Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Томска
от 30 сентября 2014 г. N 984
Муниципальная программа
"Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске" на 2014-2020 годы
I. Паспорт муниципальной программы
"Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске" на 2014-2020 годы
Правовой акт о разработке муниципальной программы |
Распоряжение администрации Города Томска от 25.03.2014 N р204 "О разработке муниципальной программы "Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске" на 2014-2020 годы" |
||||||||||||||
Куратор муниципальной программы |
Заместитель Мэра Города Томска по городскому хозяйству В.П. Хан |
||||||||||||||
Координатор |
Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска (далее УДДБиТ) |
||||||||||||||
Заказчик |
Администрация Города Томска, управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска |
||||||||||||||
Исполнители |
Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска; ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее ТГУМП "ТТУ"); МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок" (далее МБУ ЦОКП); Частные перевозчики. |
||||||||||||||
Разработчики муниципальной программы |
Администрация Города Томска, управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска |
||||||||||||||
Соответствие программы документам стратегического планирования МО "Город Томск": |
Стратегия развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года) |
||||||||||||||
- наименование стратегического направления развития Города Томска |
Комфортная городская среда |
||||||||||||||
- наименование стратегической цели развития Города Томска |
Качественная инфраструктура жизнеобеспечения |
||||||||||||||
- наименование стратегической задачи развития Города Томска |
Улучшение транспортного обслуживания населения |
||||||||||||||
Цель и задачи муниципальной программы |
Цель: Развитие устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта. Задача 1: Совершенствование маршрутной сети городского общественного транспорта. Задача 2: Модернизация системы городского общественного транспорта. Задача 3: Повышение комфорта и безопасности городского общественного транспорта. |
||||||||||||||
Основные индикаторы цели и задач муниципальной программы |
Индикаторы, единица измерения: |
2013 |
Прогноз |
||||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||||||
Цель: Развитие устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта. |
Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании, % от числа опрошенных |
Менее 50 |
50 |
50 |
60 |
70 |
75 |
80 |
80 |
||||||
|
Среднее время ожидания пассажирского транспорта (мин.): |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
- трамвай; |
15,0 |
15,0 |
14,0 |
12,0 |
11,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
||||||
|
- троллейбус; |
17,0 |
17,0 |
16,0 |
12,0 |
11,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
||||||
|
- автобус; |
10,0 |
10,0 |
9,5 |
9,0 |
9,0 |
8,5 |
8,0 |
8,0 |
||||||
Задача 1: Совершенствование маршрутной сети городского общественного транспорта |
Доля маршрутов общественного транспорта с дублированием более 60%, % |
40 |
40 |
35 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
||||||
Плотность маршрутной сети общественного транспорта, км/км2 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|||||||
Задача 2: Модернизация системы городского общественного транспорта |
Доля троллейбусов, имеющих срок эксплуатации до 10 лет, % |
82,2 |
81,1 |
88,9 |
89,7 |
90,4 |
85,6 |
79,8 |
83,3 |
||||||
Доля трамваев, имеющих срок эксплуатации до 15 лет, % |
33,3 |
33,3 |
40,5 |
47,6 |
52,3 |
62,2 |
71,1 |
77,8 |
|||||||
Доля автобусов, имеющих срок эксплуатации менее 7 лет % |
15 |
15 |
30 |
50 |
70 |
75 |
75 |
75 |
|||||||
Выполнение планового объема работы подвижного состава на линии, % |
80 |
80 |
85 |
90 |
95 |
95 |
95 |
95 |
|||||||
Задача 3: Повышение комфорта и безопасности городского общественного транспорта |
Удельный вес остановок общественного транспорта, оборудованных павильонами и заездными карманами в соответствии с требованиями, % |
30 |
40 |
55 |
65 |
75 |
85 |
95 |
95 |
||||||
Доля остановок общественного транспорта, оборудованных электронными информационными системами, % |
0 |
3 |
6 |
9 |
12 |
12 |
15 |
15 |
|||||||
Доля пассажирских ТС перевозчиков, подключенных к городской навигационно-информационной системе глонасс, % |
18 |
32 |
40 |
85 |
95 |
100 |
100 |
100 |
|||||||
Доля пассажирских транспортных средств, оборудованных доступом к сети Интернет, % |
12 |
12 |
15 |
20 |
25 |
30 |
30 |
30 |
|||||||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы, тыс. руб. * |
Годы: |
Источники: |
|||||||||||||
Местный бюджет (потребность) |
Местный бюджет (бюджетные ассигнования) |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Внебюджетные источники |
Всего по источникам |
||||||||||
2014 |
225 665,6 |
225 165,6 |
|
|
20 790,0 |
246 455,6 |
|||||||||
2015 |
293 479,5 |
211 271,0 |
|
|
12 990,0 |
306 469,5 |
|||||||||
2016 |
301 686,7 |
205 271,0 |
|
|
417 151,7 |
718 838,4 |
|||||||||
2017 |
428 746,8 |
|
|
|
29 765,6 |
458 512,4 |
|||||||||
2018 |
358 943,5 |
|
|
|
21 985,6 |
380 929,1 |
|||||||||
2019 |
330 433,8 |
|
|
|
13 555,6 |
343 989,4 |
|||||||||
2020 |
168 721,6 |
|
|
|
9 400,0 |
178 121,6 |
|||||||||
Итого |
2 107 677,5 |
|
|
|
525 638,5 |
2 633 316,0 |
|||||||||
Сроки и этапы реализации муниципальной программы (подпрограмм) |
2014-2020 годы |
||||||||||||||
Укрупненный перечень мероприятий |
1. В части совершенствования маршрутной сети городского общественного транспорта: - Проведение обследования пассажиропотоков на общественном транспорте всех форм собственности; - Разработка и утверждение единой городской маршрутной системы общественного транспорта; - Проведение конкурсов на право заключения договора на организацию и осуществление услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами по маршруту (ам) регулярных перевозок в городском (пригородном) сообщении; - Повышение транспортной доступности для жителей микрорайонов Зеленые Горки, Солнечный, Подсолнухи путем открытия соответствующего маршрута горэлектротранспорта . 2. В части модернизации системы городского общественного транспорта: - Разработка и принятие нормативной документации по регулированию отношений в сфере пассажирских перевозок, документации, предусматривающей требования по повышению уровня комфортности и безопасности для пассажиров при ожидании транспорта на остановочных пунктах; - Оказание информационно-справочных услуг по работе пассажирского транспорта (телефон, почта, сайт), обработка жалоб пассажиров; - Формирование тарифной политики в сфере городских пассажироперевозок на всех видах общественного транспорта; - Изменение порядка возмещения перевозчикам затрат, связанных с перевозкой пассажиров по ЕСПБ; - Предоставление субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования "Город Томск", за счет бюджета муниципального образования "Город Томск" с учетом показателей эффективности деятельности; - Внедрение автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда "Электронный билет" в городском общественном транспорте; - Приобретение подвижного состава муниципального общественного транспорта, в том числе со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для лиц с ограниченными возможностями; - Создание автотранспортного предприятия в виде частно-государственного партнерства. - Реконструкция, ремонт и содержание объектов городского хозяйства, задействованных в системе городских пассажироперевозок (подвижного состава городского электрического транспорта, верхнего строения трамвайного пути, тяговых подстанций, контактных линий, производственных и иных баз); - Субсидирование процентной ставки по кредитам частным перевозчикам на покупку подвижного состава для осуществления городских пассажирских перевозок (с учетом удовлетворения обязательным требованиям к организации работы перевозчика, к подвижному составу) в размере 2/3 ставки рефинансирования; - Популяризация общественного транспорта и профессии водителя общественного транспорта; 3. В части развития повышения уровня комфорта и безопасности городского общественного транспорта: - Повышение уровня благоустройства остановок общественного транспорта, конечных отстойно-разворотных площадок; - Приобретение, установка и обслуживание электронных информационных табло, информационных стендов на остановках общественного транспорта; - Совершенствование механизмов контроля и диспетчеризации при осуществлении городских пассажирских перевозок, реализация организационных мероприятий по устранению причин нарушения графика движения; - Установка систем голосового и визуального информирования в салонах транспортных средств (объявление остановок, бегущая строка, телевещание); - Поддержка и развитие радионавигационной системы (на базе глонасс) для обеспечения работы центральной диспетчерской службы, диспетчерской службы ТГУ МП "ТТУ" и служб информирования пассажиров; - Разработка и поддержка Веб-сервисов справочной информации о всей работе пассажирского транспорта; - Оборудование подвижного состава муниципального транспорта беспроводными точками доступа Wi-Fi к сети Интернет. |
||||||||||||||
Организация управления муниципальной программой и контроль за ее реализацией: | |||||||||||||||
а) управление муниципальной программой осуществляет |
Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска |
||||||||||||||
б) текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляет |
Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска |
* Объем финансирования указан в размере полной потребности на реализацию всех мероприятий. Бюджетная заявка на момент утверждения программы сформирована исходя из текущих лимитов бюджетного финансирования. Объем финансирования мероприятий Программы из бюджета МО "Город Томск" в соответствии с утвержденными лимитами 1 057 597,6 тыс. руб. на 2014-2020 гг. (Приложение 2.)
II. Анализ текущей ситуации
Городской пассажирский транспорт общего пользования является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяя связать его территорию в единое жизненное пространство, а также необходимым условием обеспечения повышения качества жизни населения.
Приоритетные направления развития системы городского пассажирского транспорта в современных условиях:
- эффективное использование улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, обеспечивающее минимальные простои как общественного, так и частного транспорта;
- разработка и внедрение "прозрачных" механизмов взаимодействия между субъектами в системе общественного пассажирского транспорта;
- доступность, безопасность и экологичность транспортных услуг, предоставляемых населению с учетом использования общественного транспорта людьми с ограниченными возможностями;
- соответствие объектов транспортной инфраструктуры облику города, совершенствование дизайнерских решений;
- внедрение новых технологий, повышающих удобство пользования системой общественного транспорта.
На сегодняшний день система городского пассажирского транспорта города Томска регулируется следующими нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" и Томской области:
- Устав муниципального образования "Город Томск", содержащий норму о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
- Постановление администрации города Томска от 05.11.2009 N 1077 "Об утверждении пассажирской транспортной (маршрутной) сети муниципального образования "Город Томск".
- Постановление администрации Города Томска от 11.10.2011 N 1100 "О совершенствовании правового регулирования отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения муниципального образования "Город Томск" автомобильным транспортом".
- Постановление администрации Города Томска от 05.06.2013 N 567 "О предельных максимальных размерах тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)".
- Закон Томской области от 10.04.2001 N 21-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области".
- Постановление Администрации Томской области от 22.09.2009 N 152а "О порядке формирования маршрутной сети на территории Томской области"
- Постановление Администрации Томской области от 06.02.2012 N 33а "Об утверждении Порядка предоставления и использования единого социального проездного билета для проезда общественным транспортом отдельных категорий граждан" (вместе с "Порядком предоставления и использования единого социального проездного билета для проезда на всех видах общественного транспорта по междугородным, городским и пригородным маршрутам на территории Томской области", "Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан общественным транспортом по единым социальным проездным билетам").
1. Маршрутная сеть
Маршрутная сеть общественного транспорта города Томска достаточно развита и позволяет жителям перемещаться по городу с минимумом пересадок. В настоящее время транспортное обслуживание муниципального образования "Город Томск" осуществляется по 34 автобусным, 8 троллейбусным и 4 трамвайным маршрутам из 5 (маршрут трамвая N 5 временно не работает по причине недостаточного количества подвижного состава).
Кроме того по территории МО "Город Томск" проходят схемы 32 действующих межмуниципальных пригородных маршрутов, договоры на обслуживание пассажиров по которым заключаются Администрацией Томской области.
Вместе с тем существующие в городе регулярные маршруты муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта представляют из себя довольно беспорядочную совокупность "старых" традиционных маршрутов и "новых" - коммерческих.
"Старые" - это сложившиеся с советских времен маршруты, которые обеспечивали транспортные потребности населения города, исходя из потребности 30-ти летней давности.
"Новые" - это появившиеся достаточно стихийно за последние 15-20 лет маршруты, имеющие целью своего создания и функционирования исключительно причины коммерческого характера - часто без учета реальных потребностей пассажиров и без социальных обременений.
В результате "новые" маршруты зачастую дублируют "старые", особенно на прибыльных участках. Создается дисбаланс экономически обоснованных тарифов на разных маршрутах, что делает невозможным справедливый учет интересов всех перевозчиков при утверждении тарифов. Некоторые маршруты, в том числе маршруты городского электротранспорта, дублируются на 80-100%.
Дополнительный сложности в систему общественного транспорта г. Томска вносят пригородные маршруты, которые в силу областного законодательства Томской области были открыты без какого-либо согласования с муниципалитетом.
Так, схемы маршрутов троллейбуса N 1, 2, 3, 6 на 100% дублируются, соответственно, схемами маршрутов автобуса N 23, 5, 3, 16. На 60-90% несколькими автобусными маршрутами дублируется практически каждый троллейбусный маршрут.
Схема муниципального автобусного маршрута N 16, троллейбусного маршрута N 3 дублируется на 100% схемой межмуниципального пригородного автобусного маршрута N 131, Схема муниципального автобусного маршрута N 10 дублируется на 100% схемой межмуниципального пригородного автобусного маршрута N 510. Схемы маршрутов автобуса N 7 и N 119; N 27 и N 29, 401; N 7 и N 17, 19; N 5 и N 16 на 60-80% дублируют друг друга на основных пассажирообразующих участках.
На сегодняшний день только 10 муниципальных автобусных маршрутов из 34 не имеют дублирования схемы другим маршрутом, превышающего 50%.
Подобная ситуация приводит к нездоровой конкуренции между частными перевозчиками, невыполнению графиков движения, превышению эксплуатационной скорости, опозданиям транспорта, эксплуатационным и экономическим потерям, снижению уровня безопасности и культуры пассажирских перевозок.
Кроме того, при всей развитости маршрутной сети, остро стоит проблема транспортной доступности для жителей новых микрорайонов, появившихся в связи с активным жилищным строительством (мкр. Радужный, мкр. Подсолнухи, мкр. Зеленые горки, мкр. Наука, д. Родионово, п. Заварзино, Левобережье, мкр. Залесье). Агломерация г. Томска, г. Северска, Томского района, их связь между собой не только по территориальному признаку, но и различным экономическим, социальным и культурным особенностям, изменение районов проживания населения и мест работы и учебы в течение последних 30 лет, значительный рост частного автомобильного транспорта на дорогах города - эти объективные факторы уже сейчас не позволяют решить проблему транспортной доступности только незначительными изменениями маршрутной сети.
Следует отметить, что при всеобщей автомобилизации, с каждым годом снижается пассажиропоток. Об этом свидетельствуют данные о количестве перевезенных по регулярным маршрутам пассажиров, подаваемые представителями перевозчиков ежегодно для паспортов маршрутов. При этом количество автобусов не сокращается, что приводит к увеличению количества маршрутов, а также времени работы с низкой рентабельностью.
По данным причинам, перевозчики постоянно предлагают закрыть (изменить) нерентабельные маршруты либо требуют значительного повышения тарифов. Это также обусловлено низкой плотностью сети магистральных улиц, недостаточными транспортно-эксплуатационными характеристиками дорог, несбалансированностью маршрутов городского пассажирского транспорта.
Таким образом, оптимизация (совершенствование) маршрутной сети является важнейшим условием повышения качества пассажирских перевозок.
Решение указанной проблемы возможно только при проведении базисного обследования для корректировки комплексных транспортных схем города и формирования научно-обоснованных рекомендаций по оптимизации соотношения между муниципальным и коммерческим транспортом, обслуживающим г. Томск, г. Северск и Томский район, по совершенствованию работы перевозчиков на маршрутах, основанных на принципах логистики.
Для решения транспортной доступности активно застраиваемых районов (Зеленые Горки, Солнечный, Подсолнухи) необходимо в рамках программы предусмотреть организацию движения в новые микрорайоны одного из маршрутов горэлектротранспорта от Троллейбусного депо до микрорайона Подсолнухи, с перспективой соединения до пересечения ул. Иркутский тракт с ул. Беринга. В целях решения данной задачи целесообразно осуществление следующих мероприятий:
- Проектирование и строительство линии контактной сети от Троллейбусного депо по ул. Балтийская - ул. Осенняя, ул. Клюева - ул. Обручева до мкр. Подсолнухи. Протяженность около 6,5 км.
- Проектирование и строительство разворотного кольца и площадки отстоя транспортных средств на ул. Обручева.
- Строительство диспетчерского пункта модульного типа с подключением к коммуникациям.
Для продления маршрута потребует приобретение для ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление" дополнительно около 10 единиц подвижного состава.
2. Система городского общественного транспорта
Система городского пассажирского транспорта в г. Томске сегодня представлена: 8 троллейбусными и 5 трамвайными маршрутами, обслуживаемыми ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление" и 34 автобусными маршрутами, обслуживаемыми 354 (!) частными перевозчиками. Доля транспорта частных перевозчиков на муниципальных маршрутах составляет 85% (около 700 ед. автобусов) в общем объеме транспортных средств, ежедневно выходящих на линию. Долю частного транспорта в объеме перевозок не представляется возможным установить ввиду отсутствия объективных данных по пассажиропотоку по частным перевозчикам.
На одном маршруте количество перевозчиков нередко превышает 20 ед., что негативно сказывается на организации работы маршрута в целом. Отсутствие четкой системы внутренней диспетчеризации и служб эксплуатации выражается в отсутствии распределения графика работы между отдельными автобусами (водителями) на плановый период и приводит к частым неисполнениям графика движения по маршруту. Система нерегламентированного выхода на линию и применение интервального расписания без закрепления выполнения графиков (рейсов), приводит к тому, что водители выполняют только рентабельные рейсы, тогда как в остальное время работа перевозчиков и их работников осуществляется по их желанию.
Проверки, проведенные специалистами МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок, выявляют большое количество нарушений утвержденного расписания, особенно в вечернее время и в выходные (праздничные) дни, а также требований, предъявляемых к подвижному составу. Так, интервал по многим маршрутам в вечернее время кратно превышает установленный. Подтверждают некачественную работу частных перевозчиков и многочисленные обращения в органы власти населения и депутатов.
Пассажирские перевозки в муниципальном образовании "Город Томск" на протяжении последних 10 лет осуществляются автобусами средней вместимости, не предназначенными для обслуживания городских маршрутов и не отвечающими современным требованиям к качеству и комфортности перевозок. Высокий уровень пола, неудовлетворительные возможности вентиляционных систем не соответствует потребностям пассажиров пожилого возраста, пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а также пассажиров с детскими колясками. Само техническое состояние и внешний вид подвижного состава вызывают жесткую и обоснованную критику потребителей.
Кроме того, на сегодняшний день, только 117 единиц автобусов из 872 эксплуатируются в рамках установленного ресурса эксплуатации, что, несомненно, оказывает негативное влияние на уровень безопасности перевозок.
Ввиду вышеперечисленных обстоятельств сложилась достаточно парадоксальная ситуация: при общем избытке подвижного состава на линии имеет место недостаток транспортных средств, рост времени ожидания на отдельных маршрутах и особенно в вечерние часы, переполнение подвижного состава в часы пик.
Для устранения данной проблемы необходимо изменение маршрутной сети, а также установление новых четких требований к подвижному составу, используемому в работе по муниципальным маршрутам, по пассажировместимости, сроку эксплуатации, экологическому классу, комфортности, а также неукоснительное их соблюдение путем включения соответствующих требований в договоры на перевозку.
Работа большого количества пассажирского транспорта, экологически устаревшего и предельно изношенного, недостаточное развитие городского электрического транспорта оказывает негативное влияние на экологическую обстановку в городе.
По данным комитета по охране окружающей среды Томска и Томской области атмосферный воздух загрязнён практически над всей территорией города. В большей его части, расположенной вокруг городских лесов и вдалеке от промышленных предприятий, отмечается повышенный уровень загрязнения. Основные кварталы городской застройки, в том числе центр города, Воскресенская гора, Каштак, Томск-II, Высотный, район вдоль Сибирской улицы, Нижняя Елань, Южная площадь и Степановка, страдают от высокого уровня загрязнения. Несколько районов характеризуются очень высоким уровнем загрязнения. В число таких районов попали окрестности Бердской улицы, пр. Мира, Иркутского тракта, спичфабрики "Сибирь", ТНХК, Татарская слобода, а также обширный район, включающий Верхнюю Елань, Юрточную гору и ГРЭС-2.
Основная часть транспортного потока муниципального образования Город Томск проходит через центральные магистрали города (пр. Ленина, пр. Фрунзе, пр. Кирова), в результате чего эмиссия загрязняющих веществ от автотранспорта приходится на приземный слой атмосферы высотой до 2-х метров. Наиболее остро стоит проблема активного загрязнения приземного слоя атмосферы соединениями свинца, который относится к тяжелой группе металлов. Тяжелые металлы являются канцерогенными веществами и провоцируют развитие онкологических заболеваний.
Преимущества общественного транспорта известны давно. Согласно подсчётам, для перевозки одного пассажира на один километр пути при использовании личного автомобиля в атмосферу выбрасывается 8 литров отработанных газов. Автобус малой вместимости на одного пассажира выбрасывает 3 литра вредных веществ, для автобуса большой вместимости данный показатель равен 1 литру отработанных газов. Автобусы в настоящее время переходят на использование более дешевого и экологически чистого газового топлива, что, однако полностью не исключает наличие вредных выбросов в атмосферу. В настоящее время переведено на газомоторное топливо более 70% подвижного состава, что, в свою очередь вызвало нехватку газовых заправок и росту эксплуатационных затрат, связанных с недостаточной мощностью и удаленностью АГНКС. У троллейбуса вредных выбросов нет вообще.
В этой связи, для устранения негативного влияния на экологическую обстановку в городе, необходимо развитие сети маршрутов горэлектротранспорта.
Единственное в городе муниципальное предприятие - ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление" имеет в хозяйственном ведении 132 ед. подвижного состава, в том числе 42 ед. трамваев и 90 ед. троллейбусов и осуществляет перевозку пассажиров по 8 троллейбусным, 5 трамвайным маршрутам. При этом 19 трамваев выпущены в 1984-1988 гг., а 11 - в 1992-1997 гг. Таким образом, соответствуют современным требованиям только 14 трамваев. Это значительно увеличивает время простоя в ремонте и снижает надежность эксплуатации подвижного состава на линии. Также 9 из 90 троллейбусов имеют срок службы более 15 лет и нуждаются в замене на более современные модели. Ежедневно на линию по муниципальным маршрутам выпускается до 64 троллейбусов, 34 трамваев. Вместе с тем оптимальное обслуживание уже существующих маршрутов требует выпуска на линию 75 троллейбусов и 35 трамваев. С учетом предполагаемого продления троллейбусного маршрута до мкр. Зеленые Горки выпуск муниципального электротранспорта должен составлять до 120 единиц (85 троллейбусов и 35 трамваев) в рабочий день. Максимальная вместимость парков (до 110 троллейбусов и до 50 трамваев) позволяет выпускать такое количество транспортных средств, исходя из необходимого времени простоя в ремонте, а также с учетом увеличения инвентарного числа троллейбусов и замены изношенного подвижного состава.
С 01.01.2013, в связи со сложным финансовым состоянием и отсутствием средств в городском бюджете на компенсацию убытков от перевозки пассажиров муниципальными автобусами, ТГУМП "Трамвайно-троллейбусное управление" вынуждено было отказаться от автобусного подразделения, расположенного на пр. Мира, 52, и, следовательно, от обслуживания муниципальными автобусами ЛиАЗ 5256 автобусных маршрутов N 18, 81, 33, 34. Закрытие муниципального парка вызвало негативную реакцию пассажиров. По их мнению, полная монополизация рынка пассажироперевозок автобусами частных перевозчиков негативно сказалась на качестве и безопасности. Кроме того, муниципальный электротранспорт остается на сегодня практически единственным транспортом большой вместимости в системе пассажирских перевозок в городе Томске.
Приобретённые с 2007 по 2011 в муниципальную собственность 73 троллейбуса составляют 81 % от общего количества, эксплуатирующихся в настоящее время на муниципальных маршрутах Города Томска троллейбусов.
Анализ пассажиропотока в динамике по 2006-2013 годов свидетельствует о снижении количества пассажиров, перевезенных ТГУМП "ТТУ", что объясняется закрытием движения троллейбуса при строительстве развязки по ул. Пушкина в 2011-2012 годах, а также занижением удельного веса ТГУМП "ТТУ" при распределении финансовых средств областного бюджета между перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров по ЕСПБ в 2013 году.
В целом на протяжении последних трех лет наблюдается снижение объема городских пассажирских перевозок, основными причинами которого остаются:
- неоптимальная маршрутная схема;
- износ подвижного состава, как муниципального, так и частного - снижение комфорта перевозок;
- кадровый дефицит - недостаток водителей;
- частое невыполнение графиков движения, снижение времени работы в вечерние часы;
- отсутствие на линии автобусов средней и большой вместимости;
- рост количества частного автотранспорта.
Кроме этого следует отметить, что ТГУМП "ТТУ" имеет серьезную социальную нагрузку, осуществляя перевозку в рамках неравной конкуренции, по проездным билетам и ЕСПБ, несет ряд расходов по содержанию вверенного муниципального имущества, которые отсутствуют у частных перевозчиков, а именно расходы по содержанию рельсового хозяйства, контактной сети.
В течение 2009-2011 гг. ТГУМП "ТТУ" в связи с утверждением экономически необоснованных тарифов получило убытки в размере более 250 млн. руб. В связи с этим на 01.01.2014 г. имеется задолженность муниципального предприятия по банковским кредитам и перед прочими кредиторами в сумме до 158,5 млн. руб. В настоящее время финансовая ситуация на предприятии стабилизирована, вместе с тем, до перехода на новую схему предоставления субсидии - в зависимости от пассажиропотока - необходимо обеспечить снижение финансовой зависимости предприятия и погасить большую часть указанных обязательств.
Объем расходов на погашение обязательств, вызванных убытками прошлых лет не зависит от количества перевезенных пассажиров и в целях сохранения системы муниципального электротранспорта необходимо существенное снижение обязательств предприятия в течение 2014-2015 гг.
Несмотря на существенный вклад коммерческого транспорта перевозку пассажиров, муниципальный пассажирский транспорт остается наиболее надежным видом транспорта, гарантирующим выполнение социальной функции общественного транспорта. Поэтому проблема повышения эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта должная рассматриваться органами местного самоуправления как ключевая при повышении качества транспортного обслуживания населения. Устойчивые показатели результатов работы муниципального пассажирского транспорта позволяют органам местного управления последовательно реформировать регулируемый рынок транспортных услуг. С учетом вышеизложенного, особое внимание следует уделить вопросу создания автотранспортного предприятия на принципах частно-государственного партнерства.
Для этих целей будет рассмотрена возможность использования муниципального имущества - автобусов, прав аренды в качестве взноса в уставный капитал такого предприятия.
Несмотря на большое количество документов, регламентирующих работу транспортной системы, законодательная и нормативно-правовая базы на региональном и местном уровне недостаточны для эффективного регулирования и управления в области городского пассажирского транспорта, что негативно сказывается на качестве обслуживания населения.
Действующих нормативных правовых актов недостаточно для осуществления взаимодействия перевозчиков различных форм собственности с государственными и муниципальными органами управления, в том числе в части предоставления им равных возможностей участия на рынке пассажирских перевозок. Так, у большинства перевозчиков, работающих на одном маршруте, различные условия и сроки действия договоров, заключенных с Заказчиком перевозок. В связи с этим управление маршрутом сводится к индивидуальной работе с несколькими предпринимателями и их сотрудниками в "ручном режиме", что крайне негативно влияет на единство организационного процесса пассажироперевозок в г. Томске и на его эффективность.
Пересмотр предельного размера тарифа на оплату проезда в пассажирском транспорте общего пользования (автобусе) состоялся июне 2013 года. Тариф составил 15 руб. за одну поездку в автобусе (для пенсионеров "по старости" - 12 руб.) и 10 руб. за одну проездку в электротранспорте.
Тариф на муниципальные маршруты, обслуживающие присоединенные территории (Лоскутово, Светлый, Эушта, Дзержинское, пос. 105 кв.), рассчитывается исходя из километража и иногда более чем в 2 раза превышает "городской" тариф.
Перевозчики постоянно заявляют о социальной ориентированности тарифа, его несоответствии экономическим расчетам. По мнению перевозчиков, маршруты, обслуживающие присоединенные территории муниципального образования "Город Томск", отмечаются низким, нестабильным пассажиропотоком и загрузкой салонов автобусов в среднем до 37 % (полная загрузка в часы "пик" отмечена только в одном направлении). Особенно ощущается снижение пассажиропотока по всем направлениям в вечернее время.
Между тем, население города Томска постоянно обращается в органы власти о необоснованности повышения тарифа проезд в автобусах, просьбами снизить тариф на проезд для отдельных категорий (пенсионеры, школьники, студенты, ветераны, инвалиды) и установить "городской" тариф на всей территории муниципального образования "Город Томск".
До настоящего времени процедура утверждения экономически обоснованных тарифов усложнялась по следующим причинам:
- Отсутствие объективных данных по пассажиропотоку по частным перевозчикам;
- Отсутствие прозрачных бухгалтерских документов о доходах и расходах частных перевозчиков;
- Отсутствие в городе Томске возможности введения мультитарифных схем расчета за проезд на основании систем сбора и учета электронных платежей в качестве оплаты.
Для решения указанной проблемы необходимо проведение независимой экспертизы тарифов на все виды перевозок, в том числе на основе данных изучения пассажиропотока.
Недостатки в системе формирования и управления пассажирских перевозок приводят к оттоку профессиональных кадров. В последние годы профессия водителя, к сожалению, потеряла свою популярность. На сегодняшний день проблема кадрового обеспечения является одной из основных и у муниципального транспортного предприятия, и у частных перевозчиков. Проявляется данная проблемы в дефиците специалистов, ремонтных рабочих, наиболее серьезной выглядит нехватка водителей.
Вследствие наблюдаемого дефицита кадров растет количество дорожно-транспортных происшествий с участием городского пассажирского транспорта, что показывает низкое качество подготовки водителей. Неуклонно снижается качество и культура обслуживания пассажиров.
Одной из основных причин дефицита молодых водительских кадров специалисты считают отсутствие мероприятий по популяризации общественного транспорта, в том числе по популяризации профессии водителя пассажирского транспорта.
В целях совершенствования профессионального мастерства водителей общественного городского транспорта, популяризации специальности "водитель пассажирского транспорта", выявления лучших автотранспортных предприятий по массовому вовлечению в конкурс водителей и выявления лучших водителей необходимо в рамках предлагаемой программы выделить средства на проведение профессиональных конкурсов, а также проведение информационной кампании.
3. Уровень комфорта и безопасности городского общественного транспорта
Система общественного пассажирского транспорта должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов территории с учетом перспектив развития населенных пунктов.
Всеобщая автомобилизация населения и бессистемно сформированная маршрутная сеть пассажирского транспорта привели к тому, что движение городского пассажирского транспорта в центре города осуществляется со средней скоростью от 15 до 18 км/ч. На территории муниципального образования "Город Томск" действует 565 остановок автобуса и троллейбуса и 90 остановок трамвая, 12 из которых совпадает с автобусными остановками.
Остановки пассажирского транспорта не справляются с количеством подвижного состава: одновременно на одну остановку в центре города подходит от 4 до 7 единиц транспорта. Более половины остановок не оборудованы в соответствии с установленными требованиями: отсутствуют остановочные и посадочные площадки, автопавильоны. Дизайн и функциональность остановочных комплексов не соответствуют требованиям, объективно предъявляемым в современных условиях к подобным объектам. Низкая пропускная способность улично-дорожной сети и отсутствие надлежащим образом обустроенных объектов транспортной инфраструктуры приводит к тому, что все чаще появляются заторы, возникают аварийные ситуации в "часы пик", что приводит к дополнительному загрязнению окружающей среды. Все эти проблемы оцениваются как общее ухудшение качества пассажироперевозок. Кроме того, площадки для межрейсового отстоя пассажирского транспорта на конечных остановках также не оборудованы и не вмещают весь подвижной состав.
Для решения указанной проблемы необходимо проведение комплекса мероприятий по оборудованию остановок в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования". Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения. Размещение отстойно-разворотных площадок общественного транспорта регламентируется требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.".
Существующие в настоящий момент диспетчерские службы большинства частных перевозчиков лишь формируют графики движения транспортных средств по маршрутам и фиксируют отправление транспортных средств с конечных остановок и их прибытие на конечные и контрольные остановочные пункты. Отсутствует и централизованная система синхронизации графиков движения, контроля над изменениями в маршрутах и информирования других участников движения об этих изменениях.
Между тем, при подключении бортового навигационного оборудования глонассранспортных средств к навигационной системе любой коммерческой фирмы такая фирма будет осуществлять мониторинг за движением транспортных средств, в то время как диспетчеры осуществляют оперативную корректировку движения, опираясь на утвержденные графики и регламенты.
В настоящее время, на территории Города Томска и Томской области установку оборудования глонасса пассажирские транспортные средства и сбор данных с него на серверы осуществляет 8 конкурирующих коммерческих организаций, каждая работает с различным оборудованием, работающим со своими уникальными структурами данных, вследствие этого возникает проблема невозможности обмена информацией, как между диспетчерскими центрами конкурирующих фирм, так и между каждым центром и единой службой мониторинга/диспетчеризации города.
Для координации и контроля работы перевозчиков, создания единой структуры управления пассажирским транспортом, объединения электронных баз данных перевозчиков, транспортных средств и системы глонасс-контроля необходимо выделение средств МБУ "Центр организации пассажирских перевозок и контроля".
Современные государственные стандарты, предъявляемые к пассажирским транспортным средствам, регламентируют установку в салоне и кабине транспортного средства тревожных кнопок, позволяющих оперативно передать сообщение тревоги на пульт ответственных ведомств. Кроме того, проект по внедрению системы эра-глонасс на территории Российской Федерации предполагает интеграцию в неё всех единиц транспорта с возможностью информирования серверного центра системы мониторинга, а также и управления МЧС России по Томской области о происходящих аварийных и чрезвычайных ситуациях на дороге с указанием точных географических координат.
Государственные стандарты также регламентируют установку дополнительного оборудования, такого как средства голосовой связи с водителем и средства обмена текстовыми сообщениями по сотовым и/или спутниковым каналам связи.
В настоящее время такое оборудование отсутствует на большинстве транспортных средствах города Томска.
Для проведения данных мероприятий необходимо выделение средств в виде субсидии МБУ "Центр организации пассажирских перевозок и контроля".
Отсутствие систем видеонаблюдения за остановочными комплексами не препятствует случаям вандализма и разбойных нападений на остановках общественного транспорта, приводит к невозможности контролировать соблюдение правил дорожного движения транспортными средствами при подъездах к остановочным комплексам, при посадке и высадке пассажиров. Отсутствие систем видеонаблюдения в салонах транспортных средств не позволяет оперативно реагировать на случаи безбилетного проезда, карманных краж, вандализма, на иные действия пассажиров, противоречащие законам и нормам поведения в общественных местах.
Выделение средств МБУ "Центр организации пассажирских перевозок и контроля"в рамках настоящей программы на внедрение систем видеонаблюдения за остановочными комплексами и в салонах транспортных средств, системы тревожных кнопок на остановках позволило бы передавать оперативную информацию в районные Отделения внутренних дел и способствовало бы снижению преступности.
Несовершенство системы организации и контроля пассажирских перевозок подтверждается количеством обращений, поступающих в администрацию города Томска.
Только за 2013 год в отдел организации пассажирских перевозок и контроля департамента городского хозяйства администрации Города Томска поступило более 400 претензий, в МБУ "Центр организации пассажирских перевозок и контроля" - более 1350.
Многочисленные нарушения подтверждают результаты мониторинга, регулярно проводимого и специалистами МБУ "Центр организации пассажирских перевозок и контроля", и сотрудниками Заказчика перевозок, в ходе которого выявляются факты нарушения расписания и схемы движения, проезда мимо остановок, неуважительного поведения со стороны водителей, отсутствия в салоне кондуктора.
Для обеспечения работы центральной диспетчерской службы, диспетчерской службы ТГУМП "ТТУ" и служб информирования пассажиров необходимо в рамках программы выделение средств для интеграции всех перевозчиков в ЦДС и осуществление перехода на полное автоматизированное управление из ЦДС.
III. Основные цели и задачи муниципальной программы
Основной целью Программы является Развитие устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Совершенствование маршрутной сети городского общественного
2. Модернизация системы городского общественного транспорта
3. Повышение комфорта и безопасности городского общественного транспорта
IV. Этапы муниципальной программы и сроки их реализации
Программа рассчитана на реализацию в 2014-2020 годах.
V. Перечень основных мероприятий и ресурсное обеспечение программы
Ввиду отсутствия на момент утверждения Программы лимитов финансирования в достаточном объеме по всем мероприятиям Программы предполагается, что финансированию подлежат мероприятия с высоким приоритетом реализации. По остальным мероприятиям Программы предполагается реализация и финансирования в случае выявления дополнительных доходы бюджета города Томска. Перечень основных мероприятий Программы, обладающих высоким приоритетом реализации с указанием финансирования по срокам реализации указан в Приложении 2. к настоящей Программе. Перечень всех мероприятий Программы с указанием необходимого финансирования (потребности) по срокам реализации указан в Приложении 2.1. к настоящей Программе.
Задача 1. Оптимизация маршрутной сети городского общественного транспорта
Мероприятие 1. Проведение обследования пассажиропотоков на общественном транспорте всех форм собственности.
В 2014 году в рамках Программы начнется комплексное обследование УДС, пассажиропотока и маршрутной сети города Томска с учетом реальных потребностей населения, пропускной способности УДС и обеспечения транспортного обслуживания новых микрорайонов города и агломерации Томск-Северск-Томский район на основании разработанного технического задания на указанное обследование, которое завершится к сентябрю 2015 года. Это мероприятие является базовым для формирования в последующем оптимальной для города маршрутной сети, расчета экономически обоснованного тарифа на проезд. Цель обследования - получение информации о работе ГПТ, интервалах движения ПС на маршрутах, их загрузке, объемах перевозок, составе транспортных и пассажирских потоков и загрузке остановочных пунктов.
Стоимость затрат - до 8000 тыс. руб.
Мероприятие 2. Разработка и утверждение единой городской маршрутной системы общественного транспорта.
На основании проведенного исследования пассажиропотоков будет разработана и утверждена новая маршрутная схема (либо проведена корректировка старой) с учетом научно обоснованных рекомендаций и требований пассажиров. Исполнитель - Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска. Срок исполнения - 01.11.2015 г.
Мероприятие 3. Проведение конкурсов на право заключения договора на организацию и осуществление услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами по маршруту(ам) регулярных перевозок в городском (пригородном) сообщении.
Затем, начиная с 2015 года начнется процедура полноценного конкурентного распределения городских маршрутов на конкурсной основе. Срок - до 15.12.2015 г.
Мероприятие 4. Повышение транспортной доступности для жителей микрорайонов Зеленые Горки, Солнечный, Подсолнухи маршрутами горэлектротранспорта.
В настоящее время имеется возможность обеспечения жителей активно застраиваемых районов (Зеленые Горки, Солнечный, Подсолнухи) услугами муниципального транспорта. В рамках программы предполагается продление троллейбусного маршрута N 6 от ост. Восточная (Троллейбусное депо) по ул. Балтийская - ул. Осенняя, ул. Клюева - ул. Обручева до мкр. Подсолнухи (ориентир - остановка близ дома по ул. Герасименко 3/16). В перспективе с соединением до пересечения ул. Иркутский тракт с ул. Беринга. Предполагается строительство контактной сети до кольца на ул. Клюева. Далее маршрут будет продлен за счет использования на маршруте троллейбусов с автономным ходом до 30 км. Маршрут продлится по ул. Обручева до мкр. Подсолнухи (ориентир - остановка близ дома по ул. Герасименко 3/16). Протяженность нового маршрута около 6,5 км, протяженность линии 7,0 км (в обе стороны).В целях решения данной задачи целесообразно осуществление следующих мероприятий:
- Проектирование контактной сети от Троллейбусного депо по ул. Балтийская - ул. Осенняя - ул. Клюева, а также проектирование разворотного кольца и площадки отстоя транспортных средств на ул. Обручева. Срок первый квартал 2015 г. Стоимость затрат до 5 000 тыс. руб. Источник финансирования - бюджет МО "Город Томск".
- Строительство указанной линии контактной сети. Срок 1-й квартал 2015 г. - 3-й квартал 2016 г. Стоимость затрат до 30 000 тыс. руб. Источник финансирования- бюджет МО "Город Томск".
- Строительство. разворотного кольца и площадки отстоя транспортных средств на ул. Обручева. Срок 2-й квартал 2016 - 3-й квартал 2016 г. Стоимость затрат до 10 000 тыс. руб. Источник финансирования - бюджет МО "Город Томск".
- Строительство диспетчерского пункта модульного типа с подключением к коммуникациям. Стоимость затрат до 2 500 тыс. руб. Источник финансирования - бюджет МО "Город Томск".
Продление маршрута потребует выхода на линию дополнительно до 13 единиц подвижного состава. Количество перевозимых пассажиров - до 3 млн. чел. в год.
Задача 2. Модернизация системы городского общественного транспорта
Мероприятие 5. Разработка и принятие нормативной документации по регулированию отношений в сфере пассажирских перевозок.
Мероприятие 6. Разработка и утверждение нормативных актов, предусматривающих требования по повышению уровня комфортности и безопасности для пассажиров при ожидании транспорта на остановочных пунктах
Мероприятие 7. Оказание информационно-справочных услуг по работе пассажирского транспорта (телефон, почта, сайт), обработка жалоб пассажиров
Осуществляется МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок"
Мероприятие 8. Формирование тарифной политики в сфере городских пассажироперевозок на всех видах общественного транспорта. Ежегодный пересмотр тарифов.
Наряду с утверждением и разработкой новой маршрутной схемы общественного транспорта города Томск будет проведена экспертиза тарифов на все виды перевозок независимым аудитором. Источник финансирования мероприятия - средства перевозчиков.
С января 2015 года будет осуществляться ежегодный пересмотр экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров, а также субсидирование текущих расходов ТГУМП "ТТУ" на перевозку пассажиров в зависимости от экономически обоснованного тарифа и количества перевезенных пассажиров.
Мероприятие 9. Предоставление субсидии юридическим и физическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования "Город Томск", за счет бюджета муниципального образования "Город Томск" с учетом показателей эффективности деятельности.
В целях повышения заинтересованности основного муниципального предприятия в росте показателей пассажироперевозок предлагается одновременно с утверждением новой маршрутной схемы и утверждением экономически обоснованного тарифа на все виды перевозок осуществлять субсидирование ТГУМП "ТТУ" в виде разницы экономически обоснованного тарифа и утвержденного тарифа.
Согласно предварительным расчетам в течение срока действия программы необходимы следующие средства, направляемые в рамках субсидии на обеспечение населения города Томска услугами электротранспорта.
Таблица
Предоставление
субсидии юридическим и физическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования "Город Томск", за счет бюджета муниципального образования "Город Томск" с учетом показателей эффективности деятельности
Наименование статей |
Ед. изм. |
Факт 2013 |
Плановый период |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Пассажиропоток |
тыс. чел. |
22 993,0 |
22 993,0 |
22 993,0 |
25 300,0 |
28 300,0 |
28 800,0 |
29 500,0 |
30 000,0 |
Утвержденный тариф на перевозку |
руб. |
7,00 / 10,00 |
10,00 |
14,0 |
15,0 |
16,0 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
Экономически обоснованный тариф |
руб. |
17,50 |
20,54 |
22,22 |
22,78 |
21,42 |
21,50 |
21,30 |
22,00 |
Возмещение на одного пассажира (2013-2015 гг. - справочно) |
руб. |
12,97 |
9,34 |
8,34 |
7,78 |
5,42 |
3,50 |
2,30 |
2,00 |
Субсидия ТГУМП "ТТУ", тыс. руб.: |
298 156,1 |
214 702,1 |
191 807,5 |
196 807,5 |
153 386,0 |
100 800,0 |
67 850,0 |
60 000,0 |
Существенный объем субсидии в 2015-2016 гг. необходим предприятию для погашения обязательств по кредитам, вызванных убытками 2010-2012 гг. и перехода на субсидирование в зависимости от пассажиропотока. Требуется выделение предприятию 100 000,0 тыс. руб. для финансового оздоровления - погашения банковских кредитов (учтено в размере субсидии). В последующие годы субсидия значительно снижается за счет реализации мероприятий Программы.
Мероприятие 10. Внедрение автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда "Электронный билет" в муниципальном транспорте.
В целях совершенствования системы учета оплаты проезда в общественном транспорте в рамках Программы будет внедрена технология "электронных платежей", преимущества которой: удобство использования, возможность внедрения мультитарифных форм расчета точный автоматизированный учет количества перевезенных пассажиров и пассажиропотока (в том числе пассажиров, перевезенных по единым социальным проездным билетам) позволят осуществлять компенсацию доходов транспортным предприятиям в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан, даст возможность прогнозировать и оптимизировать доходные и расходные части городского бюджета.
В рамках программы предлагается внедрить систему "Электронный билет" на базе муниципального предприятия с последующим развитием системы на все виды перевозок в городе Томске.
Эксплуатация подобных систем в других регионах России выявила ряд существенных недостатков - увеличение времени расчетов, появление кассовых разрывов, ограниченность применения, низкая функциональность, отказ частных перевозчиков от внедрения. В настоящее время появляются
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.