Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 августа 2015 г. N 06-10/15-224
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Врио председателя Комиссии Мурманского УФАС: начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - Ворониной К.Ф;
членов Комиссии Мурманского УФАС:
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Клименко Е.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
начальника Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" - И.А. Вабищевич,
представителей Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" - Семенюка С.А. (доверенность от 11.08.2015 года N 29), Симоновой В.В. (доверенность от 11.08.2015 года N 28),
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области - Коминой Д.А. (доверенность от 26.02.2015 года N 10/15),
представителей общества с ограниченной ответственностью "М-строй" - Константинова М.О. (доверенность от 13.08.2015 года, б/н), Фандеева С.Г. (доверенность от 13.08.2015 года, б/н),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "М-строй" (далее по тексту решения - ООО "М-строй", Заявитель, Общество) на действия Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" (далее по тексту решения - Заказчик, ГОКУ "УКС") при проведении открытого конкурса "Право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации по капитальному ремонту здания ГОАУК "Мурманский областной театр кукол", г. Мурманск, просп. Ленина, д. 27", реестровый номер закупки: 0149200002315002239 (далее по тексту решения - Открытый конкурс), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 10 августа 2015 года обратилось ООО "М-строй" с жалобой на действия Заказчика при проведении Открытого конкурса.
Из существа поданной жалобы следует, что отдельные положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а именно: Заказчик указал в конкурсной документации требование о предоставлении в составе заявки свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, подтверждающего допуск к выполнению работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Заявитель указывает в жалобе, что требование Заказчика о наличии у участника закупки допусков СРО по видам работ пп. 4.6, 5.7, 7.3, 6.9, 6.12 неправомерны, поскольку техническим заданием конкурсной документации не предусмотрены работы по указанным видам.
По мнению ООО "М-строй", установленное Заказчиком требование влечёт за собой ограничение количества участников закупки.
Общество просит провести проверку соблюдения Заказчиком действующего законодательства, признать жалобу обоснованной и вынести предписание об устранении нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 13 часов 15 минут 14 августа 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 22 июля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Организация, осуществляющая закупку: Комитет государственных закупок Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Мурманской области".
Наименование объекта закупки: право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации по капитальному ремонту здания ГОАУК "Мурманский областной театр кукол", г. Мурманск, просп. Ленина, д. 27.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5464780.00 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать указанную заказчиком в конкурсной документации информацию: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В подпункте 1.1 раздела 5 тома 2 конкурсной документации установлено, что участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту 1.1.1 раздела 5 тома 2 конкурсной документации к участникам Открытого конкурса установлено требование о наличие свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, подтверждающего допуск к выполнению работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В том числе на виды работ:
4.6. Работы по подготовке проектов внутренних систем газоснабжения.
6.9. Работы по подготовке технологических решений объектов сбора, обработки, хранения, переработки и утилизации отходов и их комплексов.
6.12. Работы по подготовке технологических решений объектов очистных сооружений и их комплексов.
5.7. Работы по подготовке проектов наружных сетей газоснабжения и их сооружений.
7.3. Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно разделу II Перечня, работы по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В письменных возражениях от 13.08.2015 года N 07-1140 ГОКУ "УКС" указало, что Заказчик неправомерно установил требование о наличие свидетельства СРО по видам работ п.6.9 и признает, что в данной части жалоба Общества обоснована.
Согласно возражениям для выполнения работ по разработке проектной документации участнику закупки необходимо иметь свидетельство СРО по видам работ пп. 4.6, 5.7, 7.3, в связи с тем, что Заказчик допустил вероятность разработки альтернативного источника энергии, в том числе и природный газ.
При превышении выделенных мощностей альтернативный источник обеспечения объекта разрабатывается на стадии проектирования.
Так же в возражениях указано, что требование Заказчика о наличие свидетельства СРО по видам работ п. 6.12 правомерно, так как согласно пункту 4.12 СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 поверхностные сточные воды с территорией промышленных зон, строительных площадок, складских хозяйств, а также особо загрязненных участков, расположенных на селитебных территориях городов и населенных пунктов (бензозаправочные станции, автостоянки, автобусные станции, торговые центры), перед сбросом в дождевую канализацию или централизованную систему коммунальной канализации должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях.
В ходе заседания представители ГОКУ "УКС" пояснили, что при разработке проектной документации Заказчик допустил вероятность разработки проекта парковки (автостоянки). Следовательно, в случае превышения предельно допустимых объемов концентрации загрязняющих веществ необходимо предусматривать локальные очистные сооружения.
Представители ГОКУ "УКС" пояснили, что разработанная проектная документация в дальнейшем не должна привести к непредвиденным обстоятельствам, создающим невозможность получить тот результат, на который рассчитывает Заказчик.
Изучив техническое задание конкурсной документации, Комиссия Мурманского УФАС установила нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании конкурсной документации Заказчиком не предусмотрено выполнение работ, связанных с разработкой альтернативного источника энергии (природный газ), а также выполнение работ, связанных с разработкой проекта парковки (автостоянки).
Следовательно, отсутствие в конкурсной документации объективных требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристики объекта закупки не позволяет участникам Открытого конкурса сделать свое предложение.
Таким образом, описание объекта закупки необъективно.
Комиссия Мурманского УФАС признает Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 (пункт 1 части 1 статьи 50) Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как было указано ранее, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Учитывая тот факт, что в техническом задании конкурсной документации Заказчиком не предусмотрено выполнение работ, связанных с разработкой альтернативного источника энергии (природный газ); выполнение работ, связанных с разработкой проекта парковки (автостоянки); выполнение работ по подготовке технологических решений объектов сбора, обработки, хранения, переработки и утилизации отходов и их комплексов, Комиссия Мурманского УФАС считает, что требование Заказчика о наличии у участника закупки допусков СРО по видам работ пп. 4.6, 5.7, 7.3, 6.9, 6.12 установлено в нарушение норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "М-строй" на действия Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" при проведении открытого конкурса "Право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации по капитальному ремонту здания ГОАУК "Мурманский областной театр кукол" обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Мурманской области" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 (пункт 1 части 1 статьи 50), части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Государственному областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Мурманской области", Комитету государственных закупок Мурманской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Материалы дела N 06-10/15-224 передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о наличии в действиях заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области" признаков состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Врио председателя Комиссии
Мурманского УФАС: К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС: Н.М. Фирсова
Е.В. Клименко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 августа 2015 г. N 06-10/15-224
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2015