Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 августа 2015 г. N 1100-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 150 -
- заявителя в лице Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Комбинат питания "Аленушка" -
рассмотрев жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Комбинат питания "Аленушка" (вх. N01- 17493 от 10.08.2015 года) о нарушении организатором торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 150 при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания детей в МБОУ Кировского района г. Екатеринбурга для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (совместные торги) (извещение N 0162300005315003231) в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Комбинат питания "Аленушка" (Далее - ЕМУП "Аленушка") о нарушении организатором торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 150 при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания детей в МБОУ Кировского района г. Екатеринбурга для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (совместные торги) (извещение N 0162300005315003231), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проверка проведена в объеме доводов заявленных в жалобе.
По мнению заявителя, отсутствуют правовые основания для проведения для проведения совместных торгов. Требование конкурсной документации об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлено незаконно и лишает возможности ЕМУП "Аленушка" принять участие в закупке. Так же заявитель считает, что организатором конкурса в конкурсной документации установлен порядок определения поставщика, не соответствующий требованиям законодательства, и нарушен порядок формирования комиссии по осуществлению закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
21.07.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по организации питания детей в МБОУ Кировского района г. Екатеринбурга для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (совместные торги) (извещение N 0162300005315003231) и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 27 456 765,00 руб.
Относительно доводов заявителя, Комиссией Свердловского УФАС России установлено:
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и настоящим Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно Извещению о проведении Конкурса предметом закупки является оказание услуги по организации питания детей в МБОУ Кировского района г. Екатеринбурга для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии представители муниципальных заказчиков, организатора торгов сообщили, что в рамках указанной закупки проводятся совместные торги для 8 муниципальных заказчиков, при этом услуги, оказываемые в рамках настоящей закупки, соответствуют потребностям всех муниципальных заказчиков, участвующих в проведении совместных торгов.
Согласно п. 2 ст. 25 Закона о контрактной системе организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что 29.06.2015 МБОУ-СОШ N 150 (организатор аукциона) и муниципальные заказчики: МБОУ-СОШ N 24, МБОУ-СОШ N 36, МБОУ-СОШ N 82, МБОУ-СОШ N 43 с углубленным изучением отдельных предметов, МБОУ-СОШ N 125, МБОУ-СОШ N 134, МБОУ-СОШ N 157 заключили соглашение N 1 о проведении совместных торгов на оказание услуги по организации питания детей в МБОУ Кировского района г. Екатеринбурга для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соглашении от 29.06.2014 N 1 о проведении совместного совместных торгов на оказание услуги по организации питания детей в МБОУ Кировского района г. Екатеринбурга для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций организатор торгов и муниципальные заказчики определили функции и ответственность организатора конкурса, а так же:
- информацию о сторонах соглашения;
- информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
-начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;
- права, обязанности и ответственность сторон соглашения
- информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
- порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
- порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;
- примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
- порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
- срок действия соглашения;
- порядок рассмотрения споров.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что муниципальными заказчиками, организатором торгов неправомерно проведены совместные закупки по конкурсу.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с извещением и п. 3 информационной карты конкурсной документации предусмотрено проведение конкурса с ограниченным участием среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии п. 1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Вместе с тем, по результатам совместных торгов на оказание услуги по организации питания детей в МБОУ Кировского района г. Екатеринбурга для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с победителем торгов заключаются отдельные муниципальные контракты с каждым муниципальным заказчиком города в части его потребности, заложенной в техническом задании, начальные (максимальные) цены которых не превышают двадцати миллионов рублей.
Таким образом, довод заявителя о незаконном установлении требования в извещении, п. 3 информационной карты конкурсной документации об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не нашел своего подтверждения.
В силу ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
В соответствии с приложение N2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 к числу вышеуказанных случаев также относится: оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.
В данном случае должно быть установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с п. 6 информационной карты конкурсной документации заказчик установил дополнительные обязательные требования к участникам закупки для проведения процедуры предквалификационного отбора:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Согласно п. 20 информационной карты конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе (лоте), их содержание и значимость:
1.Цена контракта, совокупная значимость критерия 60 %;
2.Квалификация участника конкурса на оказание услуги, в том числе: значимость критерия 40%;
2.1. Наличие успешного опыта оказания услуг по организации питания учащихся общеобразовательных учреждений с использованием автоматизированной информационной системы учета питания, сопоставимого характера и объема. (при наличии в составе заявки копий отчетов по расходованию денежных средств на питание детей за период, сформированных в автоматизированной информационной системе учета питания и заверенных бухгалтерией учреждений).
Оценка заявок на участие в конкурсе будет производиться в соответствии с Порядком, изложенным в Приложении N 2 к Информационной карте.
В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что установленные в п. 6 информационной карты конкурсной документации дополнительные обязательные требования к участникам закупки для проведения процедуры предквалификационного отбора, а так же критерии оценки заявок на участие в конкурсе, установленные в п. 20 информационной карты документации не совпадают между собой и соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Относительно довода заявителя жалобы о нарушении порядка формирования комиссии по осуществлению закупки, Комиссией Свердловского УФАС России установлено:
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона о контрактной системе организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов", в котором в пп. а) п. 6 установлено, что в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Согласно п. 3 Соглашения организатором совместных торгов является МБОУ-СОШ N 150.
В соответствии с п. 4 Соглашения конкурс проводится Единой территориальной комиссией по осуществлению закупок муниципального образования "город Екатеринбург" Кировского района в сфере образования. Комиссия по размещению муниципального заказа формируется в соответствии с приказом Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга N 9/41/15 от 12.01.2015г. "Об утверждении состава Единой территориальной комиссией по осуществлению закупок муниципального образования "город Екатеринбург" Кировского района в сфере образования на 2015 год".
На заседании Комиссии представители заказчиков пояснили, что порядок взаимодействия уполномоченного органа, комиссий и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга N 4429 от 31.12.2013 года "О мерах реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Комбинат питания "Аленушка" не является субъектом малого предпринимательства
Таким образом, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ЕМУП "Аленушка" действиями организатора торгов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Комбинат питания "Аленушка" признать необоснованной.
2. В действиях организатора торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 150 нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Организатору торгов в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 150 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 августа 2015 г. N 1100-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2015