Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 31 августа 2015 г. N 929А-2015
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - И.о. начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г.- Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП Выборновой Ю.В. (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения РД "Кочубейская медико-санитарная часть" (далее Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303200004815000012 на поставку лекарственных препаратов_3 (далее - Аукцион), в отсутствии сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
24.08.2015 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается следующее обжалуемое действие:
Заказчиком утверждена аукционная документация, несоответствующая требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1. Заказчик, в нарушение законодательства о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N929, включил в предмет одной закупки лекарственное средство с международным непатентованным наименованием в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
2. Аукционная документация не содержит даты начала и окончания предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
3. Заказчиком установлены требования к участникам закупки, ограничивающие субъектов розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.
Исследовав имеющиеся в деле по рассмотрению жалобы материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), а также на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
17.08.2015г. Заказчиком в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были опубликованы извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
1. В силу требований пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Нормой пункта 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929) определено: "Установить предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
наркотическое лекарственное средство;
психотропное лекарственное средство;
радиофармацевтическое лекарственное средство".
В аукционной документации Заказчиком, в числе иных, указано следующее МНН лекарственного препарата, подлежащего к поставке:
п/п 11 МНН "Алюминия оксид + Магния оксид суспензия для приема внутрь 170мл N1".
Как установлено Комиссией, в Государственном реестре лекарственных средств (далее - ГРЛС) с указанными МНН, формой и дозировкой только один лекарственный препарат, имеющий торговое наименование "Алмагель".
В аукционной документации Заказчиком, в числе иных, указано следующее МНН лекарственного препарата, подлежащего к поставке:
п/п 58 МНН "Мяты перечной листьев масло+Фенобарбитал+Хмеля соплодий масло+Этилбромизовалерианат капли для приема внутрь 50мл N1".
Как установлено Комиссией, в ГРЛС с указанными МНН, формой и дозировкой только один лекарственный препарат, имеющий торговое наименование "Валокордин".
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства о контрактной системе, Заказчиком в один предмет контракта, наряду с иными лекарственными препаратами, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта значительно превышала предельное значение, установленное Постановлением N 929, неправомерно включены препараты, у которых отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушение п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Проведенный Комиссией анализ аукционной документации показал, что Заказчиком в пункте 15 Информационной карты аукционной документации указано следующее:
"Дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме:
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса.
Дата поступления запроса на разъяснений документации:
Не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. (ч. 4 статья 65 ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013г)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в документации об аукционе информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, в связи с чем довод Заявителя обоснован.
3. Как установлено Комиссией, в пункте 20 Информационной карты аукционной карты Заказчиком установлены требования к участникам закупки о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или на поставляемую продукцию (оптовая торговля) или на производство лекарственных средств, в соответствии с законом ФЗ N99 от 04.05.2011г.
По мнению Заявителя, указанные требования ограничивают количества участников закупки, исключая возможности участия в аукционе субъектов розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.
Данный довод Заявителя Комиссия считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 34 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьей 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая продажа лекарственных средств может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Организация обязана разместить в удобном для ознакомления месте копию лицензии на фармацевтическую деятельность.
Также в соответствии со статьей 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и медицинским организациям.
Порядок розничной торговли установлен статьей 55 Закона об обращении лекарственных средств, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
При реализации товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик правомерно установил требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или на поставляемую продукцию (оптовая торговля) или на производство лекарственных средств, в соответствии с законом ФЗ N99 от 04.05.2011г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной в части доводов жалобы изложенных в пунктах 1 и 2 мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 6 ч. 1 ст. 33 и п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Ш.М. Магомедов
Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 31 августа 2015 г. N 929А-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2015