Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 10 июня 2015 г. N 485А-2015
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Адигюзелова К.А. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Зам. начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Гамзатова М.Г. - Ведущего специалиста-эксперта финансово-административного отдела Дагестанского УФАС России,
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Гарант" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Республиканская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303200036415000113 на поставку лекарственных препаратов для нужд ГБУ РД "Республиканская клиническая больница" (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
04.06.2015 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1) аукционная документация не содержит порядок и конкретные сроки поставки медикаментов;
2) Заказчиком объявлены несколько аукционов на закупку одних и тех же лекарственных средств, что по мнению Заявителя, ограничивает возможность участия в указанных аукционах;
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), а также на сайте оператора электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
30.05.2015 Заказчиком на Официальном сайте и сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
1. Комиссией установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены следующие сроки и порядок поставки товара, являющегося предметом закупки: "Срок поставки товара: С момента заключения контракта до 31 декабря 2015 года, согласно заявке Заказчика в течение 1-го рабочего дня, экстренные поставки - в течение 4-х часов с момента передачи заявки Поставщику. Доставка медикаментов по срочным показаниям в течение 2-х часов, по дополнительному требованию.".
Заявитель указывает, что в указанных условиях поставки не указано, какие поставки являются экстренными, а какие срочными. Так же Заявителю не ясна процедура подачи письменных заявок Поставщика.
По мнению Комиссии, из сформулированного Заказчиком в аукционной документации порядка и сроков поставки усматривается, что экстренными являются поставки, которые необходимо осуществить в течение 4-х часов с момента передачи заявки, а срочные - в течение 2-х часов по дополнительному требованию.
При этом, указанные сроки начинают исчисляться с момента передачи заявки поставщику, вне зависимости от способа передачи такой заявки.
Комиссия приходит к выводу, что способ передачи заявки Заявитель вправе был узнать путем подачи запроса на разъяснения положений документации об Аукционе или согласовать на этапе исполнения контракта с Заказчиком.
Таким образом, в действиях Заказчика по установлению сроков и порядка поставки товаров отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
2. Заявитель ссылается на то, что Заказчиком объявлены несколько аукционов на закупку одних и тех же лекарственных средств. По мнению Заявителя, такое разделение общего объема закупаемых медикаментов по разным аукционам ограничивает возможность участия в таких аукционах.
Комиссия считает данный довод необоснованным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит запретов на размещение нескольких Аукционов на закупку одного товара.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Заказчиком сформулированы требования ко второй части заявки в п. 6.2.3 части 1 аукционной документации "Общие условия проведения аукциона". В указанном пункте отсутствует требование о необходимости представить копии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и копий регистрационных удостоверений на предлагаемых к поставке лекарственных средств.
Согласно пунктам 2 и 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аукционная документация не раскрывает требования, содержащиеся в п. п. 2 и 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Комиссия считает, что без указания данных требований в аукционной документации участники закупки не будут информированы о тех документах, которые необходимо представить в составе второй части заявки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, документация об аукционе в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержит требования к составу второй части заявки не в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4. В п. 5.1 части 3 аукционной документации "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" Заказчиком установлено:
"На момент поставки остаточный срок годности Товара должен быть не менее, в случае:
- общего срока годности более 5-ти лет - остаточный срок годности, не менее 24 месяцев;
- общего срока годности от 4-х до 5-ти лет - остаточный срок годности, не менее 18 месяцев;
- общего срока годности от 3-х до 4-х лет - остаточный срок годности, не менее 12 месяцев;
- общего срока годности от 1-го до 3-х лет - остаточный срок годности, не менее 10 месяцев;
- общего срока годности до 1-го года - остаточный срок годности, не менее 7 месяцев.".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 18 Закона об обращении лекарственных средств для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат (далее - регистрационное досье).
В регистрационное досье включается, в том числе, проект инструкции по применению лекарственного препарата, содержащего, помимо прочего, срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности.
В процессе регистрации лекарственного препарата доказывается его эффективность, качество и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации лекарственного препарата означает его соответствие требованиям эффективности, качества и безопасности в период срока его годности.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке лекарственные препараты одного товарного рынка (либо один лекарственный препарат), но имеющие различные сроки годности (или различные остаточные сроки годности при зарегистрированных одинаковых сроках годности), в случае установления заказчиками разных требований к срокам годности поставлены в неравные условия и могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок.
Комиссия считает, что установление разных требований к остаточным срокам годности лекарственных препаратов ставит участников закупки в неравные условия и является нарушением правила описания объекта закупки, которое должно носить объективный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закон о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
5. В пункте 7.8 проекта государственного контракта установлено: "Срок возврата Заказчиком Исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Поставщиком) __________________.".
Из содержания указанного пункта усматривается, что Заказчиком не установлен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 27 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
М.Г. Гамзатов
Ш.М. Магомедов
Исп. Магомедов Ш.М.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 10 июня 2015 г. N 485А-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2015