Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июля 2015 г. N 466-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0869100000415000158 на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности автотранспорта ГУ МВД России по Челябинской области, в присутствии:
- представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области" действующего на основании доверенности N 1 от 07.07.2014;
- представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области" действующего на основании доверенности N 86 от 26.03.2015;
- члена конкурсной комиссии, личность удостоверена паспортом;
- представителя ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 13.07.2015;
- представителя ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 01.08.2014;
- представителя ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 02.12.2013;
- представителя ОАО "АльфаСтрахование", действующего на основании доверенности N 1315/15 от 13.01.2015;
- представителя СОАО "ВСК", действующего на основании доверенности от 22.01.2015;
- представителя СОАО "ВСК", действующего на основании доверенности от 02.02.2015;
- представителя ОСАО "Ингосстрах", действующего на основании доверенности от 03.09.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.07.2015 поступила жалоба ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Челябинской области на действия конкурсной комиссии при проведении рассматриваемого конкурса.
Кроме того, в антимонопольный орган поступили обращения ОСАО "Ингосстрах", ОАО "АльфаСтрахование" о нарушении законодательства о контрактной системе, допущенные заказчиком при проведении указанного конкурса.
В связи с тем, что предметом рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки является единый объект закупки, Комиссией принимается решение объединить указанные процедуры в одно производство.
Заказчиками совместных торгов выступили Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области", Управление МВД России по городу Челябинску, Управление МВД России по городу Магнитогорску Челябинской области, Отдел МВД России по городу Миассу, Межмуниципальный отдел МВД России "Златоустовский" Челябинской области, Отдел МВД России по Агаповскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Аргаяшскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Ашинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Брединскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Варненскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Верхнеуральскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Верхнеуфалейский" Челябинской области, Отдел МВД России по Еманжелинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Еткульскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Карталинский" Челябинской области, Отдел МВД России по Каслинскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Катав-Ивановский" Челябинской области, Отдел МВД России по Кизильскому району Челябинской области, Отдел МВД России по городу Копейску Челябинской области, Отдел МВД России по Коркинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Красноармейскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Кунашакскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Кыштымский" Челябинской области, Отдел МВД России по Нагайбакскому району Челябинской области, Управление МВД России по ЗАТО город Озерск Челябинской области, Отдел МВД России по Октябрьскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Пластовскому району Челябинской области, Отдел МВД России по Саткинскому району Челябинской области, Отдел МВД России по ЗАТО город Снежинск Челябинской области, Отдел МВД России по Сосновскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России по ЗАТО город Трехгорный Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Троицкий" Челябинской области, Отдел МВД России по Уйскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Чебаркульский" Челябинской области, Отдел МВД России по Чесменскому району Челябинской области, Межмуниципальный отдел МВД России "Южноуральский" Челябинской области.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 23.06.2015 14:56 (MSK+2 (UTC+5) Екатеринбург, Челябинск, Уфа) (по местному времени организации, осуществляющей закупку).
Начальная цена контракта Конкурса - 16 206 494 рублей 78 копеек.
По состоянию на момент рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки контракты по объекту рассматриваемой закупки не заключены.
Согласно доводам жалобы ООО "Росгосстрах" конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку общества ввиду отсутствия в составе заявки предложения о цене контракта.
При этом обществом предоставлено предложение о цене контракта как в первоначальной поданной заявки, а затем обществом предоставлено предложение о цене контракта с внесенными изменениями, что допускается в соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам обращений ОАО "АльфаСтрахование" и ОСАО "Ингосстрах" организатор торгов создал преимущественные условия участия в торгах ООО "Росгосстрах" и СОАО "ВСК", так как платежные поручения указанных участников, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, исполнены до объявления закупки.
С доводами жалобы ООО "Росгосстрах" представитель организатора торгов, член конкурсной комиссии не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснили, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Заявка ООО "Росгосстрах" подлежала отклонению ввиду отсутствия надлежащего предложения о цене контракта, при этом предложение о цене контракта, представленное обществом после подачи заявки, является не изменением, а дополнением к заявке, которое не предусмотрено действующим законодательством.
Представитель организатора совместных торгов с доводами обращений не согласился, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что действия заказчиков и организатора совместных торгов соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, действий, направленных на создание преимущественных условий одному или нескольким участникам закупки, заказчиком, конкурсной комиссией не совершалось.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 17.07.2015 заявка ООО "Росгосстрах" решением конкурсной комиссии подлежала отклонению, как несоответствующая требованиям конкурсной документации.
Как следует из части 3.5.1 Раздела 1 конкурсной документации описание поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) в заявках на участие в конкурсе производится участниками конкурса в соответствии с требованиями, указанными в настоящем подпункте, в Разделе "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ", а также в других разделах настоящей конкурсной документации. Отсутствие или неполное предоставление участником конкурса в заявке на участие в конкурсе сведений, перечисленных в настоящем пункте, является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе, как не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Пунктом 2 части 26 информационной карты конкурсной документации установлено, что заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара:
- участник закупки заполняет форму "ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА" раздела "Формы документов, представляемых участниками конкурса для участия в конкурсе";
- участник закупки заполняет форму "ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ЦЕНЕ КОНТРАКТА" раздела "Формы документов, представляемых участниками конкурса для участия в конкурсе".
Указанное заказчиком требование к содержанию и описанию предложения, а также к его форме соответствует пункту 2 части 2 статьи 51, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как следует из пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Таким образом, в конкурсной документации содержание и описание предложения, а также форма заявки является обязательным требованием, которые устанавливается заказчиком, и в соответствии с которой участник закупки формирует свое предложение.
С учетом изложенного, предложение о цене контракта должно быть представлено по форме, разработанной заказчиком, содержащее описание объекта закупки в объеме не меньше того, который указан документации о закупке.
В предложении о цене контракта, поданном в составе заявки ООО "Росгосстрах" от 23.06.2015 в 15.09, отсутствуют транспортные средства по позициям 653-765, принадлежащие Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области" (Приложение N 1 к разделу 2 информационной карты документации о закупке).
Таким образом, предложение о цене контракта ООО "Росгосстрах" содержит описание объекта закупки, не соответствующее конкурсной документации, что является основанием для отклонения заявки указанного участника, как не соответствующей пункту 2 части 26 информационной карты конкурсной документации.
Согласно статье 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона.
При этом, предоставленное статьей 43 Закона о контрактной системе право участника изменить заявку предполагает замену документов (как поданных первоначально, так и измененных), соответствующих требованиям конкурсной документации.
Так, предложение о цене контракта, поданное указанным участником в пакете документов, поименованным как "изменение заявки", фактически является предоставлением нового документа, так как первоначально поданное предложение о цене контракта является ненадлежащим, тогда как изменение заявки представляет собой замену документов, соответствующих конкурсной документации.
Таким образом, действия конкурсной комиссии по отклонению заявки ООО "Росгосстрах" являются правомерными ввиду несоответствия предложения о цене контракта указанного участника требованиям конкурсной документации.
2. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе предусмотрено, что проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, действия заказчика, которые приводят к ограничению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, запрещены как законодательством о контрактной системе, так и антимонопольным законодательством, как приводящие с созданию неравного доступа к участию в закупке, а, следовательно, к нивелированию конкуренции как правового регулятора правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, ограничение конкуренции должно подтверждаться достаточными и достоверными доказательствами, которые бы позволяли сделать вывод о создании заказчиком преимущественных условий определенному хозяйствующему субъекту.
Согласно пункту 26 Информационной карты конкурсной документации заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в разделе "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА" и в настоящем разделе конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса и в настоящем разделе конкурсной документации.
Также в указанном пункте Информационной карты конкурсной документации установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе, согласно которому заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестры банковских гарантий банковская гарантия).
Пунктом 31 Информационной карты конкурсной документации предусмотрены реквизиты счета для перечисления денежных средств, а также условие о том, что наименование платежа должно позволить идентифицировать закупку для участия в конкурсе в которой направляются денежные средства.
Извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 23.06.2015 14:56 (MSK+2 (UTC+5) Екатеринбург, Челябинск, Уфа) (по местному времени организации, осуществляющей закупку).
Дата и время начала подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.06.2015 15:00.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 02.04.2015 N ПВК1 заявки на участие в Конкурсе поданы участниками закупки в следующем порядке:
23.06.2015 15:09 Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах";
23.06.2015 15:26 Страховое акционерное общество "ВСК";
24.06.2015 08:30 Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах";
24.06.2015 08:31 Открытое акционерное общество "АльфаСтрахование";
24.06.2015 16:26 Закрытое акционерное общество "Московская акционерная страховая компания";
01.07.2015 11:55 Открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности".
Согласно платежному поручению N 5 от 23.06.2015 с отметкой банка Ф-л Банка ГПБ (АО) в г. Екатеринбурге, представленном в составе заявки Страховое акционерное общество "ВСК", общество перечислило на расчетный счет заказчика обеспечения заявки в размере 162 064, 95 копеек с указанием назначения платежа: обеспечение заявки на участие в конкурсе на оказание услуг ОСАГО. Номер торгов ЗК/5 Извещение N 0869100000415000158.
На заседании Комиссии обществом представлено письмо Ф-ла Банка ГПБ (АО) в г. Екатеринбурге, в соответствии с которым указано, что платежное поручение N 5 от 23.06.2015 принято к исполнению 23.06.2015 в 15:08:48.
Таким образом, поручение о списании денежных средств со счета общества в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе принято к исполнению после размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru извещения о проведении закупки с девятнадцатизначным номером и конкурсной документации с номером торгов, что не позволяет сделать вывод о создании заказчиком преимущественных условий участия в закупке указанному обществу, в том числе путем совершения действий, свидетельствующих о передаче заказчиком информации о закупке до размещения ее на официальном сайте, что привело к ограничению конкуренции.
Согласно платежному поручению N 19 от 05.06.2015 с отметкой Екатеринбургского филиала ОАО "РГС Банк", представленном в составе заявки ООО "Росгосстрах, общество перечислило на расчетный счет заказчика обеспечения заявки в размере 200 000, 00 копеек с указанием назначения платежа: обеспечение заявки на участие в конкурсе на оказание услуг ОСАГО.
Вместе с тем, в соответствии с размещенным на официальном сайте плане-графике закупок заказчика сведения о проведении указанной закупки размещены 27.05.2015 с указанием предмета закупки, начальной (максимальной) цены контракта и месяца проведения закупки, что позволяло обществу на равных условиях с другими участниками закупки внести денежные средства в качестве обеспечения заявки заранее, до опубликования процедуры закупки.
С учетом изложенного, у антимонопольного органа отсутствую основания для признания нарушений в действиях заказчика в части создания им преимущественных условий участникам закупки ввиду отсутствия доказательств совершения заказчиком действий, направленных на обеспечения доступа к информации о проведении закупки определенному кругу хозяйствующих субъектов.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Росгосстрах" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июля 2015 г. N 466-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2015