Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 июля 2015 г. N 1319/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 1319/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0858100000115000219 "Оказание услуг (изготовление плакатной продукции на ПВХ) для нужд "ФКУ Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в 2015 году" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Бычкова И.В., Сагура О.Н., Олефирова И.С.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0858100000115000219 от 09.07.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2 509 327,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 17.07.2015 года в 09 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в документации об аукционе информации о возможности заказчика изменить условия контракта.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Внеплановой проверкой установлено, что в п.7.3 "Изменение, расторжение контракта" документации об аукционе содержится информация о возможности заказчика изменить условия контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения п.9 ч.1 ст.64 Закона. Довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в документации об аукционе информации о возможности заказчика изменить условия контракта.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
Внеплановой проверкой установлено, что в п.3 Информационной карты указана информация о должностных лицах Заказчика, ответственных за заключение контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения п.10 ч.1 ст.64 Закона. Довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу п.3 ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки может включать в себя требования, в том числе в отношении упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Объектом настоящего аукциона является изготовление плакатной продукции.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
В разделе Техническое задание документации об аукционе Заказчик по каждой из 200 позиций поставляемых плакатов сформировал требования не только к указанным товарам, поставка которых является предметом закупки, но и к их упаковке. Так, например, по позиции N2 "печать плаката 5,45-мм автомат Калашникова АК-74М" Технического задания Заказчик установил следующие требования к таре и упаковке плаката:
"требование к упаковке с учетом обеспечения сохранности продукциипри перевозке с учетом возможных перегрузок, складировании и сохранении товарного вида и качества до момента выдачи в эксплуатацию: индивидуальная упаковка каждого плаката должна производится герметичной запайкой в полиэтиленовую пленку марки Т\СТ, изготовляемой методом экструзии из полиэтилена высокого давления низкой плотности и композиций на его основе, содержащих пигменты, стабилизаторы, скользящие, антистатические и модифицирующие добавки. Пленка не должна иметь трещин, запрессованных складов, разрывов и отверстий, прочность при растяжении в продольном направлении - 14,7Мпа; в поперечном направлении от 140 кгс/см2; относительное удлинение при разрыве в продольном направлении должно бытьболее 300%; в поперечном направлении должно превышать 400%; удельное поверхностное электрическое сопротивление должно быть более 11016 Ом;коэффициент дымообразования не должен превышать 1600 м2/кг; кислородный индекс должен быть не менее 18%; показатель токсичности продуктов горения (при времени экспозиции 30 мин) должен быть не более 17г/м3.Пленка не должна являться токсичным материалом. Предельно допустимые концентрации: формальдегид - 0,5 мг/м3; ацетальдегид - 5,0 мг/м3; окись углерода - 20,0 мг/м3; уксусная кислота - 5,0 мг/м3. Пленка должна быть невзрывоопасна, при поднесении открытого огнядолжна загораться без взрыва и гореть коптящим пламенем, до полного затухания, с образованием расплава и выделением перечисленных вредных паров, предельно допустимые концентрации которых не должны превышать требования законодательства. Пленка должна соответствовать следующим показателям:текучесть при растяжении - 9(0,04)МПа; линейная усадка при 100 °С должна быть 3%; водопоглощение за 24 ч при 20°С должно быть 0,01%; диэлектрическая проницаемость при 106Гц и 20 °С должна быть не менее 2,2%. Данная упаковка должна защищать от проникновения влаги. Исполнитель должен упаковывать плакаты комплектами. Max количество плакатов содержащихся в комплекте - 2 шт. Плакаты должны располагаться тыльными частями друг к другу (тыльная часть та, на которой не печатается изображение). Материалом упаковочной тары, используемой Исполнителемдолжен быть картон упаковочный, который должен обеспечивать сохранность продукции во время транспортировки. Технические характеристики картона: картон упаковочный должен быть: с обрезанной шириной\ не обрезанной шириной;тип должен быть: Д\ Т\ П.Марка должна быть: Т11\ Т12\ Т13\ Т14\ Т15\ Т21\ Т22\ Т23\ Т24\ Т25\ Т26\ Т27\ П31\ П32\ П33. Класс должен быть: 1\2. Картон изготовляют с гофрами следующихтипов: А\С\В\Е. Наименование гофра: Крупный\ Средний\ Мелкий\ Микро\ Супермикро. Высота гофра h, должна быть не менее 0,75 мм;шаг гофра t, должен быть не менее 1,5 мм.Абсолютное сопротивление продавливанию - 15,00 (0,4) кгс/см2;удельное сопротивление разрыву с приложением разрушающего усилия вдоль гофров по линии рилевки после выполнения одного двойного перегиба на 180° должно быть 16 кН/м;сопротивление торцевому сжатию вдоль гофров - 4 кН/м;сопротивление расслаиванию должно бытьболее 0,2кН/м. Наповерхностикартона не должно быть: задиров площадью от 80см2;складок иморщиндлиной от 50мм. Не должно быть: короблениякартона, превышающего20мм на1млистакартона; смятияпрофилягофровпокраюлиста ирулона. Все грани картонной упаковки, от края до края, должны быть закреплены с применением упаковочного скотча, что должно являться подтверждением целостности упаковки. Технические характеристики скотча должны быть следующими: представляет собой полиэтиленовую пленку основу с нанесенной на нее клеевой композицией. Исполнитель должен использовать при упаковке продукции ленты из полиэтиленовой пленки марки Т, толщиной более 0,080мм. Клеевая композиция должна быть на основе полиизобутилена. Должен использоваться сорт: первый\ высший. Номинальная ширина ленты должна быть: 15\ 20\ 30\ 40\ 50 мм. Отклонение ширины ленты должно быть до 3 мм. Прочность при разрыве - 19,6 (3) МПа. Прочность шва полиэтиленовой пленки при склеивании ее лентой встык - 6,9 (1,5) Н. Прочность при отслаивании от полиэтиленовой фольги - 1,92 Н/см. Сцепление при разматывании должно быть более 10 см/мин. Масса 1м полиэтиленовой ленты с липким слоем - 6,60 грамм. Для обеспечения сохранности плакатов во время их транспортировки (до поставки на склад Заказчика) плакаты должны быть упакованы по периметру в пузырчатую двухслойную пленку полосой с шириной размером 40(0,01) см. Требования к маркировке плакатной продукции. Комплект стендов должен иметь следующую необходимую маркировку с двух сторон: "Государственный контракт N.; Заказчик (название, адрес); Грузополучатель (название, адрес); Место поставки (адрес); Поставщик (фирменное наименование (название), адрес); Грузоотправитель (фирменное наименование (название), адрес)".Размер маркировки должен быть: 210 мм х 297мм. Маркировка продукции должна быть напечатана на пленке со следующими техническими характеристиками: тип пленки должен быть: ПДО\ ПДСО;разрушающее напряжение при растяжении в продольном направлении должно быть 9,8(0,1) Мпа; Относительное удлинение при разрыве в продольном направлении - 115%;сопротивление отслаиванию для пленки: должно быть 1,76 (0,05) Н/см;в продольном направлении - 7 (0,01) %;в поперечном направлении 1,5 (0,03) %;температура дымовых газов должна быть: 450°С;степень повреждения по массе должна быть менее 50%;КППТП должна бытьдо 35кВт/м2. Допустимая группа горючести: Г1\ Г2\ Г3; допустимая группа воспламеняемости: В1\ В2\ В3".
Аналогичные требования к упаковке установлены Заказчиком по каждой из 200 позиций требуемых к поставке товаров. При этом требование о соответствии тары и упаковки какому-либо ГОСТ в документации отсутствует. На заседании Комиссии Заказчик также не смог пояснить, в соответствии с каким ГОСТ установлены избыточные требования к таре и упаковке каждого из поставляемых плакатов.
В документацию об аукционе Заказчик включил Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. В указанной инструкции Заказчик, в том числе, установил требование об указании в заявках конкретных показателей поставляемых товаров и упаковки.
Анализируя названные положения документации, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик потребовал от участников закупки указание конкретных значений показателей материалов упаковки, в том числе, "абсолютное сопротивление продавливанию", "удельное сопротивление разрыву", "сопротивление торцевому сжатию вдоль гофров" при описании картона, "разрушающее напряжение при растяжении в продольном направлении", "относительное удлинение при разрыве в продольном направлении", "сопротивление отслаиванию", "температура дымовых газов" при описании упаковочной пленки.
Применительно к приведенным материалам упаковки конкретные значения показателей "абсолютное сопротивление продавливанию", "удельное сопротивление разрыву" "сопротивление торцевому сжатию вдоль гофров" при описании картона, "разрушающее напряжение при растяжении в продольном направлении", "относительное удлинение при разрыве в продольном направлении", "сопротивление отслаиванию", "температура дымовых газов" возможно указать только по результатам испытаний готовой продукции.
Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к данным показателям способен только участник, имеющий этот товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению материала, используемого при упаковке поставляемого товара, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии упаковочный материал, требования к которому установил Заказчик, а планирующих закупить такой материал в случае заключения контракта на изготовление плакатов.
Исследовав и оценив указанные обстоятельства, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что установив требование к указанным выше показателям картона и упаковочной пленки, возложив на участника обязанность представить в заявке конкретное значение таких показателей, заказчик ограничил круг участников хозяйствующими субъектами, имеющими данный товар в наличии, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Аналогичные нарушения Закона выявлены при описании Заказчиком товара по каждой из 200 позиций Технического задания.
Кроме того, такие требования документации создают ситуацию, при которой приоритет имеет формальное заполнение заявки, ее соответствие документации, а не достоверность сведений и (или) информации, указанной в данной заявке.
Закон является универсальным, применимым для различного рода товаров, работ, услуг, ввиду чего применение той или иной нормы данного Закона должно осуществляться с учетом обычаев делового оборота, требований разумности, добросовестности, общих начал и смысла гражданского законодательства.
Согласно п.3 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Участники закупки должны действовать добросовестно.
Установление однозначного, безальтернативного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретных показателей товаров, которые в силу своей физической природы (специфики), технических документов и иного, могут быть указаны в диапазоне, в частности, на стадии подачи заявок, противоречит основам гражданского законодательства.
Согласно статье 481 ГК РФ:
1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
2. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
Действующим законодательством не установлены специальные требования к таре и упаковке плакатов. Заказчик в обоснование установления описанных выше требований к таре и упаковке поставляемых товаров не указал в документации об аукционе каких-либо нормативных актов, в соответствии с которыми описаны требования к таре и упаковке, выходящие за рамки, установленные ГК РФ. Следовательно, описание объекта закупки не соответствует п.3 ч.1 ст.33 Закона, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Указанные действия Заказчика противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что является нарушением ч.2 ст.8 Закона.
Внеплановой проверкой также установлено, что Заказчиком при формировании Технического задания при указании наименований показателей, требуемых к поставке товаров, допущены многочисленные грамматические ошибки. Ряд наименований показателей, состоящих из словосочетаний, указаны в Техническом задании без пробелов, как одно слово, более 200 раз каждое. Например: "смятияпрофилягофровпокраюлиста", "на1млистакартона", "короблениякартона", "наповерхностикартона".
Учитывая положения Инструкции о том, что "не подлежат изменению наименования параметров товара", Заказчик фактически потребовал от участников использовать в заявках наименования показателей товаров с грамматическими ошибками. Указанные требования не соответствуют положениям п.2 ч.1 ст.33 Закона, согласно которого Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки стандартные требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, описание объекта закупки не соответствует п.2 ч.1 ст.33 Закона, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Кроме того, внеплановой проверкой установлено, что Заказчик при описании требований к поставляемым плакатам, по ряду одинаковых показателей установил различные по значениям и по описанию требования. Так, например:
по позиции N31 "печать плаката Средства индивидуальной защиты" Технического задания при описании "краски УФ" Заказчик установил требования: "краски УФ - отверждениядолжны содержать: пигмент, олигоэфиракрилат и модифицированную эпоксидиановую смолу, при следующем соотношении компонентов: пигмент три- шесть процентов; олигоэфиракрилат 35,00% - 55,00%; фотоинициатор 3,00% - 6,00 %; пеногаситель 0,50% - 1,00%; инертный неорганический наполнитель 23 % - 35 %";
а по остальным позициям NN2-30, 32-200 при описании "краски УФ" Заказчик установил иное требование к показателю "пигмент": "краски УФ - отверждениядолжны содержать: пигмент, олигоэфиракрилат и модифицированную эпоксидиановую смолу, при следующем соотношении компонентов: пигмент 1,00 % - 15,00%; олигоэфиракрилат 35,00% - 55,00%; фотоинициатор 3,00% - 6,00 %; пеногаситель 0,50% - 1,00%; инертный неорганический наполнитель 23 % - 35 %".
Остальные требования к показателям, кроме "пигмента", в позиции N31 Технического задания Заказчик не изменил.
Аналогичные нарушения выявлены при описании требований к упаковке закупаемых товаров. Так, например:
по позиции N34 "Печать плаката 9 мм пистолетные патроны" Технического задания при описании упаковки Заказчик установил, в том числе, следующие требования:
"технические характеристики картона: картон упаковочный должен быть: с обрезанной шириной\ не обрезанной шириной;тип должен быть: Д\ Т\ П.Марка должна быть: Т12;Т13";
а по остальным позициям NN2-33, 35-200 при описании упаковки Заказчик установил иное требование к показателю "марка картона":
"технические характеристики картона: картон упаковочный должен быть: с обрезанной шириной\ не обрезанной шириной;тип должен быть: Д\ Т\ П.Марка должна быть: Т11\ Т12\ Т13\ Т14\ Т15\ Т21\ Т22\ Т23\ Т24\ Т25\ Т26\ Т27\ П31\ П32\ П33".
Остальные требования к показателям, кроме "марка картона", в позиции N34 Технического задания Заказчик не изменил.
Причины установления указанных требований по позициям 31 и 34 Технического задания Заказчик на заседании Комиссии пояснить не смог, какой-либо государственный стандарт или иной нормативный акт в обосновании своей позиции в документации не указал, на заседание Комиссии не представил.
Учитывая, что все остальные требования Заказчика к краске УФ и упаковочному картону по закупаемым товарам одинаковы и товары являются идентичными (плакаты), Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу, что данные действия Заказчика направлены на искусственное усложнение Технического задания, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что является нарушением ч.2 ст.8 Закона
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2, ст.8, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 июля 2015 г. N 1319/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2015