Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 июля 2015 г. N 359
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>,
при участии представителей Администрации Молодежного муниципального образования (далее - Заказчик) - <_>, <_>; Общества с ограниченной ответственностью Транспортно-Строительная компания "Гарант" (далее - Общество, Заявитель) - <_>;
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в границах Молодежного муниципального образования, включая ремонт тротуаров, извещение N 0134300043115000005 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от "05" апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России "13" июля 2015 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком не соблюдено требование об объективном характере описания объекта закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Также Заявитель считает нарушением требований Федерального закона N 44-ФЗ включение в документацию об электронном аукционе указание на товарный знак без параметров эквивалентности.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Согласно указанным возражениям Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком "03" июня 2015 года на сайте www.rts-tender.ru, Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение о проведении электронного аукциона N 0134300043115000005, а также Документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в границах Молодежного муниципального образования, включая ремонт тротуаров (далее - Документация об электронном аукционе).
"15", "17", "26" июня 2015 года на указанных сайтах Заказчиком опубликованы Изменения извещения о проведении электронного аукциона N ИИ1, N ИИ2, N ИИ3, N ИИ4.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 800 103 руб. 06 коп.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик в качестве одного из требований к участникам закупки устанавливает такое, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Норма части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" Документации об электронном аукционе предметом контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в границах Молодежного муниципального образования, включая ремонт тротуаров.
Пунктом 24 указанного раздела документации об электронном аукционе установлены требования к участникам электронного аукциона, одним их которых является следующее: "Наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, дающего право на выполнение видов работ в соответствии с предметом Контракта: (Носит рекомендательный характер)".
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Часть 4 статьи 55.8 указанного Кодекса предусматривает, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень установлен приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от "30" декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Однако работы по благоустройству территорий, устройству дорожек из тротуарных плит по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог не включены в указанный Перечень, в связи с чем свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, не требуется.
При этом, в пункте 24 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" Документации об электронном аукционе указано, что требование о наличии у участника электронного аукциона такой лицензии носит рекомендательный характер.
Кроме того, иные положения Документации об электронном аукционе, в том числе пункт 29 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме", закрепляющий требования к содержанию и составу заявки, не предусматривают предоставление участниками электронного аукциона в составе заявок на участие в электронном аукционе рассматриваемого свидетельства, выдаваемого саморегулируемой организацией.
В связи с этим, довод Заявителя о нарушении Заказчиком части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Комиссией признан необоснованным.
Комиссия также приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя о том, что Заказчик нарушил требования Федерального закона N 44-ФЗ, указав в Документации об электронном аукционе на поставку товара с определенным товарным знаком без установления параметров эквивалентности.
Из позиции N 14 Ведомости материалов следует, что подрядчику при выполнении работ, являющихся объектом электронного аукциона, необходимо использовать грунтовку полимерную "Colzumix" или эквивалент.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков. Однако документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которые размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика подтверждено, что "Colzumix" является товарным знаком.
Заказчиком при описании объекта закупки соблюдено указанное требование Федерального закона N 44-ФЗ, так как после указания товарного знака грунтовки полимерной "Colzumix" в ее описание включены слова "или эквивалент".
Также, относительно довода Заявителя об отсутствии объективного характера описания Заказчиком асфальтобетонной смеси в позициях 42-46 Ведомости материалов Комиссия приходит к выводу о его необоснованности в связи с тем, что Заказчиком установлены характеристики асфальтобетонной смести, соответствующие Межгосударственному стандарту "ГОСТ 9128-2013. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Относительно доводов Заявителя о несоответствии описания пиломатериалов хвойных пород в позициях 34-36 Ведомости материалов Заявителем не представлены, а Комиссией самостоятельно не добыты доказательства, подтверждающие их обоснованность.
В то же время, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования об объективном характере описания объекта закупки, установленное пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В позиции 11 Ведомости материалов определено, что при выполнении работ, являющихся объектом закупки, подрядчику необходимо будет использовать гвозди строительные с плоской головкой или с конической головкой.
При этом, гвозди строительные с плоской головкой должны быть длиной 8, 12, 16, 20, 25, 32, 40, 50 мм; с конической головкой - 32, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 120, 150, 200, 250 мм.
Кроме этого, Заказчик указывает такие характеристики гвоздей строительных, как диаметр стержня, наименьший диаметр головки и иные.
В то же время, невозможно однозначно определить, какие именно гвозди строительные требуются Заказчику: соответствующие только одному конкретному показателю либо нескольким из перечисленных Заказчиком в позиции 11 Ведомости материалов.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчик представил все возможные характеристики гвоздей строительных в соответствии с ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры". При этом представители Заказчика также пояснили, что некоторые гвозди, в частности длиной 8 мм, невозможно будет использовать при выполнении работ.
Также, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что Заказчику требуются в том числе гвозди с теоретической массой 0,147 при размере 1,21, а также массой 2,23 при размере 2,56.
Однако вышеуказанный ГОСТ 4028-63 не выделяет гвоздей с такими размерами при такой теоретической массе.
Аналогичным образом не представляется возможным однозначно определить, каким именно указанным Заказчиком в Ведомости материалов характеристикам и какому количеству из них должны соответствовать предлагаемые участниками следующие материалы:
- раствор готовый кладочный (позиция 38 Ведомости материалов);
- раствор готовый кладочный цементный М 100 (позиция 39 Ведомости материалов);
- бетон дорожный (позиция 2 Ведомости материалов).
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в позиции 38 Ведомости материалов требуется раствор готовый кладочный. В то же время по данной позиции установлены характеристики для растворов штукатурных и облицовочных, в частности содержание щелочей.
Межгосударственный стандарт "ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия" по основному назначению классифицирует растворы на кладочные, облицовочные и штукатурные.
Следовательно, не представляется возможным однозначно определить, использование какого именно вида раствора требует Заказчик.
Нарушение требования об объективном характере описания объекта закупки установлено также и относительно швеллеров в позиции 52 Ведомости материалов.
Так, согласно данной позиции Ведомости материалов, Заказчику требуются швеллеры:
- номера и серии 40У со значением показателя ix равным 1522,0 см4;
- номера и серии 40Э со значением показателя ix равным 1307,9 см4 и значением показателя i0 равным ,552 см;
- номера и серии 40П высотой равной 00 мм.
Сортамент стальных горячекатаных швеллеров общего и специального назначения устанавливается Межгосударственным стандартом "ГОСТ 8240-97. Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от "05" апреля 2001 года N 166-ст.
В соответствии с данным Межгосударственным стандартом, швеллеры должны обладать следующими характеристиками:
- значение показателя ix швеллеров номера и серии 40У должно быть равно 15220,0 см4;
- значение показателя ix швеллеров номера и серии 40Э должно быть равно 15307,9 см4, значение показателя iy - 3,552 см;
- высота швеллеров номера и серии 40П должны быть равна 400 мм.
Позиция 54 "Щебеночно-песчаная смесь" Ведомости материалов также не содержит объективное описание.
Одной из смесей, требованиям которой должен соответствовать зерновой состав, является смесь под номером С4 с полным остатком зерен 75-0 % по массе на ситах размером 25 мм.
Заказчиком в Документации об электронном аукционе установлено, что щебеночно-песчаная смесь должна соответствовать Межгосударственному стандарту "ГОСТ 25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
В указанном стандарте смеси под номером С4 соответствует остаток зерен по массе равный 60-85 % на ситах с размерами отверстий 2,5 мм.
В данном стандарте отсутствует смесь с остатком зерен 75-0% по массе на ситах размером 25 мм.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В позициях 2, 3 Ведомости материалов установлено, что участниками электронного аукциона должен быть поставлен бетон в соответствии с требованиями ГОСТ 26633, в том числе участниками может быть поставлен бетон класса Bt 0,4 по прочности на осевое сжатие.
При этом, в соответствии с Межгосударственным стандартом "ГОСТ 26633-2012. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" такого класса бетона по прочности на осевое сжатие, как Bt 0,4 не существует.
Также Комиссией установлено, что в позиции 20 "Камни бортовые" Ведомости материалов Заказчик одновременно предъявляет требования к камням из мелкозернистого бетона и к камням из тяжелого бетона.
Межгосударственный стандарт "ГОСТ 6665-91. Межгосударственный стандарт. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", в соответствии с которым Заказчик предписывает изготовлять камни бортовые, разделяет камни из мелкозернистого бетона и камни из тяжелого бетона.
Таким образом, однозначно определить вид камней бортовых, необходимый Заказчику, не представляется возможным.
Кроме этого, в пункте 32 Ведомости материалов установлено, что плотность олифы натуральной конопляной должна быть ",930-0,940", что не позволят однозначно определить диапазон значений, которым должна соответствовать плотность олифы.
В позициях 37 и 42 Ведомости материалов Заказчик предписывает участникам ссылаться на ГОСТ 7062-79 и ГОСТ 16557 соответственно. Однако ГОСТ 7062-79 утратил силу в связи с введением в действие "ГОСТ 7062-90. Поковки из углеродистой и легированной стали, изготовляемые ковкой на прессах. Припуски и допуски"; ГОСТ 16557 утратил силу в связи с принятием постановления Госстроя Российской Федерации от "27" июня 2003 года N 119.
При описании характеристик растворителя марки Р-4 в позиции 40 Ведомости материалов Заказчиком не установлены единицы измерения массовой доли воды по Фишеру.
При описании характеристик смеси асфальтобетонной типа Г в позиции 45 Ведомости материалов Заказчик указывает: "Асфальтобетонные смеси должны быть изготовлены из песков природных или песков из отсевов дробления горных пород или из смеси песков этих песков".
Однако Межгосударственный стандарт "ГОСТ 9128-2013. Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", устанавливающий требования к асфальтобетонным смесям и асфальтобетону, регулирует, что песчаные смеси и асфальтобетоны типа Г изготавливаются только из песков из отсевов дробления.
В пункте 54 Ведомости материалов при описании щебеночно-песчаной смеси Заказчик указывает, что они должны соответствовать требованиям ГОСТ 25607. Также Заказчик предъявляет требование к содержанию в данных смесях пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм), которое должно быть не более 8% по массе.
Содержание указанных частиц регулирует пункт 3.2.3, а также таблица 3 Межгосударственного стандарта "ГОСТ 25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
В данных нормах отсутствует указание на смеси, содержащие в себе не более 8% по массе пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм).
Также, при описании смеси асфальтобетонной горячей в позиции 42 Ведомости материалов Заказчик в то же время предъявляет требования к температуре смесей как горячих, так и холодных.
Кроме того, в позициях 55-59 Ведомости материалов при описании характеристик щебня Заказчик не указал единицы измерения содержания глины в комах.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с отсутствием объективного характера описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от "05" апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Транспортно-Строительная компания "Гарант" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения, выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 июля 2015 г. N 359
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2015