности для участия в электронном аукционе.
Учитывая то, что охране подлежат объекты недвижимого имущества, состоящие на учете в казне города, свободные от прав третьих лиц, не используемые в период осуществления охраны с 24.01.2017 по 31.12.2017 не целесообразно, так как данные объекты в течение года могут быть переданы в аренду, хозяйственное ведение, оперативное управление или проданы с торгов. Также в текущем периоде в казну города могут быть переданы иные объекты недвижимого имущества, не обремененные правами третьих лиц.
Учитывая данную особенность, аукционной документацией предусмотрена возможность замены объекта охраны.
Таким образом, Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 25 Аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 10 (десяти) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 034 208 (один миллион тридцать четыре тысячи двести восемь) рублей 00 копеек.
Пунктом 26 Аукционной документации предусмотрено применение антидемпинговых мер, предусмотренное частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом в аукционной документации содержится конкретный процент обеспечения исполнения контракта.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика о включении конкретного процента обеспечения исполнения контракта в Проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 11.1 Проекта контракта - Контракт вступает в силу с момента подписания, но не ранее 24.01.2017 и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, принятых в соответствии с условиями настоящего контракта, но не позднее 31.12.2017 года, а в части оплаты до полного исполнения обязательств Заказчиком.
Согласно пункту 25 Аукционной документации срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Из буквального толкования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что срок действия банковской гарантии не может быть менее срока действия контракта, должен превышать срок его действия на месяц и более.
В то же время Заказчиком не установлен конкретный срок действия банковской гарантии.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статей 64 и 96 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 64 и 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в проект контракта на стадии его заключения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 января 2017 г. N 2433
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2017