Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Томска
от 19 сентября 2014 г. N 947
Паспорт
муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2015-2020 годы" (далее по тексту - Программа)
наименование муниципальной программы
Правовой акт, являющийся основанием для разработки муниципальной программы |
Распоряжение администрации Города Томска от 23.05.2014 N р 460 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Томск" |
||||||||||||||||
Куратор муниципальной программы |
Заместитель Мэра Города Томска - Руководитель аппарата администрации Города |
||||||||||||||||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация Города Томска в лице муниципального бюджетного учреждения "Центр энергосбережения и энергоэффективности" |
||||||||||||||||
Соисполнители |
Органы администрации Города Томска, муниципальные учреждения, подведомственные органам администрации Города Томска, Комитет по информационной политике администрации Города Томска, Комитет жилищной политики администрации Города Томска |
||||||||||||||||
Участники |
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", ООО "Томскводоканал", ООО "Горсети", ОАО "ТРК", ОАО "ТГК-11", ОАО "Томскнефтехим", ЗАО "Сибкабель" |
||||||||||||||||
Наименование стратегической цели (целевого вектора) развития Города Томска |
Качественная инфраструктура жизнеобеспечения |
||||||||||||||||
Наименование стратегической задачи развития Города Томска |
Модернизация и развитие инженерной инфраструктуры |
||||||||||||||||
Цель и задачи муниципальной программы |
Цель - повышение эффективности использования энергетических ресурсов на территории муниципального образования "Город Томск". Задача 1 - популяризация основ энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов; Задача 2 - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе; Задача 3 - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде; Задача 4 - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры; Задача 5 - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе; Задача 6 - эффективное исполнение муниципального задания МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности". |
||||||||||||||||
Показатели цели муниципальной программы, единицы измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||||||
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
||||||
Цель повышение эффективности использования энергетических ресурсов на территории муниципального образования "Город Томск" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Показатель цели: Энергоемкость валового муниципального продукта, кг.у.т./тыс. руб. |
38,34 |
38,34 |
|
38,34 |
|
38,34 |
|
38,34 |
|
38,34 |
|
38,34 |
|
||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||||||
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
||||||
Задача 1: Популяризация основ энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Показатель задачи 1: Доля осведомленных респондентов о положениях законодательства об энергосбережении и мероприятиях, проводимых на территории МО в общем количестве опрошенных, % |
85% |
90% |
|
93% |
|
95% |
|
96% |
|
97% |
|
98% |
|
||||
Задача 2:Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном секторе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Показатель задачи 2: Удельная величина потребления ЭЭ, потребляемой в муниципальных учреждениях МО, в расчете на одного человека населения, кВт*ч/чел. |
39,06 |
38,38 |
|
37,74 |
|
37,12 |
|
36,34 |
|
35,98 |
|
35,42 |
|
||||
Показатель задачи 2:Удельная величина потребления ТЭ, потребляемой в муниципальных учреждениях МО, в расчете на один квадратный метр общей площади, Гкал/кв. м. |
0,22
|
0,22 |
|
0,22 |
|
0,22 |
|
0,22 |
|
0,22 |
|
0,22 |
|
||||
Показатель задачи 2: Удельная величина потребления воды, потребляемой в муниципальных учреждениях МО, на одного человека населения, куб. м./чел. |
1,191 |
1,172 |
|
1,152 |
|
1,134 |
|
1,116 |
|
1,099 |
|
1,082 |
|
||||
Задача 3: энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Удельная величина потребления ЭЭ, потребляемой в многоквартирных домах на территории МО, в расчете на одного человека, кВт*ч/чел. |
1213,58 |
1213,58 |
|
1213,58 |
|
1213,58 |
|
1213,58 |
|
1213,58 |
|
1213,58 |
|
||||
Удельная величина потребления ТЭ, потребляемой в многоквартирных домах на территории МО, в расчете на один квадратный метр площади, Гкал/кв. м. |
0,270
|
0,265 |
|
0,262 |
|
0,258 |
|
0,255 |
|
0,251 |
|
0,247 |
|
||||
Удельная величина потребления холодной воды, потребляемой в многоквартирных домах на территории МО, на одного человека, тыс. куб. м./чел. |
0,049 |
0,049 |
|
0,049 |
|
0,049 |
|
0,049 |
|
0,049 |
|
0,049 |
|
||||
Удельная величина потребления горячей воды, потребляемой в многоквартирных домах на территории МО, на одного человека. тыс куб. м./чел. |
0,013 |
0,013 |
|
0,013 |
|
0,013 |
|
0,013 |
|
0,013 |
|
0,013 |
|
||||
Удельная величина потребления природного газа, потребляемого в многоквартирных домах на территории МО, на одного человека, куб. м./чел. |
157,463 |
157,463 |
|
157,463 |
|
157,463 |
|
157,463 |
|
157,463 |
|
157,463 |
|
||||
Задача 4:энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Объем потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме отпущенной электрической энергии на территории МО, % |
33,71 |
33,71 |
|
33,71 |
|
33,71 |
|
33,71 |
|
33,71 |
|
33,71 |
|
||||
Объем потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме отпущенной тепловой энергии на территории МО, % |
17,5 |
17,5 |
|
17,5 |
|
17,5 |
|
17,5 |
|
17,5 |
|
17,5 |
|
||||
Объем потерь воды при ее передаче в общем объеме отпущенной воды на территории МО, % |
37,7 |
37,7 |
|
37,7 |
|
37,7 |
|
37,7 |
|
37,7 |
|
37,7 |
|
||||
Задача 5: энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Потребление энергетических ресурсов в муниципальном транспортном комплексе, т.у.т. |
11 571,5 |
11 445,6 |
|
11 341,2 |
|
11 227,79 |
|
11 115,51 |
|
11 004,35 |
|
10 894,31 |
|
||||
Задача 6: Эффективное исполнение муниципального задания МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Проведение энергетического обследования (первичного, очередного или внеочередного), кол-во получателей |
12 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
25 |
|
25 |
|
25 |
|
||||
Сопровождение мониторинга энергоэффективности, кол-во получателей услуг |
226 |
226 |
226 |
226 |
226 |
226 |
|
226 |
|
226 |
|
226 |
|
||||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) |
Годы: |
Всего по источникам |
местный бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
|
|
|||||||||
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
|
|
|||||||
2015 |
1 419 428,74 |
4678,80 |
37 295,30 |
4678,80 |
|
|
|
|
1 382 133,44 |
|
|
|
|||||
2016 |
742 316,67 |
4678,80 |
63 631,10 |
4678,80 |
|
|
|
|
678 685,57 |
|
|
|
|||||
2017 |
275 145,13 |
|
95 397,90 |
|
|
|
|
|
179 747,23 |
|
|
|
|||||
2018 |
122 794,85 |
|
97 225,88 |
|
|
|
|
|
25 568,97 |
|
|
|
|||||
2019 |
121 203,42 |
|
95 087,20 |
|
|
|
|
|
26 116,22 |
|
|
|
|||||
2020 |
101 398,66 |
|
101 398,66 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Итого |
2 782 287,47 |
9357,60 |
490 036,04 |
9357,60 |
|
|
|
|
2 292 251,43 |
|
|
|
|||||
Сроки реализации муниципальной программы |
2015 - 2020 |
|
|
||||||||||||||
Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ (при наличии), либо укрупненный перечень мероприятий (в случае, если подпрограммы не предусмотрены) |
Укрупненный перечень мероприятий: 1) мероприятия направленные на популяризацию основ энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов, путем реализации организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории МО "Города Томск; 2) мероприятия направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе; 3) мероприятия направленные на энергосбережение и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде; 4) мероприятия направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры; 5) мероприятия направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе; 6) мероприятия направленные на эффективное исполнение муниципального задания МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности". |
|
|
||||||||||||||
Организация управления муниципальной программой и контроль за её реализацией: |
|
|
|
||||||||||||||
- управление муниципальной программой осуществляет |
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр энергосбережения и энергоэффективности" |
|
|
||||||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляют |
Органы администрации Города Томска, муниципальные учреждения, подведомственные органам администрации Города Томска, Комитет по информационной политике администрации Города Томска, Комитет жилищной политики администрации Города Томска |
|
|
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Анализ текущей ситуации
2.1. Анализ сводных топливно-энергетических балансов муниципального образования "Город Томск" по видам топливно-энергетических ресурсов
Одним из способов оценки фактического потребления энергоресурсов муниципальным образованием, выявления причин возникновения и определения объема потерь топливно-энергетических ресурсов является составление частных и сводных топливно-энергетических балансов.
Назначение топливно-энергетических балансов:
- оценка обеспеченности топливом и энергией экономики и жизнедеятельности населения;
- разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно-энергетических ресурсов;
- выявление и оценка резервов экономии топлива и энергии;
- совершенствование нормирования и разработка научно-обоснованных норм расхода топлива и энергии на производство продукции по отраслям промышленности;
- определение требований к организации и совершенствованию учета и контроля расхода энергоносителей.
В структурах сводных топливно-энергетических балансов муниципального образования "Город Томск" (далее - ТЭБ) присутствуют электрическая энергия, тепло, нефтепродукты, сырая нефть, дрова, уголь и природный газ.
Электрической энергией и теплом потребителей обеспечивают в основном ОАО "ТГК-11" в составе ГРЭС-2, ТЭЦ-3 и пиковой резервной котельной (ПРК), ООО "Томскводоканал" (электрокотельная по ул. Водозаборная 1 и угольная котельная по ул. Нижне-Луговая,87), а также дизельные и газовые котельные (например пос. Лоскутово).
Объемы вырабатываемой и, соответственно, потребляемой электроэнергии увеличиваются; тепловой энергии - выработка увеличивается, потребление - снижается (при этом потери тепла при передаче и распределении увеличиваются от 7 до 15%).
Доминирующим топливом в структуре генерирующих предприятий является природный газ (на его долю приходится от 84 до 89%), около 1% - мазут (как растопочное топливо для ОАО "ТГК-11"), 15 - 10% - уголь.
Структура потребительской части ТЭБ по видам топливно-энергетических ресурсов в 2009 году для среза конечных потребителей, следующая:
- природный газ - 50%,
- уголь - 12%,
- электрическая энергия - 23%,
- тепловая энергия - 14%,
- нефтепродукты - 1%.
Значительные объемы использования природного газа в структуре ТЭБ объясняются определенным профилем обрабатывающих отраслей промышленности и добычей газа на территории Томской области.
Анализ сводных ТЭБ по видам топливно-энергетических ресурсов показал наличие статистического расхождения между конечным и фактическим потреблением, которое объясняется рядом причин, а именно:
- недостаточной статистической информацией (по ряду лет данные отсутствуют),
- неточностью предоставленной статистики,
- ограниченностью круга потребителей, которые попадают в срез крупных и средних предприятий, годовое потребление ТЭР у которых 2 т.у.т. и более.
2.2. Анализ сводных топливно-энергетических балансов по видам экономической деятельности
Сектор конечного потребления в муниципальном образовании "Город Томск" представлен такими видами экономической деятельности, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, сфера обслуживания и коммунально-бытовое хозяйство, а также население.
Наибольшие объемы потребления топливно-энергетических ресурсов (от 58 до 63%) приходятся на отрасли промышленности, представленные обрабатывающими производствами и производством и распределением электрической энергии, газа и воды.
Средняя по муниципальному образованию энергоемкость выпуска промышленной продукции, рассчитанная как отношение топливно-энергетических ресурсов, потребляемых в промышленности к объему продукции, произведенной чистыми видами экономической деятельности (обрабатывающей, добывающей, производством и распределением ЭЭ, газа и воды), в 2005 году составила 101 кг у.т./тыс. руб., в 2009 году - 57 кг у.т./тыс. руб.(для справки: в Томской области - 34 кг у.т./тыс. руб)., в 2013 году составила-38 кг у.т./тыс. руб.).
На фоне роста объемов производства сельскохозяйственной продукции происходит снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, которое связано с сокращением объемов потребления тепловой энергии, электрической энергии, а также объемов потребления газа и приводит к сокращению энергоемкости производства сельскохозяйственной продукции с 32 кг у.т./тыс. руб. (в 2005 году) до 6,3 кг у.т./тыс. руб. (в 2009 году) и в 2013 году-4,7 кг у.т/тыс. руб.
Предприятиями и организациями по виду экономической деятельности "Транспорт и связь" в 2005-2009 гг. было потреблено от 6 до 15% топливно-энергетических ресурсов преимущественно электрической энергии, тепла и природного газа. Энергоемкость производства продукции и оказания услуг меняется от 23 кг у.т./тыс. руб. в 2005 году до 7 кг у.т./тыс. руб. в 2009 году, в 2013 году- 5,5 кг у.т./тыс. руб.
Предприятиями и организациями по виду экономической деятельности "Строительство" потребляется 1% ТЭР от общего объема, потребляемого муниципальным образованием. Это преимущественно электрическая энергия, тепло и природный газ. Энергоемкость производства продукции по данному виду экономической деятельности в 2006 году составила 10,2 кг у.т./тыс. руб., в 2009 году - 2,9 кг у.т./тыс. руб, в 2013 году- 1,9 кг у.т./тыс. руб.
Доля потребления топливно-энергетических ресурсов предприятиями и организациями сферы обслуживания и коммунально-бытового хозяйства в разные годы рассматриваемого периода составляла 3%. В наибольших объемах этими организациями потребляется тепловая энергия и электричество. Доля остальных ТЭР около 1%.
На долю населения в структуре конечного потребления приходится от 15 до 19% ТЭР. Преимущественно это тепло (55 - 59%), электрическая энергия (32 - 34%), нефтепродукты (1 - 8%).
2.3. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов
Базой для оценки потребления топливно-энергетических ресурсов и производства валового муниципального продукта являются тенденции, сложившиеся в период 2007-2013 гг. (таблица 2.3.3.). При составлении сводного ТЭБ всех энергоресурсов в тоннах условного топлива применялись следующие пересчетные коэффициенты 1.
N |
Коэффициенты пересчета |
1 т.у.т. |
1 |
ЭЭ, тыс. кВт*ч |
0,3445 |
2 |
ТЭ, Гкал |
0,1486 |
3 |
Газ природный, тыс. м3 |
1,154 |
4 |
Газ сжиженный, тыс. м3 |
1,570 |
5 |
Дрова, пл.м.куб. |
0,266 |
6 |
Автобензин, тонн |
1,490 |
7 |
Уголь каменный, тонн |
0,768 |
8 |
Уголь бурый, тонн |
0,467 |
9 |
Диз. топливо, тонн |
1,450 |
1 Постановление Госкомстата РФ от 23.06.1999 N 46 "Об утверждении "Методологических положений по расчету ТЭБ"
Таблица 2.3.3
Показатели
повышения энергетической эффективности муниципального образования "Город Томск" на перспективу до 2020 года
N пп |
Индикатор |
Ед. измерения/год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
факт |
факт |
факт |
факт |
факт |
факт |
факт |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
|||
1 |
ВМП в текущих ценах |
млн руб. |
96 591,02 |
113 046,22 |
105 542,88 |
124 758,95 |
140 470,72 |
172 267,50 |
187 754,20 |
212 402,68 |
240 807,92 |
271 052,96 |
303 826,38 |
338 860,25 |
381 210,18 |
428 369,11 |
2 |
ВМП в сопоставимых ценах |
млн руб. |
96 591,02 |
105 691,24 |
92 711,62 |
98 835,91 |
105 913,94 |
125 282,76 |
127 832,57 |
135 601,17 |
144 238,07 |
154 205,06 |
166 320,46 |
182 326,08 |
196 104,48 |
210 609,72 |
3 |
Изменение ВМП относительно предыдущего года |
% |
100,00% |
109,42% |
87,72% |
106,61% |
107,16% |
118,29% |
102,04% |
106,08% |
106,37% |
106,91% |
107,86% |
109,62% |
107,56% |
107,40% |
4 |
Изменение ВМП относительно базового года |
% |
100 ,00% |
109,42% |
95,98% |
102,32% |
109,65% |
129,70% |
132,34% |
140,39% |
149,33% |
159,65% |
172,19% |
188,76% |
203,03% |
218,04% |
5 |
ВМП на душу населения |
тыс. руб./чел |
187,17 |
202,64 |
175,38 |
181,10 |
188,95 |
221,74 |
222,70 |
231,96 |
242,54 |
254,34 |
270,44 |
292,28 |
310,10 |
328,05 |
6 |
Потребление ТЭР всего |
тыс. ту.т. |
4 764,45 |
4 651,53 |
4 271,62 |
4 718,84 |
4 370,64 |
5 322,13 |
5 917,38 |
6 234,01 |
6 583,03 |
6 985,71 |
7 465,63 |
8 094,89 |
8 638,39 |
9 211,53 |
7 |
Потребление ТЭР ВЭД |
тыс. т у.т. |
4 023,87 |
3 944,40 |
3 532,98 |
3 831,58 |
3 416,42 |
4 298,78 |
4 901,24 |
5 199,10 |
5 530,25 |
5 912,39 |
6 376,91 |
6 990,58 |
7 518,86 |
8 075,01 |
8 |
Изменение потребления ТЭР ВЭД относительно предыдущего года |
% |
100,00% |
98,03% |
89,57% |
108,45% |
89,16% |
125,83% |
114,01% |
106,08% |
106,37% |
106,91% |
107,86% |
109,62% |
107,56% |
107,40% |
9 |
Потребление ТЭР населением |
тыс. т у.т. |
740,58 |
707,12 |
738,64 |
887,25 |
954,22 |
1 023,34 |
1 016,14 |
1 034,91 |
1 052,79 |
1 073,32 |
1 088,72 |
1 104,30 |
1 119,53 |
1 136,52 |
10 |
Потребление ЭЭ всего |
тыс. ту.т. |
802,04 |
892,02 |
879,42 |
812,90 |
689,02 |
1 190,39 |
1 701,17 |
1 794,75 |
1 898,11 |
2 017,36 |
2 160,14 |
2 347,67 |
2 509,52 |
2 680,14 |
11 |
Потребление ЭЭ ВЭД |
тыс. т у.т. |
620,80 |
702,38 |
682,58 |
603,10 |
471,54 |
967,64 |
1 469,42 |
1 558,72 |
1 658,00 |
1 772,57 |
1 911,83 |
2 095,81 |
2 254,20 |
2 420,93 |
12 |
Изменение потребления ЭЭ ВЭД относительно предыдущего года |
% |
100,00% |
113,14% |
97,18% |
88,36% |
78,19% |
205,21% |
151,86% |
106,08% |
106,37% |
106,91% |
107,86% |
109,62% |
107,56% |
107,40% |
13 |
Потребление ЭЭ населением |
тыс. ту.т. |
181,24 |
189,63 |
196,84 |
209,80 |
217,48 |
222,75 |
231,75 |
236,03 |
240,11 |
244,79 |
248,30 |
251,86 |
255,33 |
259,20 |
14 |
Потребление ТЭ всего |
тыс. т у.т. |
706,61 |
711,23 |
728,23 |
733,53 |
644,01 |
688,81 |
727,43 |
754,43 |
783,24 |
816,45 |
852,99 |
899,36 |
939,99 |
983,17 |
15 |
Потребление ТЭ ВЭД |
тыс. т у.т. |
348,07 |
322,03 |
316,53 |
300,92 |
261,58 |
281,85 |
320,47 |
339,95 |
361,60 |
386,59 |
416,96 |
457,08 |
491,63 |
527,99 |
16 |
Изменение потребления ТЭ ВЭД относительно предыдущего года |
% |
100,00% |
92,52% |
98,29% |
95,07% |
86,93% |
107,75% |
113,70% |
106,08% |
106,37% |
106,91% |
107,86% |
109,62% |
107,56% |
107,40% |
17 |
Потребление ТЭ населением |
тыс. т у.т. |
358,54 |
389,20 |
411,69 |
432,61 |
382,43 |
406,96 |
406,96 |
414,48 |
421,64 |
429,86 |
436,03 |
442,27 |
448,37 |
455,18 |
18 |
Потребление прочих ТЭР всего |
тыс. т у.т. |
3 255,81 |
3 048,28 |
2 663,97 |
3 172,42 |
3 037,61 |
3 442,92 |
3 488,78 |
3 684,83 |
3 901,69 |
4 151,91 |
4 452,51 |
4 847,86 |
5 188,87 |
5 548,23 |
19 |
Потребление прочих ТЭР ВЭД |
тыс. т у.т. |
3 055,01 |
2 919,99 |
2 533,86 |
2 927,57 |
2 683,30 |
3 049,29 |
3 111,35 |
3 300,43 |
3 510,65 |
3 753,24 |
4 048,12 |
4 437,69 |
4 773,04 |
5 126,09 |
20 |
Изменение потребления прочих ТЭР ВЭД |
% |
100,00% |
95,58% |
86,78% |
115,54% |
91,66% |
113,64% |
102,04% |
106,08% |
106,37% |
106,91% |
107,86% |
109,62% |
107,56% |
107,40% |
21 |
Потребление прочих ТЭР населением |
тыс. ту.т. |
200,80 |
128,29 |
130,11 |
244,84 |
354,31 |
393,63 |
377,43 |
384,40 |
391,04 |
398,67 |
404,39 |
410,17 |
415,83 |
422,14 |
22 |
Энергоемкость ВМП |
Кгу.т./ тыс. руб. |
41,66 |
37,32 |
38,11 |
38,77 |
32,26 |
34,31 |
38,34 |
38,34 |
38,34 |
38,34 |
38,34 |
38,34 |
38,34 |
38,34 |
23 |
Электроемкость ВМП |
Кгу.т./ тыс. руб. |
6,43 |
6,65 |
7,36 |
6,10 |
4,45 |
7,72 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
24 |
Теплоемкость ВМП |
Кгу.т./ тыс. руб. |
3,60 |
3,05 |
3,41 |
3,04 |
2,47 |
2,25 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
25 |
Энергоемкость ВМП с потенциалом |
Кгу.т./ тыс. руб. |
41,66 |
37,32 |
38,11 |
38,77 |
32,26 |
34,31 |
33,15 |
31,98 |
30,82 |
29,65 |
28,49 |
27,32 |
26,16 |
25,00 |
26 |
Изменение энергоемкости относительно 2007 года |
% |
100,00% |
89,58% |
91,47% |
93,06% |
77,43% |
82,37% |
79,57% |
76,77% |
73,98% |
71,18% |
68,39% |
65,59% |
62,80% |
60,00% |
27 |
Электроемкость с потенциалом |
Кгу.т./ тыс. руб. |
6,43 |
6,65 |
7,36 |
6,10 |
4,45 |
7,72 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
11,49 |
28 |
Изменение электроемкости относительно 2007 года |
% |
100% |
103,4% |
110,7% |
94,87% |
69,21% |
120,06% |
178% |
178% |
178% |
178% |
178% |
178% |
178% |
178% |
29 |
Теплоемкость с потенциалом |
Кгу.т./ тыс. руб. |
3,60 |
3,05 |
3,41 |
3,04 |
2,47 |
2,25 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
2,51 |
30 |
Изменение теплоемкости относительно 2007 года |
% |
100% |
84,72% |
94,72% |
84,44% |
68,61% |
62,50% |
43,58% |
43,58% |
43,58% |
43,58% |
43,58% |
43,58% |
43,58% |
43,58% |
31 |
Топливосодержание в энергоемкости |
Кгу.т./ тыс. руб. |
31,63 |
27,63 |
27,33 |
29,62 |
25,33 |
24,70 |
24,07 |
23,43 |
22,80 |
22,17 |
21,53 |
20,90 |
20,26 |
19,63 |
32 |
Изменение прочих ТЭР относительно 2007 года |
% |
100,00% |
87,35% |
86,41% |
93,65% |
80,10% |
78,10% |
76,09% |
74,09% |
72,09% |
70,08% |
68,08% |
66,08% |
64,07% |
62,07% |
33 |
Потенциал энергосбережения |
тыс. ту.т. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
663,85 |
862,12 |
1 085,02 |
1 339,60 |
1 638,55 |
2 008,59 |
2 388,77 |
2 810,75 |
34 |
Потребление ТЭР ВЭД с потенциалом энергосбережения |
тыс.ту.т. |
4 023,87 |
3 944,40 |
3 532,98 |
3 831,58 |
3 416,42 |
4 298,78 |
4 237,39 |
4 336,98 |
4 445,22 |
4 572,79 |
4 738,36 |
4 982,00 |
5 130,09 |
5 264,26 |
35 |
Динамика потребления ТЭР относительно 2007 года |
% |
100% |
98,03% |
87,80% |
95,22% |
84,90% |
106,83 |
105,31% |
107,78% |
110,47% |
113,64% |
117,76% |
123,81% |
127,49% |
130,83% |
36 |
Потребление ЭЭ ВЭД с учетом реализации потенциала энергосбережения |
тыс. ту.т. |
620,80 |
702,38 |
682,58 |
603,10 |
471,54 |
967,64 |
953,82 |
976,24 |
1 000,61 |
1 029,32 |
1 066,59 |
1 121,43 |
1 154,77 |
1 184,97 |
37 |
Динамика потребления ЭЭ относительно 2007 года |
% |
100% |
113,14% |
97,18% |
88,26% |
78,19% |
205% |
153,64% |
157,26% |
161,19% |
165,81% |
171,81% |
180,64% |
186,01% |
190,88% |
38 |
Потребление ТЭ ВЭД с учетом реализации потенциала энергосбережения |
тыс. ту.т. |
348,07 |
322,03 |
316,53 |
300,92 |
261,58 |
281,85 |
277,82 |
284,35 |
291,45 |
299,82 |
310,67 |
326,64 |
336,35 |
345,15 |
39 |
Динамика потребления ТЭ относительно 2007 года |
% |
100% |
92,52% |
98,29% |
86,45% |
75,15% |
80,98% |
79,82% |
81,69% |
83,73% |
86,14% |
89,26% |
93,84% |
96,63% |
99,16% |
40 |
Потребление прочих ТЭР |
тыс. ту.т. |
3 055,01 |
2 919,99 |
2 533,86 |
2 927,57 |
2 683,30 |
3 049,29 |
3 005,74 |
3 076,38 |
3 153,17 |
3 243,66 |
3 361,10 |
3 533,92 |
3 638,97 |
3 734,14 |
41 |
Динамика потребления прочих ТЭР относительно 2007 года |
% |
100% |
95,58% |
86,78% |
95,83% |
87,83% |
99,81% |
98,39% |
100,69% |
103,21% |
106,17% |
100,19% |
115,67% |
119,11% |
122,23% |
42 |
Потребление ТЭР на душу населения |
т у.т./чел. |
1,44 |
1,36 |
1,40 |
1,63 |
1,70 |
1,81 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
43 |
Потребление ЭЭ на душу населения |
т у.т./чел. |
0,35 |
0,36 |
0,37 |
0,38 |
0,39 |
0,39 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
44 |
Потребление ТЭ на душу населения |
т у.т./чел. |
0,69 |
0,75 |
0,78 |
0,79 |
0,68 |
0,72 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
45 |
Потребление прочих ТЭР на душу населения |
т у.т./чел. |
0,39 |
0,25 |
0,25 |
0,45 |
0,63 |
0,70 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
46 |
Потребление ТЭР всего с учетом потенциала энергосбережения (население+ВЭД) |
тыс. т у.т. |
4 764,45 |
4 651,53 |
4 271,62 |
4 718,84 |
4 370,64 |
5 322,13 |
5 253,53 |
5 371,88 |
5 498,01 |
5 646,12 |
5 827,08 |
6 086,30 |
6 249,62 |
6 400,78 |
47 |
Потребление ЭЭ всего с учетом потенциала энергосбережения (население+ВЭД) |
тыс. т у.т. |
802,04 |
892,02 |
879,42 |
812,90 |
689,02 |
1 190,39 |
1 185,57 |
1 212,27 |
1 240,71 |
1 274,11 |
1 314,89 |
1 373,29 |
1 410,10 |
1 444,17 |
48 |
Потребление ТЭ всего с учетом потенциала энергосбережения (население+ВЭД) |
тыс. ту.т. |
706,61 |
711,23 |
728,23 |
733,53 |
644,01 |
688,81 |
684,79 |
698,83 |
713,09 |
729,68 |
746,70 |
768,92 |
784,72 |
800,33 |
49 |
Потребление прочих ТЭР всего с учетом потенциала энергосбережения (население+ВЭД) |
тыс. т у.т. |
3 255,81 |
3 048,28 |
2 663,97 |
3 172,42 |
3 037,61 |
3 442,92 |
3 383,17 |
3 460,78 |
3 544,21 |
3 642,33 |
3 765,49 |
3 944,09 |
4 054,80 |
4 156,28 |
50 |
Динамика потребления прочих ТЭР относительно предыдущего года |
% |
100% |
93,62% |
87,39% |
97,44% |
93,30% |
105,75% |
103,92% |
106,29% |
108,85% |
111,87% |
115,65% |
121,14% |
124,54% |
127,65% |
Назначенный потенциал энергосбережения муниципального образования "Город Томск" к 2020 году составит 2 810,75 тыс. т у.т. Графически потенциал энергосбережения представлен нарастающим итогом на рис. 2.3.1.
Рис. 2.3.1. - Тренд реализации потенциала энергосбережения, т.у.т.
Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года удельный вес различных составляющих в общей величине указанного потенциала характеризуется следующими данными:
- жилые здания - 18 - 19 процентов;
- электроэнергетика, промышленность, транспорт - в каждом случае в диапазоне от 13 до 15 процентов;
- теплоснабжение, оказание услуг, строительство - в каждом случае в диапазоне от 9 до 10 процентов;
- производство топлива, сжигание попутного газа, энергоснабжение государственных учреждений - в каждом случае в диапазоне от 5 до 6 процентов;
- сельское хозяйство - 3 - 4 процента.
Для расчета потенциала энергосбережения по видам ресурсов, рассмотрим динамику их потребления (таблица 2.3.4.).
Таблица 2.3.4
Динамика потребления ресурсов
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
ТЭ |
15% |
15% |
17% |
16% |
15% |
13% |
13% |
13% |
13% |
13% |
13% |
13% |
13% |
13% |
ЭЭ |
17% |
19% |
21% |
17% |
16% |
22% |
22% |
22% |
22% |
22% |
22% |
22% |
22% |
22% |
Прочие ТЭР |
68% |
66% |
62% |
67% |
69% |
65% |
65% |
65% |
65% |
65% |
65% |
65% |
65% |
65% |
Динамика потребления ресурсов по муниципальному образованию "Город Томск" отличается от общей по Российской Федерации, поэтому принимаем среднее значение изменения потребления ресурсов и определяем потенциал: для электроэнергии - 20,78% от общего потенциала, по тепловой энергии - 13,81%, оставшиеся 65,41% приходятся на прочие топливно-энергетические ресурсы (рис. 2.3.2.)
Рис. 2.3.2. - Теоретический тренд реализации назначенного потенциала энергосбережения по видам энергетических ресурсов, ту.т. (нарастающим итогом)
2.4. Анализ сложившейся ситуации в бюджетной сфере муниципального образования "Город Томск"
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" проведен анализ оснащенности приборами учета тепловой и электрической энергии, холодной и горячей воды, газа по группам потребителям по состоянию на 01.01.2014.
Таблица 2.4.1
Администрация Города Томска и ее органы, муниципальные учреждения |
Количество приборов учета теплоэнергии, шт. |
Количество приборов учета электроэнергии, шт. |
Количество приборов учета ХВС, шт. |
Количество приборов учета ГВС, шт. |
||||||||
Всего необходимо, шт. |
Установлено, шт. |
% оснащенности |
Всего необходимо, шт. |
Установлено, шт. |
% оснащенности |
Всего необходимо, шт. |
Установлено на |
% оснащенности |
Всего необходимо, шт. |
Установлено на |
% оснащенности |
|
Образование |
194 |
190 |
98% |
368 |
368 |
100% |
235 |
235 |
100% |
83 |
83 |
100% |
Культура |
16 |
16 |
100% |
53 |
53 |
100% |
47 |
47 |
100% |
26 |
26 |
100% |
Спорт |
25 |
21 |
84% |
48 |
48 |
100% |
45 |
44 |
98% |
35 |
34 |
97% |
Другие |
33 |
32 |
97% |
114 |
113 |
99% |
56 |
56 |
100% |
18 |
17 |
94% |
Итого |
268 |
259 |
97% |
583 |
582 |
99,8% |
383 |
382 |
100% |
162 |
160 |
98,7% |
В таблице 2.4.1 в графе "необходимо установить приборов учета тепловой энергии" не учитываются нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Томск" в связи с тем, что в этом случае распространяются положения части 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Таким образом, обязанность по установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии на указанных объектах у органов местного самоуправления отсутствует.
При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, представленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, а при отсутствии таких данных определяется в соответствии с пунктом 43 указанных Правил.
Таким образом, потребность в установке приборов учета представлена в таблице 2.4.2:
Таблица 2.4.2
N |
Наименование учреждения |
Адрес |
Прибор учета |
Сумма, тыс. руб. |
Образование | ||||
1 |
МБДОУ N 27 |
г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Ленина 32 |
1-ТЭ |
80 |
2 |
МАООУ санаторно-лесная школа |
г. Томск, ул. Басандайская, 11/1 |
8-ТЭ |
500 |
3 |
МБОУ Гимназия N 2 |
г. Томск, ул. Лебедева, 92 |
1-ГВС |
20 |
4 |
МАОУ ДОД Центр сибирского фольклора г. Томск |
г. Томск, пер. Совпартшкольный, 2а |
1-ТЭ |
200 |
5 |
МАОУ ДОД ДШИ N 4 |
г. Томск, ул. Лебедева, 6 |
3-ЭЭ |
23,5 |
6 |
МАОУ ДОД ДШИ N 4 |
г. Томск, ул. Лебедева, 6 |
3-ХВС |
6,4 |
7 |
МАОУ ДОД ДШИ N 4 |
г. Томск, ул. Лебедева, 6 |
3-ГВС |
6,4 |
8 |
МАОУ ДОД ДДТ "Искорка" |
г. Томск, ул. Первомайская, 65 |
1-ТЭ |
80 |
9 |
МАОУ СОШ N 16 |
г. Томск, пер. Сухоозерский, 6 |
1-ЭЭ |
70 |
Спорт | ||||
9 |
МАОУ ДОД ДЮСШ единоборств |
пер. Промышленный 9/1 |
ТЭ-1 шт ХВС-1 шт ГВС-1 шт |
184 |
10 |
МАУ "ЦСИ" |
ул. Калужская, 17/2 |
ТЭ-1 шт |
200 |
11 |
МАУ "ЦСИ" |
ул. Белозерская, 22 |
ТЭ-1 шт |
200 |
12 |
МАУ "ЦСИ" |
ул. Сибирская, 64/1 |
ТЭ-1 шт. |
200 |
Органы администрации | ||||
13 |
Департамент экономического развития и муниципальной собственности (архив департамента) |
ул. Гагарина, 38 |
ТЭ-1 шт. |
98 |
14 |
МБУ "ТГЦИ" |
пер. Сакко, 2 |
ТЭ-1 шт. |
200 |
|
|
|||
Итого: |
2068,30 |
Согласно части 2 статье 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данные организации обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз в пять лет.
По результатам реализации программы энергосбережения в 2010-2012 годах все организации с участием муниципального образования "Город Томск" провели первое энергетическое обследование.
Энергетическое обследование муниципальных учреждений и органов администрации Города Томска регламентируется постановлением администрации Города Томска от 29.12.2011 N 1535 "О примерной форме технического задания на оказание услуг по проведению обязательного энергетического обследования муниципального учреждения муниципального образования "Город Томск".
По итогам энергетических обследований в 2010-2012 г, необходима реализация мероприятий в администрации Города Томска и ее органах, а также муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях предложенных в зарегистрированных в СРО энергетических паспортах
N |
Наименование мероприятия |
Годовая экономия энергетических ресурсов |
Средний срок окупаемости, лет |
Количество МУ, в которых необходимо провести мероприятия |
|
в натуральном выражении | |||||
единица измерения |
количество |
||||
Сводная таблица мероприятий по 229 муниципальным учреждениям |
|
||||
Электрическая энергия | |||||
1 |
Замена ламп и/или светильников внутреннего освещения на энергоэффективные |
кВтч |
1 936 550,44 |
2,30 |
191 |
2 |
Замена оборудования на энергоэффективное |
кВтч |
268 737,4 |
3,497 |
29 |
3 |
Замена ламп и/или светильников аварийного освещения на энергоэффективные |
кВтч |
3644 |
3,95 |
2 |
4 |
Монтаж систем автоматического управления освещением. |
кВтч |
29 813,30 |
4,10 |
24 |
5 |
Замена ламп и/или светильников наружного освещения на энергоэффективные |
кВтч |
454 901,57 |
5,12 |
105 |
6 |
Замена пускорегулирующей аппаратуры в люминесцентных светильниках |
кВтч |
859 882,61 |
11,93 |
72 |
Тепловая энергия | |||||
7 |
Установка теплоотражателей для отопительных радиаторов |
Гкал |
757,26 |
1,156 |
98 |
8 |
Восстановление теплоизоляции трубопроводов системы отопления |
Гкал |
943,564 |
1,54 |
57 |
9 |
Установка автоматических доводчиков дверей, автоматических тепловых завес на входных дверях |
Гкал |
42,66 |
2,63 |
2 |
10 |
Замена оборудования на энергоэффективное |
Гкал |
3,77 |
4 |
1 |
11 |
Промывка систем отопления, перераспределение приборов отопления в расчете на 1 м2 площади помещения |
Гкал |
1436,61 |
4,76 |
55 |
12 |
Установка автоматической терморегулирующей арматуры на приборы отопления |
Гкал |
2465,14 |
5,71 |
87 |
13 |
Восстановление герметичности оконных рам и дверей |
Гкал |
931,019 |
6,63 |
41 |
14 |
Установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с теплообменными аппаратами подготовки горячей воды, регуляторами температуры давления |
Гкал |
6107,26 |
8,37 |
75 |
15 |
Замена оконных блоков на энергоэффективные (ПВХ) в муниципальных учреждениях |
Гкал |
5 175,05 |
29,57 |
88 |
Водоснабжение | |||||
16 |
Замена существующих смесителей на экономичные с аэратором |
м3 |
102 493,10 |
3,51 |
141 |
Итого: |
кВтч |
3 553 529,32 |
|
|
|
Гкал |
17 862,33 |
|
|
||
м3 |
102 493,10 |
|
|
Одним из направлений повышения энергоэффективности бюджетной сферы муниципального образования "Город Томск" является реализация комплексных энергоэффективных проектов. Под комплексным энергоэффективным проектом (далее КЭП) для муниципального учреждения понимается комплекс технических мероприятий (по сбережению тепловой энергии, в том числе замена окон (дверей) на современные из ПВХ профиля (кроме общеобразовательных учреждений, в которых замена окон (дверей) осуществлена в полном объеме, утепление фасада здания, утепление чердачного, подвального перекрытия, установка автоматизированного индивидуального теплового пункта, изолирование трубопроводов системы отопления, замена системы отопления с установкой терморегулирующей арматуры на приборы отопления, установка пластинчатого теплообменника для горячего водоснабжения (далее - теплообменник ГВС); по сбережению воды, в том числе установка современных смесителей с аэратором, замена системы водоснабжения с установкой регуляторов давления; по сбережению электрической энергии, в том числе замена ламп и светильников на современные энергосберегающие, применение современных систем управления, модернизация систем наружного освещения, замена электропроводки (соответствие правилам устройства электроустановок, правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей); энергосбережение в системе вентиляции, в том числе монтаж приточно-вытяжной установки с рекуперацией; по сбережению котельно-печного топлива, в том числе замена существующего источника тепла на источник тепла с более высоким КПД, смена вида топлива для источника тепла), реализованных в здании (помещении), где располагается муниципальное учреждение, а так же реализация сопутствующих мероприятий и работ, необходимых для реализации комплексного энергоэффективного проекта. Перечень учреждений, в которых планируется реализовать КЭПы и необходимые объемы финансирования представлены в приложении 6 к данной Программе.
Также в рамках КЭПов можно реализовывать мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности сетей наружного освещения. В таком случае под комплексным энергоэффективным проектом для модернизации наружного освещения понимается комплекс технических мероприятий (по снижению потерь в сетях освещения; диспетчеризации, автоматизированному учету потребляемой электроэнергии и гибкому регулированию режимов работы системы освещения; повышению светоотдачи осветительных приборов при сохранении или снижении потребляемого количества энергии; увеличению протяженности сетей освещения; использованию возобновляемых источников энергии для установки отдельно стоящих осветительных опор, обозначения пешеходных переходов, детских площадок и др.), реализованных в системе наружного освещения муниципального образования "Город Томск".
2.5. Анализ сложившейся ситуации в жилом фонде
Общее количество многоквартирных домов на 01.01.2014 составляет 5640 единиц, из них 163 или 2,89 % многоквартирных домов с 100% муниципальной собственностью.
Ввиду того, что во всех районах муниципального образования "Город Томск" доля жилья с участием муниципальной собственности значительно мала, то на собственников жилищного фонда ляжет значительная финансовая нагрузка по обеспечению выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении ".
Капитальный ремонт жилищного фонда.
В рамках статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.
Одним из основополагающих мероприятий по повышению энергетической эффективности является проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
На территории Томской области принята региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области на 2014-2043 гг для целей реализации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, организации системной работы по ремонту жилищного фонда, приведения в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов многоквартирных домов, обеспечения безопасности проживания. В рамках данной программы в жилом фонде могут проводиться следующие виды работ:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундамента многоквартирного дома;
8) разработку проектной документации в случае, если в соответствии с действующим законодательством требуется ее разработка;
9) проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной историко-культурной экспертизы в отношении многоквартирных домов, в установленном порядке признанных объектами исторического и культурного наследия в случае, если в соответствии с действующем законодательством требуется проведение таких экспертиз;
10) осуществление строительного контроля.
Данные виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов должны проводиться с соблюдением требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, вводимым в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Реконструкция (реновация) домов первых массовых серий. Комплексная реконструкция (реновация) является важнейшим условием эффективного использования жилищного фонда первых массовых серий, поскольку не только позволяет устранить физический и функциональный износ жилых зданий, значительно снизить эксплуатационные расходы по текущему, капитальному и аварийному ремонту, но и обеспечить прирост площади жилья за счет надстройки мансардных этажей.
За период 2010-2013 гг. на территории муниципального образования "Город Томск" реализован пилотный проект, в рамках которого была выполнена реконструкция (реновация) жилого дома по адресу пр. Комсомольский, 71 с надстройкой мансардного этажа. После выполнения работ по реконструкции (реновации) жилого дома получено дополнительно 12 квартир, общей площадью 519,26 м2. Реализованы мероприятия по энергосбережению, такие как: модернизация системы теплоснабжения, замена всех сетей холодного и горячего водоснабжения, замена сетей водоотведения, замена электросетей в подъездах, подвале.
В 2013 году на территории муниципального образования "Город Томск" реализован проект направленный на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Тверская 90Б с целью достижения класса энергоэффективности "А". В результате данного мероприятия произведен ремонт кровли, подвальных помещений, утепление конструкции здания.
Энергетические обследования. На сегодняшний день 25 многоквартирных домов провели энергетические обследования. Особое внимание при проведении энергетического обследования следует уделить проведению тепловизионного контроля.
Кроме того, статья 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает следующие требования к домам, вводимым в эксплуатацию:
"6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта."
Также в рамках федерального закона от 21.07.2007 г. N 185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" регламентирует проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования.
Оснащение приборами учета ТЭР. Оснащенность населения приборами учета ТЭР на 01.01.2014 представлена в таблице N 2.5.1
Таблица 2.5.1
Вид ТЭР |
Необходимое количество приборов учета, шт. |
Установлено, шт. |
Требуется установить, шт. |
% оснащенности |
1. Тепловая энергия (коллективный учет) |
2 650 |
2 503 |
147 |
94,45 |
2. Горячая вода (коллективный учет) |
2 078 |
1 955 |
123 |
94,1 |
3. Электрическая энергия (индивидуальный учет)* |
182 162 |
172 477 |
9 685 |
94,7 |
4. Электрическая энергия (коллективный учет) |
4 144 |
4 028 |
116 |
97,2 |
5. Холодная вода (индивидуальный учет) |
255 043 |
179 853 |
75 190 |
70,52 |
6. Холодная вода (коллективный учет) |
4 280 |
1 385 |
2 895 |
32,36 |
7. Горячая вода (индивидуальный учет) |
161 416 |
99 633 |
61 783 |
61,72 |
8. Газ (индивидуальный учет) |
14 352 |
513 |
13 839 |
3,57 |
*количество приборов учета указано из расчета одного на жилой дом (квартиру (ИПУ)). Количество может быть изменено Абонентом
Таким образом, максимальная оснащенность населения по электрической энергии (коллективные приборы учета), минимальная - по холодной воде (коллективные и индивидуальные приборы учета) и газу (индивидуальный прибор учёта).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение их приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Индивидуальные приборы учета используемого природного газа должны быть установлены до 1 января 2015 г.
2.6. Анализ сложившейся ситуации в системах коммунальной инфраструктуры
К предприятиям коммунального комплекса относятся предприятия, предоставляющие услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения объектам жилого фонда, социальной сферы, прочим объектам капитального строительства.
Основным предметом деятельности предприятий коммунального комплекса является генерация и транспортировка тепловой энергии, транспортировка электрической энергии, приготовление и водоснабжение (питьевой, технической воды), водоотведение.
Осуществление мероприятий в системах коммунальной инфраструктуры направлено на повышение качества предоставляемых услуг и снижение затрат на производство и транспортировку энергоресурсов до потребителя.
К 2015 году должны быть достигнуты конкретные результаты:
- экономия всех видов топливно-энергетических ресурсов;
- вовлечение в процесс энергосбережения населения;
- увеличение обеспеченности приборами учета.
Для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов необходимо проведение мероприятий, направленных на снижение потерь энергоресурсов, прежде всего:
- реконструкция инженерных сетей;
- реконструкция и модернизация сооружений коммунального комплекса;
- установка частотных регуляторов на насосное оборудование.
Необходимо отметить, что в целях повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры также должны быть реализованы мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов наружного освещения. В соответствующих приложениях к Программе указаны перечни объектов, где необходимо выполнить проектные работы по строительству и реконструкции, а также капитальный ремонт сетей наружного освещения по районам Города Томска.
2.7. Анализ сложившейся ситуации в муниципальном транспортном комплексе
На территории муниципального образования "Город Томск" действуют предприятия, например УМП "Спецавтохозяйство г. Томска". Состояние транспортного парка по данному предприятию представлено в таблицах ниже:
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"
Таблица 2.7.1
Показатель |
ед. изм. |
Всего |
бензин |
дизель |
газ |
электричество |
|
мех-мы |
авто |
||||||
Количество единиц техники |
шт. |
236 |
32 |
85 |
68 |
51 |
- |
Количество энергоэффективных и высокоэкономичный по использованию топлива единиц техники |
шт. |
204 |
- |
85 |
68 |
51 |
- |
Годовое потребление топлива |
л, кВт*ч, |
|
472 178,64 |
2 253 706,44 |
827 345,52 |
- |
|
Удельный расход топлива на 1 км |
|
|
0,57 |
8,49 |
0,61 |
0,57 |
- |
Энергосбережение и энергоэффективность в УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"
Мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности в транспортном комплексе УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на данный момент сосредоточены на установке датчиков расхода топлива на автомобили, организация GPS мониторинга
Экономический эффект на предприятия выражается в сокращении нецелевого использования топлива по 10-40 % благодаря нескольким факторам: наибольший эффект от внедрения системы GPS слежения и мониторинга транспорта состоит в значительном сокращении воровства топлива на предприятии, сокращении реального и уничтожении "мнимого" (накрученного) пробега. Система мониторинга транспорта учитывает только фактически преодоленное расстояние.
Внедрение GPS мониторинга автотранспорта и системы контроля топлива на коммунальную и дорожную технику позволяет кроме экономии на топливе добиться прозрачного контроля качества выполнения работы по уборке улиц, вывозу мусора и т.д. Кроме всего прочего это очевидно положительно сказывается на городской экологии.
2.8. Оценка возникающих рисков в процессе реализации муниципальной программы
В процессе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
1) при наличии необходимого объема финансирования в результате выполнения энергосберегающего мероприятия не достигнуты плановые целевые показатели. Данный риск, как правило, связан с другими, не проведёнными мероприятиями в области энергосбережения, также направленными на снижение данного ТЭР. Например, при установке автоматизированного теплового пункта не были проведены замены окон на современные стеклопакеты и в результате не был достигнут необходимый процент экономии по тепловой энергии. Избежать данный риск можно реализуя комплексные энергоэффективные проекты;
2) не исполнение ресурсоснабжающими организациями своих программ по энергосбережению, что приводит к не достижению целевых показателей Программы в сфере энергосбережения в коммунальном комплексе;
3) не скоординированная работа между органами администрации МО "Город Томск".
III. Цели, задачи, показатели муниципальной программы
Целью Программы является повышение эффективности использования энергетических ресурсов на территории муниципального образования "Город Томск".
По результатам анализа реализации в 2010-2012 гг. программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Томск", на 2015-2017 годы и на перспективу до 2020 года, в целях сохранения заданных в Программе темпов реализации потенциала энергосбережения, необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Популяризация основ энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов, путем реализации организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Согласно ст. 22 гл. 6 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны организовать информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона. Формирование энергосберегающего образа жизни должно быть направлено на определенные группы воздействия населения: домохозяйки, школьники, студенты, пенсионеры, муниципальные служащие и т.д.
Задача 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере муниципального образования "Город Томск"
Согласно главе 7 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные учреждения и организации с участием муниципального образования должны обеспечить энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в том числе снижение в сопоставимых условиях объема потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
Задача 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилом фонде
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" представлен перечень требований и мероприятий, обеспечивающих снижение объема используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде.
Задача 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры
В Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." представлен ряд мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, реализуемые организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Задача 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном транспортном комплексе
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя перечень мероприятий по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
Оценка эффективности реализации Программы производится согласно Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 года N 273.
Индикаторы (исходные данные), необходимые для расчета целевых показателей представлены в Приложении 1 к Программе.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1225 от 31.12.2009 целевые показатели Программы группируются следующим образом:
Группа А - Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе;
Группа C - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа D - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
Группа E - Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе;
Показатели результативности Программы представлены в Приложении 2 к Программе.
Индикаторы, позволяющие оценить эффективность каждого мероприятия с целью определения их значимости, представлены в приложении 3 к Программе.
Ответственность за реализацию муниципальной программы, достижение показателей цели и задач, своевременное внесение изменений несет ответственный исполнитель муниципальной программы- администрация Города Томска в лице МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Разработчик Программы - МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Исполнителями Программы являются органы администрации Города Томска с привлечением при необходимости иных юридических и физических лиц, отбор которых осуществляется в соответствии с законодательством. В целях достижения поставленных целей и реализации отдельных мероприятий Программы возможно:
- взаимодействие администрации Города Томска и ее органов с общественными организациями на основании договоров о совместной деятельности;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования "Город Томск".
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет администрация Города Томска, органы администрации Города Томска и МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Текущий контроль и управление Программой осуществляет МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" в пределах своих полномочий, в том числе координирует деятельность ее исполнителей, разрабатывает проекты муниципальных правовых актов, необходимых для реализации Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Мониторинг целевых индикаторов Программы осуществляется МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности", ежегодно, не позднее 10 февраля, в год следующего за отчетным, представляет отчёт о реализации Программы в Управление экономического развития администрации Города Томска, согласно приложению 8 к Порядку принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования "Город Томск", их формирования, реализации, мониторинга и контроля, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.07.2014 N 677.
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и затраты на них, состав исполнителей мероприятий Программы. При необходимости, МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" согласовывает и готовит предложения о корректировке перечня мероприятий и средств на их реализацию для утверждения в установленном порядке.
По итогам реализации Программы за 2015-2017 годы и на перспективу до 2020 года планируется достижение следующих социально значимых конечных результатов:
- изменение менталитета граждан в отношении использования энергоресурсов путем проведения пропаганды энергосбережения в средствах массовой информации;
- увеличение числа сотрудников муниципальных учреждений, прошедших обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- популяризация энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся старших классов образовательных учреждений муниципального образования "Город Томск";
- по результатам проведенных энергетических обследований, проведение организациями бюджетной сферы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности как самостоятельно, так и посредством заключения энергосервисных контрактов. К началу 2013 года все организации, указанные в ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." должны приступить к реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
Ожидаемый экономический эффект в результате реализации Программы выразится в следующем:
- снижение на 15% объема потребляемых энергетических ресурсов относительно 2009 года в сопоставимых условиях во всех муниципальных учреждениях.
- снижение технологических потерь ТЭР за счет внедрения инноваций и модернизации энергетического хозяйства муниципального образования "Город Томск".
Задача 6. Эффективное исполнение муниципального задания МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности"
Решение данной задачи направлено на выполнение муниципального задания МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности", которое включает в себя проведение энергетического обследования (первичного, очередного или внеочередного) и сопровождение мониторинга энергоэффективности, а также содержание материально-технической базы МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
IV. Перечень мероприятий и их экономическое обоснование
Перечень основных мероприятий Программы представлен в Приложении 4 к Программе.
Стоимость мероприятий рассчитана исходя из экспертной оценки энергоаудиторской организации и оценки потребностей муниципальных учреждения в денежных средствах на реализацию энергосберегающих мероприятий. Для мероприятия по Подготовке и повышение квалификации лиц, ответственных за проведение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в администрации Города Томска и ее органах, муниципальных учреждениях методика распределения средств приведена в Приложении 5 к Программе. Для реализации КЭП среди муниципальных учреждений экономическим обоснованием является приведенные в энергетических паспортах рекомендуемые мероприятия по энергосбережению с оценкой годовой экономии ТЭР и оценкой затрат.
В Приложении 6 к Программе приведены для каждого муниципального учреждения перечень необходимых мероприятий с оценкой экономии энергоресурсов и необходимыми затратами. Также приведены суммы денежных средств, которые уже имеются в рамках местного бюджета либо энергосервисных контрактов (внебюджетные источники) для реализации КЭП.
Для ресурсоснабжающих организаций объемы финансирования энергосберегающих мероприятия формируются исходя из внутренних программ энергосбережения каждой ресурсо снабжающей организации (данные программы энергосбережения утверждаются Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области), а также исходя из инвестиционных и производственных программ.
V. Механизмы управления и контроля
Ответственность за реализацию муниципальной программы, достижение показателей цели и задач, своевременное внесение изменений несет ответственный исполнитель муниципальной программы- администрация Города Томска в лице МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Разработчик Программы - МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Исполнителями Программы являются органы администрации Города Томска с привлечением при необходимости иных юридических и физических лиц, отбор которых осуществляется в соответствии с законодательством. В целях достижения поставленных целей и реализации отдельных мероприятий Программы возможно:
- взаимодействие администрации Города Томска и ее органов с общественными организациями на основании договоров о совместной деятельности;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования "Город Томск".
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет администрация Города Томска, органы администрации Города Томска и МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
Текущий контроль и управление Программой осуществляет МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" в пределах своих полномочий, в том числе координирует деятельность ее исполнителей, разрабатывает проекты муниципальных правовых актов, необходимых для реализации Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Мониторинг целевых индикаторов Программы осуществляется МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности".
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности", ежегодно, не позднее 10 февраля, в год следующего за отчетным, представляет отчёт о реализации Программы в Управление экономического развития администрации Города Томска, согласно приложению 8 к Порядку принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования "Город Томск", их формирования, реализации, мониторинга и контроля, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.07.2014 N 677.
Распределение средств на реализацию отдельных мероприятий главным распорядителям средств бюджета муниципального образования "Город Томск" осуществляется в соответствии с методиками согласно приложениям 5 к Программе.
МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и затраты на них, состав исполнителей мероприятий Программы. При необходимости, МБУ "Центр энергосбережения и энергоэффективности" согласовывает и готовит предложения о корректировке перечня мероприятий и средств на их реализацию для утверждения в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.