Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации г. Томска
от 5 сентября 2011 г. N 968
Муниципальная программа
города Томска "Профилактика употребления наркотических средств" на 2012-2014 годы"
4 апреля, 5 июня, 12 октября 2012 г., 16, 28 августа, 21 ноября 2013 г., 18 февраля, 17 июня 2014 г.
Постановлением Администрации г. Томска от 17 июня 2014 г. N 528 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на отношения, возникшие с 6 июня 2014 г.
I. Паспорт
муниципальной программы города Томска "Профилактика употребления наркотических средств" на 2012-2014 годы"
II. Анализ текущей ситуации
За последние десятилетия значительно возросло влияние алкоголизма и наркомании на демографическую ситуацию, рост преступности и угрозу национальной безопасности страны, в целом по Российской Федерации и в городе Томске. Сверхвысокое потребление алкоголя в России приводит к преждевременной смерти 550000 человек ежегодно; 26% от всех смертей в разной степени связаны с алкоголем, что определяет необходимость принятия срочных профилактических мер.
В РФ на начало 2011 года зарегистрировано 3 млн. 318 тыс. наркологических больных (2336 на 100 тыс. нас.) или 2,3% общей численности населения с опережающим ростом больных среди женщин (на 8,3% за последние 5 лет). 82,2% зарегистрированных - это больные алкоголизмом, алкогольными психозами и злоупотребляющие алкоголем. 16,6% - больные наркоманией и злоупотребляющие наркотиками; среди больных преобладают лица с опийной зависимостью (87,5%). Распространенность опиоидной наркомании за 5 лет возросла на 4,3%; уровень злоупотребления ПАВ среди подростков достиг 1,7%.
Наркоситуация в Сибирском Федеральном Округе отражает общие тенденции по РФ, опережая по темпу нарастания уровня заболеваемости и болезненности. Неблагоприятными тенденциями последних 5 лет являются рост ранних и сочетание различных форм зависимости, женского наркотизма, пивного алкоголизма, "аптечной" наркомании, нехимических форм аддикций (патологический гемблинг, интернет-зависимость), социальной дезадаптации и криминализации наркозависимых c вовлечением в потребители наркотиков подростков из благополучных семей. В пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системе возросло количество несовершеннолетних наркозависимых, которые после освобождения формируют агрессивную субкультуру, зависимых от психоактивных веществ подростков и молодежь.
В Томске и Томской области на учете в областном наркодиспансере по состоянию на 1 января 2011 г. состоит 3991 наркозависимых лиц. За 2010 год из них специализированной помощью в течение года было охвачено менее 20%: стационарное лечение прошли 594 человека (14,8%), амбулаторное лечение - 91 человек (2,3%). Смертельный исход по разным причинам среди наркозависимых зафиксирован в 2,9% (119 человек). Стойкая ремиссия в течение 5 лет со снятием с учета достигнута у 69 человек (1,7%).
Среди студенческой молодежи города Томска фиксируется высокая частота предболезненных и пограничных психических и психосоматических состояний, которые отражают проблему хронического эмоционального напряжения. По данным Научно-исследовательского института психического здоровья Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, из 420 обследованных студентов, только 19,2% студентов Томска имеют высокий уровень психического здоровья, у 22% выявлена клиника невротических и психосоматических нарушений (астения, тревога, депрессия, нарушения сна, функциональные нарушения внутренних органов). Остальные почти 60% - это группа лиц потенциального (27,5%) и реального (31,2%) риска с признаками предболезненных психических состояний. Таким образом, студенческая молодежь имеет разные уровни психического здоровья, которые формируют высокий или низкий уровни индивидуальной стрессоустойчивости и антинаркотической устойчивости.
Для современной наркоситуации среди учащейся молодежи характерен рост нехимических форм зависимости: это игромания (патологический гэмблинг), карточные и другие азартные игры, игровые автоматы, это компьютерная, интернет - зависимость, это созависимость отношений, которая отражает проблему общей инфантилизации молодежи.
Отдельно необходимо выделить потребность современной молодежи в так называемом рискованном или парасуицидальном поведении с поиском острых ощущений через экстрим (прыжки с мостов, с гор, высоких зданий, лазание по стенам (спайдермены), по подземельям (диггеры) и через непрофессиональное занятие высоко рискованными видами спорта, (глубоководный дайвинг, океанский серфинг, горный слалом, альпинизм, прыжки с парашютом, авто- и мотогонки).
Лица с нехимической зависимостью являются группой не прямого, но относительного риска развития в последующем уже химической зависимости, так как они уже пытаются совладать со стрессом через зависимость от других ощущений, изменяющих их сознание.
Актуальность контроля наркоситуации среди населения города Томска остро ставит вопросы организации и проведения постоянного мониторинга, позволяющего регулировать процесс планирования услуг в сфере противодействия наркозависимости, а также оценки адекватности и эффективности предпринимаемых мер: представление о состоянии общей наркоситуации; характеристика потребителей и динамики существующих моделей потребления наркотиков и других психоактивных веществ; изучение индивидуальных факторов риска развития зависимости и факторов риска среды окружения.
На современном этапе развития общества актуален переход от политики консервации имеющегося кадрового потенциала к активному использованию потенциала молодого населения города. Это предполагает создание многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, что неизбежно повышает целесообразность развития комплекса мер по профилактике аддикций и достижению (сохранению) высокого уровня психического здоровья студенческой молодежи, как важнейшего компонента интеллектуального ресурса развития томичей.
Для ограничения агрессивного влияния аддиктивной субкультуры (наркозависимые больные, пациенты психиатрических и наркологических отделений) на процесс вовлечения в потребителей наркотиков новых лиц, необходимо развертывание сети реабилитационных центров с использованием ресурсов Научно-исследовательского института психического здоровья Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Областного государственного учреждения здравоохранения "Томский наркологический диспансер" и привлечением общественных фондов и организаций для проведения долгосрочной социотерапевтической интервенции с целью полной ресоциализации больных.
Основополагающим документом по расширению и усилению программных мер на следующий период является Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 18.10.2007 N 1374, который предусматривает разработку мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности и повышение эффективности реализации целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией.
Данная Программа является результатом работы по изучению и систематизации опыта реализации соответствующей программы за период 2009-2011 годов и определяет основные направления развития системы превентивных мер в рамках социально - экономического и политического развития города Томска на последующие три года.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием наркогенной ситуации и связанными с ней правонарушениями и преступностью, обуславливает необходимость их решения программным методом. Целесообразность продолжения и развития данной работы в городе Томске подтверждает и приобретенный опыт использования программно-целевого метода в планировании, и осуществление мер по улучшению положения, наличие в рамках предыдущей программы, рассчитанной на длительный срок реализации - (3 этапа).
III. Основные цели и задачи муниципальной программы
Целью программы является формирование в обществе негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя, табакокурения и популяризации образа социально успешного и здорового человека.
Основная целевая аудитория настоящей программы включает в себя граждан детской и молодежной среды, а также окружающее их взрослое население.
Кроме того, важнейшим принципом реализации программы является позитивное воспитание молодежи. Массовые мероприятия в рамках программы направлены на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
В рамках программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
- обеспечение городской системы профилактики употребления наркотических средств квалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетенции;
- формирование профилактического и реабилитационного пространства на основе межпрофессионального взаимодействия и социального партнерства;
- пропаганда негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя и табакокурения в детской и молодежной среде.
IV. Этапы муниципальной программы и сроки реализации
Основные этапы муниципальной программы:
1. Меры по укреплению городской системы профилактики квалифицированными кадрами и информационно-аналитическим обеспечением;
2. Меры по развитию городской системы профилактики через инновационно -экспериментальную деятельность;
3. Социально - массовые мероприятия по формированию негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя и табакокурения в детской и молодежной среде.
Действие программы рассчитано на 2012-2014 годы.
V. Перечень основных мероприятий по каждому этапу муниципальной программы
Перечень основных мероприятий приведен в Приложении 1 к настоящей программе. Уровень приоритетности выполнения одинаково важен для всех мероприятий, так как социально-экономический эффект достигается при условии комплексной реализации программы.
Ресурсное обеспечение, стоимость мероприятий определяется актуальностью проблемы распространения наркомании в городе Томске с учетом опыта реализации программных мероприятий прошлых лет.
VI. Экономическое обоснование реализации мероприятий муниципальной программы
Программа включает в себя систему мер по формированию негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя, табакокурения и популяризации образа социально успешного и здорового человека у лиц, проживающих на территории муниципального образования "Город Томск" через развитие городской системы профилактики.
Результаты выполнения мероприятий настоящей программы характеризуются индикаторами (показателями) целей и задач муниципальной программы (согласно Приложению 2).
В связи с тем, что по характеру решаемых проблем данная муниципальная программа является социальной и направлена на улучшение уровня и качества жизни граждан, ее осуществление не предполагает получение прямого экономического эффекта.
VII. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета муниципального образования "Город Томск"
Бюджетная заявка на финансирование приведена в Приложении 3 к настоящей программе.
Постановлением Администрации г. Томска от 17 июня 2014 г. N 528 в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на отношения, возникшие с 6 июня 2014 г.
VIII. Механизм контроля за реализацией муниципальной программы
Заказчиком и разработчиком программы выступает управление социальной политики администрации Города Томска.
Исполнителями программы являются органы администрации Города Томска с привлечением при необходимости подрядных организаций, отбор которых осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Координацию деятельности исполнителей программы, контроль и текущее управление программой осуществляет управление социальной политики администрации Города Томска. Финансовый контроль осуществляет распорядитель средств и уполномоченный департамент администрации Города Томска.
Информация о реализации программы представляется в управление социальной политики администрации Города Томска в соответствии с установленными сроками.
Инструментом контроля являются квартальные и годовые отчеты, представляемые управлением социальной политики администрации Города Томска в управление экономического развития администрации Города Томска и Думу Города Томска.
Корректировка целевых показателей программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с утвержденным бюджетом на соответствующий период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.