Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 августа 2015 г. N 03-10.1/274-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____." - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
"_____." - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____." - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СтройКомплект СИТИ" (далее - заявитель, Общество) на действия Управления архитектуры, капитального строительства и жизнеобеспечения администрации Полтавского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки "Подъезд к д. Щегловка Полтавского района Омской области. Реконструкция" в форме электронного аукциона (извещение N 0152300050515000004) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителя заказчика - "_____." (без надлежаще оформленной доверенности), заместителя председателя аукционной комиссии;
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России (вх. N 7200э от 06.08.2015) передана по подведомственности из ФАС России (рег. N 79141/15 от 04.08.2015) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
В жалобе заявителя указано следующее: "17.07.2015 Заказчиком на официальном сайте опубликована закупка Подъезд к д. Щегловка Полтавского района Омской области. Реконструкция. Согласно документации об аукционе данная закупка имеет код ОКПД: 45.23.11.
Согласно требования ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе извещения о проведении электронной аукциона должна содержать "требования к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям ч.2.ст.31 Закона о контрактной системе "Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования", в том числе к наличию опыта, связанного с предметом контракта.
Согласно п.8.2 Раздела 8 документации об аукционе к участнику закупки устанавливается следующее дополнительное требование, в соответствии ч.2 ст.31 Закона:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт (работы по строительству, реконструкции и ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка - не предусмотрено.
Нужно отметить, что до даты публикации извещения о проведении данной закупки, а именно 17.07.2015 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление), согласно которому Правительство РФ устанавливает к участникам закупки при проведении аукционов на выполнение строительных работ включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, дополнительные требования к наличию опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Не установив данные требования, Заказчик нарушил ч.2 статьи 31 Закона о контрактной системе".
2. На запрос Омского УФАС России (вх. N03-7400э от 07.08.2015) заказчиком были представлены (вх.N 7325 от 11.08.2015) письменные возражения на доводы жалобы, а также материалы закупки, из которых следует, что 17.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 30265660 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 07.08.2015 на участие в электронном аукционе подано две заявки, оба участника допущены к участию в электронном аукционе.
Из протокола проведения электронного аукциона от 10.08.2015 следует, что в аукционе принял участие один участник с порядковым номером 2, предложивший цену контракта 30114331,70 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 10.08.2015 заявка участника с порядковым номером 2 - ООО "Агари-мед" признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений заказчика, Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссия отмечает, что 17.02.2015 вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99) (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2015, "Собрание законодательства Российской Федерации", 09.02.2015, N 6, ст. 976).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
В пункте 2 указанного Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими данные требования являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Из представленных заказчиком письменных возражений следует: "ООО "Строй Комплект СИТИ" (далее - участник) жалуясь на документацию о проведении аукциона аргументирует свою жалобу требованиями ч.2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе. Из буквального толкования диспозиции данной нормы права нельзя сделать однозначный вывод о том, что данные требования применимы к муниципальным заказчикам. Управление архитектуры, капитального строительства и жизнеобеспечения Администрации Полтавского муниципального района (далее - заказчик) истолковало данную норму как право Правительства РФ устанавливать данные требования для ' нужд федеральных заказчиков, от лица которых размещает заказы.
Кроме того, даже если позиция участника является обоснованной и заказчик не правильно истолковал указанную выше норму права, то требования участника не нарушает его прав и прав остальных участников торгов, т.к. их и было только двое, минимум при которых торги вообще возможны.
Дополнительно сообщаю, что в условия контракта были включены обязательные требования о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, которые и будут фактическими исполнителями муниципального контракта, к которым данные требования не применимы".
Комиссия считает необходимым отметить, что предметом закупки является выполнение работ по реконструкции подъезда к д. Щегловка Полтавского района Омской области.
В соответствии пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
При этом в силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона об автомобильных дорогах реконструкция автомобильной дороги это комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что автомобильная дорога как сооружение относятся к объектам капитального строительства.
Комиссией установлено, что извещение N 0152300050515000004 и документация об электронном аукционе были размещены заказчиком на официальном сайте 17.07.2015, то есть в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Учитывая, что работы по реконструкции подъезда к д. Щегловка Полтавского района Омской области относятся к коду 45 ОКПД и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, то при осуществлении данной закупки на основании императивных требований частей 2, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении N 0152300050515000004 не установлены ни дополнительные требования к участникам закупки, ни исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Кроме того, при изучении документации об электронном аукционе Комиссией установлено, что в пункте 8.2 раздела 8 "Требования к участникам закупки" документации об электронном аукционе указано следующее:
"К участнику закупки устанавливается следующее дополнительное требование, в соответствии ч.2 ст.31 Закона:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт (работы по строительству, реконструкции и ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка - не предусмотрено".
Таким образом, в нарушение частей 2, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства N 99, в связи с чем, Комиссия считает жалобу Общества обоснованной.
4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
4.1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, при необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При этом, например, пунктом 3 "Битум нефтяной дорожный" приложения N4 "Качественные характеристики материалов, используемых при выполнении работ по выполнению работ по объекту: "Подъезд к д. Щегловка Полтавского района Омской области. Реконструкция" (далее - приложение N4) к техническому заданию документации об электронном аукционе установлено:
N п/п |
Наименование товара |
Описание товара |
3 |
Битум нефтяной дорожный |
Должен быть вязкий. Область применения: предназначен в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Глубина проникания иглы, 0,1 мм при температуре 25 °C, не должна быть более 130. Глубина проникания иглы, 0,1 мм при температуре 0 °C, не должна быть менее 20. Температура размягчения по кольцу и шару, °C, не должна быть ниже 43. Растяжимость, см, при температуре 25 °C, должна быть не менее 55. Растяжимость, см, при температуре 0 °C, должна быть не менее 3,5. Температура вспышки, °C, не должна быть ниже 230. Изменение температуры размягчения после прогрева, °C, не должно быть более 5. Индекс пенетрации должен составлять от - 1 до + 1. По степени воздействия на организм человека относится к четвертому классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76. Марка БНД-90/130, БНД 60/90 Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 22245-90 |
Комиссия отмечает, что значения по приведенным выше физико-химическим показателям битума возможно получить только после проведения лабораторных испытаний после изготовления битума.
Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию характеристик товара, получаемых при проведении испытаний после изготовления товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Такое описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, действия заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей характеристик товара, получаемых после испытаний и после изготовления товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к товарам установлены в иных пунктах приложения N 4 к техническому заданию.
4.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что в пункте 8.1.1 раздела 8 "Требования к участникам закупки" указано следующее: "К участнику закупки устанавливаются следующие единые требования к участникам закупки в соответствии c ч.1 ст.31 Закона:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: не предусмотрены".
В то же время в пункте 1.4.2 раздела 1 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности:
"документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов:
- копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Наличие допусков СРО: 25.1; 25.2; 25.4; 25,6; 25.7; 25.8 или работы по организации строительства п.33.2.1. "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта"".
Таким образом, в нарушение указанных норм в документации об электронном аукционе заказчиком было установлено, требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки свидетельства к определенному виду или видам работ (далее - допуск СРО) без установления соответствующего требования к участникам закупки о наличии у них допуска СРО.
4.3. В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При изучении извещения N 0152300050515000004 Комиссией было установлено, что в разделе "Ограничения" извещения N 0152300050515000004 указано: "Не установлены".
При этом в пункте 1.4.7 раздела 1 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" заказчиком указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона, или о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом стоимость работ, к выполнению которых привлекались такие субподрядчики, должна составлять 15% от цены контракта (часть 5 статьи 30 Федерального закона).
Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки декларации о принадлежности их к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям без установления соответствующего ограничения в извещении о проведении электронного аукциона.
Кроме того, в нарушение части 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе проект контакта не содержит обязательного условия о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
4.4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Частью 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение вышеуказанных норм Федерального закона о контрактной системе заказчиком в пунктах 12.2 и 12.13 раздела 12 "Ответственность сторон" проекта контракта как для заказчика, так и для подрядчика не установлены размеры штрафов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СтройКомплект СИТИ" на действия Управления архитектуры, капитального строительства и жизнеобеспечения администрации Полтавского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "Подъезд к д. Щегловка Полтавского района Омской области. Реконструкция" в форме электронного аукциона (извещение N 0152300050515000004).
2. Признать в действиях Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области нарушение требований части 2 статьи 31, частей 4,5,7 и 8 статьи 34, пункта 1части 1 и части 2 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1 и 2 части 1, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что электронный аукцион признан несостоявшимся по причине признания единственной заявки участника закупки несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0152300050515000004) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Член Комиссии |
"_____."
"_____."
"_____." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 августа 2015 г. N 03-10.1/274-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2015