Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 мая 2015 г. N 06-372/15т
изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия) в составе:
Игнатьевой А.А.-врионачальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителязакрытого акционерного общества "Лаборатория средств индикации" (далее -ЗАО "ЛСИ", Общество, заявитель):не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
от государственного заказчика Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) (далее - заказчик, единая комиссия, ФКУ "ИК N 1" УФСИН РС (Я)): Алексеев Л.Э. (представитель по доверенности), Бабикова И.Л. (без доверенности, в качестве слушателя),
рассмотрев жалобу ЗАО "ЛСИ"на действия заказчика ФКУ "ИК N 1" УФСИН по РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение одорологических имитаторов для нужд ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС(Я) (извещение N 0316100017115000012),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 годаN 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
21 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ЗАО "ЛСИ" на действия заказчика ФКУ "ИК N 1" УФСИН по РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение одорологических имитаторов для нужд ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС(Я)(извещение N 0316100017115000012).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 28 мая 2015 года в 14 часов 30 минут. Объявлен перерыв до 17 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалобаЗАО "ЛСИ"оглашена в полном объеме и из содержания которой следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления в описании объекта закупки требований к поставляемому товару,ограничивающих количество участников закупки: в п. 1. "Набор химических учебных реквизитов взрывчатых веществдля кинологической службы"Технического задания содержится указание на патенты РФ N2479203, приоритет 17 июня 2011года, N 2467564, приоритет 17 июня 2011года.
Указывает, что в силу требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в положениях аукционной документации не должны содержатся указания на патенты, поскольку это ведет к ограничению количества участников закупки.
В п. 2 "Набор химических учебных реквизитов наркотических веществ для кинологической службы" Технического задания указан компонентный состав товара, где по мнению заявителя, данный состав приведен без конкретизации наличия указанных веществ и их процентного содержания относительно каждого имитатора наркотического вещества.
Помимо вышеуказанного, по мнению Общества, противоречит действующему законодательству включение в компонентный состав имитаторов наркотических веществ уксусного ангидридас процентным содержанием не менее 10 в связи с тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность, связанная с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением прекурсоров подлежит обязательному лицензированию.
Согласно Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 года N 681, ангидрид уксусной кислоты с процентным содержанием 10 и болеевходит в Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV).
Указывает, что заказчиком, уполномоченным органом нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в части установления требований ограничивающих количество участников закупки.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчикапо жалобе ЗАО "ЛСИ" пояснил следующее.
Набор химических имитаторов запахов наркотических веществ для кинологической службы состоит из пяти наименований имитаторов - героина, кокаина, амфетаминов, каннабиса-гашиш, опия-сырца и процентное содержание химических компонентов каждого имитатора указано в общем на весь набор.
Указывают, что основным (базовым) компонентом является микроцеллюлоза(85%) и соответственно к каждому имитатору дополнительным компонентомможет быть или ацетилсалициловая кислота, или метиловый эфир бензойной кислоты, или пинен, или карен, или лимонен,или кариофилленоксид, или бензилэтиламин, или субстанция семян мака масличного, или пищевая сода, имитирующие фрагменты молекул определенного наркотика.
При этом, уксусный ангидрид может содержаться в нескольких имитаторах из пяти указанных и в сумме составлять 10% от веса единицы одного имитатора, т.е. в одном имитаторе может содержаться 2%, в другом 8%, что в сумме 10% на весь набор.
Вместе с тем, пояснили, что в лицензируется непосредственно ангидрид уксусной кислоты, при этом, заказчику необходима в качестве одорологическогокомпонента- ароматической добавки,имитирующей фрагменты молекул наркотика (героина)смесьсиликигеля, импрегнированный уксусным ангидридом.
В ходе рассмотрения дела, представитель с первым пунктом жалобы согласился, но, при этом, отметил, что заказчиком было принято указание в аукционной документации на патентыв силу специфики работы кинологической работы (поиск животных наркотических веществ и взрывчатых средств), а также, что наличие данных патентов гарантирует качество поставляемого товара.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
16 мая2015года на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" заказчикомразмещеноизвещение N 0316100017115000012о проведении электронного аукциона на приобретение одорологических имитаторов для нужд ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС(Я), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 169 583,00 руб.
До срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили две заявки с защищенными номерами 4048348 (ЗАО "ЛСИ"), 1078125 (ООО "ПК Реквизит").
28 мая 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N б/н.
Решением аукционной комиссии участник закупки N 1078125 (ООО "ПК Реквизит") допущен к участию в электронном аукционе, участнику закупки N 4048348 (ЗАО "ЛСИ") отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Электронный аукционе признан не состоявшимся.
На момент рассмотрения дела контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ЗАО "ЛСИ"обоснованнойпо следующим основаниям.
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуются положения аукционной документации в части установления в Техническом заданиисовокупность требований к поставляемому товару, ограничивающих количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Следовательно, в силу прямого указания в Законе о контрактной системе, запрещается указание в аукционной документации в отношении патентов, при этом, возможность указания эквивалента предусмотрена только при указании товарного знака, за исключением в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки является поставкатовара (одорологических имитаторов).
Как установлено материалами дела, в п. 1. "Набор химических учебных реквизитов взрывчатых веществ для кинологической службы" Технического задания содержится указаниена патенты РФ N 2479203, приоритет 17 июня 2011 года, N 2467564, приоритет 17 июня 2011 года.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела, представитель с первым пунктом жалобы согласился, но, при этом, отметил, что заказчиком было принято указание в аукционной документации на патенты в силу специфики работы кинологической работы (поиск животных наркотических веществ и взрывчатых средств), а также, что наличие данных патентов гарантирует качество поставляемого товара.
Таким образом, заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления указания в положении аукционной документации на патенты.
В п. 2 "Набор химических учебных реквизитов наркотических веществ для кинологической службы" Технического задания указано следующе:
- ацетилсалициловой кислотой не менее 10%,
- метиловый эфир бензойной кислоты не менее 10%,
- уксусного ангидрида не менее 10%,
- пинен не менее 15%,
- карен не менее 15%,
- лимонен не менее 15%,
- кариофилленоксида не менее 15%,
- бензилэтиламин не менее 15%,
- субстанция семян мака масличного не менее 15%,
- пищевая сода не менее 10%,
- МКЦ не менее 85%, но не более 90%
- контрольная проба: МКЦ не менее 100%.
Так, по мнению заявителя, указанный компонентный состав товараприведен без конкретизации наличия указанных веществ и их процентного содержания относительно каждого имитатора наркотического вещества.
Помимо вышеуказанного, по мнению Общества, противоречит действующему законодательству включение в компонентный состав имитаторов наркотических веществ уксусного ангидрида с процентным содержанием не менее 10 в связи с тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность, связанная с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением прекурсоров подлежит обязательному лицензированию.
Согласно Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 года N 681, ангидрид уксусной кислоты с процентным содержанием 10 и более входит в Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV).
В ходе заседания рассмотрения дела, представители заказчика пояснили, что основой каждого имитатора составляет микроцеллюлоза, содержание которой в процентном соотношении составляет от 85 до 90 процентов от общего состава имитатора наркотического средства. Оставшуюся часть состава имитатора образуют некоторые из указанных выше веществ. При этом для каждого имитатора используются разные вещества.
Вместе с тем, пояснили, что в лицензируется непосредственно ангидрид уксусной кислоты, при этом, заказчику необходимов качестве одорологического компонента - ароматической добавки, имитирующей фрагменты молекул наркотика (героина) смесьсиликигеля, импрегнированный уксусным ангидридом.
Между тем, как следует из положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, вместе с тем, из положений аукционной документации однозначно не следует, какие именно вещества, в качестве дополнительного компонента к основному компоненту имитатора, и в каком процентном соотношении должны входить состав каждого из поставляемых имитаторов наркотических веществ. Более того, как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель заказчика, в качестве дополнительного компонента имитирующего наркотическое вещество (героин) необходима смесьсиликигеляимпрегнированныйуксусным ангидридом.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа на основании вышеизложенногоприходит к выводу, что в нарушениеп. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективный характер.
Вместе с тем, положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещает установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из диспозиции указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (допуск к участию в электронном аукционеменее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (требования к товару) ущемляются права и законные интересы конкретного участника торгов.
Факт ограничения количества участников закупки подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок N б/н от 28.05.2015 года, где на участие в электронном аукционе допущена только одна заявка участника закупки 1078125 (ООО "ПК Реквизит"), при этом, участнику закупки ЗАО "ЛСИ" с защищенным номером N 4048348 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Изучив представленные на рассмотрение дела материалы, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ЗАО "ЛСИ".
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее нарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N б/н от 28.05.2015 года участнику закупки ЗАО "ЛСИ" с защищенным номером N 4048348 отказано в допуске к участию в электронном аукционе, между тем, данный протокол не содержит указаний на положения аукционной документации которым заявка отклоненного участника не соответствует, а также на положения заявки, которые не соответствуют положениям аукционной документации.
Следовательно, аукционной комиссией не полной мере исполнено требование п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 годаN 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуЗАО "Лаборатория средств индикации"на действия государственного заказчика ФКУ "ИК N 1" УФСИН по РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение одорологических имитаторов для нужд ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС(Я) (извещение N 0316100017115000012)обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФКУ "ИК N 1" УФСИН по РС (Я)нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчикуФКУ "ИК N 1" УФСИН по РС (Я)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Признать аукционную комиссию ФКУ "ИК N 1" УФСИН по РС (Я) нарушившей п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии А.А. Игнатьев
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 мая 2015 г. N 06-372/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2015