Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 августа 2015 г. N 184
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя руководителя Поткиной И.В.,
начальник отдела Верзун Ю.Д.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителей сторон:
от заявителя ООО НПЦ "Земельные ресурсы Сибири" (далее также - заявитель, участник закупки): Жицкой С.Н. (по доверенности),
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) Тютюнник Т.В. (по доверенности),
от заказчика: Главное управление строительства Тюменской области (далее также - заказчик) - Поповой Ю.Г. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО НПЦ "Земельные ресурсы Сибири" на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчика: Главное управление строительства Тюменской области при проведении открытого конкурса КО-086/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415002851) на подготовку документов для осуществления градостроительной деятельности на территории Мальковского сельского поселения Тюменского муниципального района (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 04.08.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее также - официальный сайт).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 06.08.2015 г. N 440 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Согласно жалобе, заявитель считает, что положения документации открытого конкурса не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В частности, в конкурсной документации неправомерно установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, а именно, цена контракта 20%, квалификация участников закупки - 80%, а также неправомерно включен нестоимостной критерий оценки заявок - общее количество дипломов финалиста и (или) победителя Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо исх., N1335 от 10.08.2015), согласно которых документация открытого конкурса NКО-086/15 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса, считает доводы жалобы не состоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика доводы уполномоченного органа поддержал в полном объеме, считает жалобу необоснованной, а также предоставил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе (письмо исх., N 11-05 от 10.08.3015).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей, заявителя, уполномоченного органа и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам рассмотрении жалобы заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов.
Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
Согласно ч. 6 ст. 32 закона о контрактной системе положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
1) литературных произведений;
2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
3) хореографических произведений и пантомимы;
4) музыкальных произведений с текстом или без текста;
5) аудиовизуальных произведений;
6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
10) производных произведений;
11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Таким образом, заказчик вправе снизить величину значимости критерия - цена контракта до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев, в случае если предметом контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса, является создание произведения литературы или искусства в отношении объектов, в числе прочих создание произведения градостроительства (кроме проектной документации).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085 (далее - Правила N 1085).
В Приложении к Правилам N 1085 установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в числе прочих:
- Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг, с минимальной значимостью стоимостных критериев оценки - 60% и максимальной значимостью нестоимостных критериев оценки - 40%
- создание произведений литературы и искусства в отношении объектов, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с минимальной значимостью стоимостных критериев оценки - 0% и максимальной значимостью нестоимостных критериев оценки - 100%
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса КО-086/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415002851) на подготовку документов для осуществления градостроительной деятельности на территории Мальковского сельского поселения Тюменского муниципального района.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 01.07.2015 была размещена на официальном общероссийском сайте торгов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415002851.
Согласно разделу 4 информационной карты критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величина их значимости установлены следующим образом:
- цена контракта - 20%,
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 80%
Как следует из представленных материалов дела, предметом проводимой закупки является подготовка документов для осуществления градостроительной деятельности.
Согласно описанию Объекта закупки (приложение N 1 к конкурсной документации) необходимо выполнение работ по разработке генерального плана, разработке правил землепользования и застройки Мальковского сельского поселения Тюменского муниципального района.
Цели работы заказчиком установлены как создание произведений градостроительства, определяющих функциональное назначение территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений_.
Законодательного понятия "произведение градостроительства" в нормативно-правовых актах Российской Федерации не содержится.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены определения следующих основных понятий:
1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
2) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
3) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
4) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов Документами территориального планирования муниципальных образований являются к документам территориального планирования.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержит сведения об информации, которая отображается в положении о территориальном планировании, карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карте границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карте функциональных зон поселения или городского округа.
Статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливает цели разработки правил землепользования и застройки, требования к содержанию правил землепользования и застройки, согласно которой указанные правила должны содержать порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
Исходя из анализа ст. 23, 30 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план, правила землепользования и застройки не являются произведением градостроительства, о котором указано в ч. 7 ст. 32 и к которому применяются положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе, поскольку указанные документы, выраженные в объективной форме, не содержат описания объекта закупки при единовременном соблюдении следующих условий описания, установленных в ч. 7 ст. 32 Закона о контрактной системе: внешнего и внутреннего облика объекта, пространственной, планировочной и функциональной организации объекта.
Действительно, согласно ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, к которым относятся и произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.
Вместе с тем, положения ч. 7 ст. 32 Закона о контрактной системе является специальной нормой по отношению к положений ч. 1 ст. 1258 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактически предусматривает, что такое положение законодательства о контрактной системе о праве заказчика на снижение величины значимости критерия "Цена контракта" до 0,8% применяется в случае, если произведение градостроительства включает в себя описание внешнего и внутреннего облика объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированных в виде схем или макетов или описанных иным способом.
В виду того, что все требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки, критериям оценки устанавливаются исходя из объекта закупки, целесообразно считать, что для отнесения объекта закупки к произведению градостроительства необходимо исходить из описания объекта закупки, данного заказчиком в конкурсной документации.
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия Тюменского УФАС России установила, что в требованиях к выполнению работ по разработке генерального плана, разработке правил землепользования и застройки, являющихся объектом закупки, предъявляются требования, регулируемые, в том числе Градостроительным Кодексом РФ и иными нормативно - техническими документами регулирующие градостроительную деятельность, при этом требований к выполнению работ, указывающих на отнесение их к произведению градостроительства не установлено.
Следует отметить, что в данном случае работы по описанию внешнего и внутреннего облика объекта, проведение иных работ, не может быть отнесено к произведению градостроительства как произведение искусства, поскольку их выполнение обусловлено соблюдением требований нормативных документов. Формальное указание заказчиком в описании объекта закупки конкурсной документации на термин "произведение градостроительства" само по себе не влечет возможность для заказчика применить положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Учитывая выше изложенное, Комиссия приходит к выводу, что, Заказчиком при установлении в конкурсной документации величин значимости критериев оценки заявок допущены нарушения части 6 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении критериев (цена контракта, квалификация участника закупки) величин значимости этих критериев на участие в открытом конкурсе не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и пункта 11 Постановления Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НПЦ "Земельные ресурсы Сибири" на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчика: Главное управление строительства Тюменской области при проведении открытого конкурса КО-086/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415002851) на подготовку документов для осуществления градостроительной деятельности на территории Мальковского сельского поселения Тюменского муниципального района, частично обоснованной.
2. Признать Уполномоченного органа: Управления государственных закупок по Тюменской области, заказчика: Главное управление строительства Тюменской области нарушившими ст. 32, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса N КО-086/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415002851) на подготовку документов для осуществления градостроительной деятельности на территории Мальковского сельского поселения Тюменского муниципального района.
3. Выдать Уполномоченному органу: Управлению государственных закупок Тюменской области, заказчику - Главное управление строительства Тюменской области обязательное для исполнения предписание о совершении действий на устранение нарушений Законодательства о контрактной системе путем, отмены протокола рассмотрения заявок поданных на участие в указанной закупке, внесения изменений в документацию открытого конкурса N КО-086/15, с учетом выводов изложенных в настоящем решении и продления сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии И.В. Поткина
Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 августа 2015 г. N 184
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2015