Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 августа 2015 г. N АШ07-06/2015-266
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_>. - начальник отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии; <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,
в присутствии:
представителейзаказчика -Администрации муниципального образования "Город Можга": <_>(доверенность от 20.08.2015г. N 3609-Д), <_> (доверенность от 20.08.2015г. N 3607-Д), <_> (доверенность от 20.08.2015г. N 3608-Д),
в отсутствие представителязаявителя - ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" (далее - Заявитель, уведомлен надлежащим образом - в деле имеется уведомление N АШ 01-17-07/6287э от 13.08.2015г.),
рассмотрев жалобуООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" (далее - Заявитель) на действия заказчика -Администрации муниципального образования "Город Можга" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на осуществление закупки услуг по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Можга" на 2016-2025 годы (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0113300007515000052, далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
13.08.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив"на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, в конкурсной документации в качестве показателя, раскрывающего критерий оценки "Квалификация участников закупки" содержится требование, не влияющее на качество результата оказания услуг, и не являющееся обязательным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно, "наличие у участника закупки свидетельств, подтверждающих квалификацию участника закупки, использование системы контроля качества, соответствующей стандарту ГОСТ Р ИСО 9001", а также "наличие сертификата соответствия РИЭР (МАЭН) в области организации и проведения экспертиз в энергетике".
ПредставителиЗаказчика с доводами жалобыне согласились и пояснили, чторазработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры предполагает ёмкую научно-исследовательскую работу, в связи с чем квалификация участника Конкурса является одним из важных условий для качественного оказания услуги. Представители Заказчика пояснили, что наличие сертификата ГОСТ ИСО 9001 подтверждает соответствие организации требованиям, необходимым для качественного проектирования и разработки соответствующих программ.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013г. N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" обосновывающие материалы должны включать в себя оценку реализации мероприятий в области энерго- и ресурсосбережения, мероприятий по сбору и учёту информации об использовании энергетических ресурсов в целях выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи с чем, сертификат соответствия РИЭР (МАЭН) подтверждает соответствие организации в области рационального использования и сбережения энергоресурсов, проведении энергоаудита, разработке инвестиционных программ.
Представители Заказчика также указали на то, что наличие сертификата ГОСТ ИСО 9001 и сертификата РИЭР (МАЭН) в области организации и проведения экспертиз в энергетике не является требованием к участникам закупки, а является лишь одним из критериев оценки конкурсных заявок участников.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.07.2015г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Конкурса и Конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 18.08.2015г. для участия в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", Закрытое акционерное общество "Центр муниципальной экономики и права", Общество с ограниченной ответственностью "Форс", Автономная некоммерческая организация "Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона.
Согласно пункту 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что документация о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что показатели, раскрывающие содержаниекритерия оценки "Квалификация участника закупки" определяются в пункте 28 Информационной карты Конкурсной документации.
Согласно пункту 28 Информационной карты Конкурсной документации показателями, раскрывающими содержание критерия "Квалификация участника закупки" являются среди прочих:
1 показатель - Наличие у участника закупки свидетельств, подтверждающих квалификацию участника закупки, использование системы контроля качества, соответствующей стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 - значимость показателя 20 %; коэффициент значимости 0,2:
лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наличие у участника закупки сертификата ISO 9001 применительно к выполнению услуг по предмету контракта либо аналогичных услуг (разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ развития электроэнергетического комплекса, разработка электронных моделей систем энергоснабжения, разработка и экспертиза инвестиционных проектов, производственных (подпункт 3.1.1);
2 показатель - Наличие сертификата соответствия РИЭР (МАЭН) в области организации и проведения экспертиз в энергетике - значимость показателя 20 %; коэффициент значимости 0,2:
документы, предоставляемые участником в подтверждение своей квалификации: копия сертификата соответствия РИЭР (МАЭН) в области организации и проведения экспертиз в энергетике, применительно к выполнению услуг по предмету контракта либо аналогичных услуг (разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ развития электроэнергетического комплекса, разработка электронных моделей систем энергоснабжения, разработка и экспертиза инвестиционных проектов, производственных программ и программ энергосбережения) (подпункт 3.1.2).
В пункте 28 Информационной карты Конкурсной документации также определён порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, раскрывающий порядок расчёта количества баллов по критерию "Квалификация участника конкурса" (подпункты 3.2, 33.).
В соответствии с ГОСТ ISO 9001:2011 "Системы менеджмента качества" стандарт подготовлен на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Согласно указанному стандарту ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и других обязательных требований.
Стандарт ГОСТ ISO 9001:2011 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013г. N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" при разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Программа) необходимо:
- определять мероприятия, направленные на повышение надежности газо-, электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения и качества коммунальных ресурсов;
- определять мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности и технического уровня объектов, входящих в состав систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, и объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
- учитывать мероприятия, предусмотренные программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности поселения, городского округа;
- учитывать прогноз роста тарифов на ресурсы, продукцию и услуги организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (далее - тарифы), исходя из долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) и долгосрочных параметров развития экономики с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой (пункт 5 Программы).
Программа должна включать обосновывающие материалы:
а) обоснование прогнозируемого спроса на коммунальные ресурсы;
б) обоснование целевых показателей комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также мероприятий, входящих в план застройки поселения, городского округа;
в) характеристику состояния и проблем соответствующей системы коммунальной инфраструктуры;
г) оценку реализации мероприятий в области энерго- и ресурсосбережения, мероприятий по сбору и учету информации об использовании энергетических ресурсов в целях выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
д) обоснование целевых показателей развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры;
е) перечень инвестиционных проектов в отношении соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (со ссылками на схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, федеральную программу газификации, соответствующие межрегиональные, региональные программы газификации, схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, программы по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, инвестиционные программы организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов) (далее - инвестиционные проекты);
ж) предложения по организации реализации инвестиционных проектов;
з) обоснование использования в качестве источников финансирования инвестиционных проектов тарифов, платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры;
и) результаты оценки совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности;
к) прогнозируемые расходы бюджетов всех уровней на оказание мер социальной поддержки, в том числе предоставление отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 9 Программы).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пункт 13 Конкурсной документации также содержит требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению.
При таких условиях, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Конкурсная документация содержит:
а) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по критерию "Квалификация участника конкурса",
б) пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки", учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, осуществляется количественная оценка,
в) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Принимая во внимание тот факт, что Конкурсная документация содержит условия, определяющие сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при реализации права на определение показателей, неразрывно связанных с объектом закупки и раскрывающих содержание критерия оценки "квалификация участников закупки" Заказчиком не было допущено нарушений Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, довод Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки действий Заказчика при проведении Конкурса, Комиссия Удмуртского УФАС России нарушений Законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" на действия заказчика -Администрации муниципального образования "Город Можга" при проведении открытого конкурса на осуществление закупки услуг по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Можга" на 2016-2025 годы (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0113300007515000052) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
_____________ <_> |
Члены Комиссии: |
_____________ <_>
_____________ <_> |
<_>(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 августа 2015 г. N АШ07-06/2015-266
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2015