Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 2 июля 2015 г.
Дата оглашения решения: 02 июля 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 06 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
в присутствии представителей:
ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России (далее - Заказчик): Максимковой Алины Арменовны (доверенность N 18 от 01.07.2015);
ООО "Хаус Профи" (далее - Заявитель, Общество): Щекурова Михаила Юрьевича (доверенность N 87 от 02.07.2015),
УСТАНОВИЛА:
25.06.2015 в Ивановское УФАС России поступила жалоба ООО "Хаус Профи" на действия ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений главного здания ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Иваново, Шереметевский проспект, д. 8 (извещение N 0333100004015000071).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Во-первых, Заказчик включил в техническую часть документации об электронном аукционе требования к наличию у участника закупки пылесоса и поломоечной машины с различными техническими характеристиками, что нарушает ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, установленные Заказчиком требования к товарам, используемым при выполнении работ, указывают на товары конкретных производителей, что также нарушает ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В-третьих, установленные Заказчиком требования к чистящим средствам являются избыточными. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя уточнил, что, по его мнению, избыточными являются требования к плотности и вязкости концентрата (раствора) используемых средств, не ясно каким образом такие характеристики повлияют на результат оказываемой услуги.
Из письменных пояснений Заказчика, а также пояснений представителя Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России с доводами жалобы не согласно, так как нарушений при проведении указанного электронного аукциона допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
19.06.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N0333100004015000071 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений главного здания ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Иваново, Шереметевский проспект, д. 8. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 830 руб. 00 коп.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 раздела II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации о закупке услуги должны осуществляться в полном объеме и на условиях, изложенных в контракте и техническом задании документации.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
В пп. 5 п. 3 "требования к исполнителю" раздела III "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено, что исполнитель оказывает услуги с использованием своего инвентаря, инструментов, оборудования и материалов, моющих, чистящих, дезинфицирующих, дезодорирующих средств.
Между тем, пп. 2.1 п. 2 указанного раздела документации об электронном аукционе в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе содержит требования к наличию у участника закупки технологического оборудования необходимого для выполнения работ, являющихся предметом контракта, а именно:
14 |
Пылесос |
эффективность пылеудержания - не менее 97%; выключатель пылесоса должен выдерживать не менее 2500 включений-выключений; должно предусматриваться устройство для хранения шнура; эмалевое покрытие наружных поверхностей должно быть равномерным, без отслаиваний и разрывов; удлинители воздуховодов должны быть изготовлены из алюминиевых сплавов или ударопрочных пластмасс. Удлинители из алюминиевых сплавов должны иметь наружный диаметр 30 мм и толщину стенки не менее 1 мм. Соединение удлинителей должно осуществляться с помощью конуса или фиксатора, обеспечивающего плотность соединения и удобство разъединения. Пылесосы напольного исполнения должны иметь соединительный шнур длиной 6 м, для типа ПР-100 - 4 м, для ПР-70 - 2 м. В пылесосах, имеющих устройство автоматической намотки шнура, допускается длина шнура 50,15 м |
15 |
Поломоечная машина |
Кабельная поломоечная машина с приводом от сети 220 В и ручным управлением для основательной уборки, поддерживающей уборки и для полирования горизонтальный поверхностей. Представляет собой компактную поломоечную машину ручного управления с цилиндрическими щетками и функцией нагрева воды до 90 градусов. Машина предназначена для уборки в заставленных помещениях, в узких коридорах и в труднодоступных местах. Всасывающие балки используются только прямые. Две всасывающие балки (по обе стороны от цилиндрической щетки) должны позволять производить уборку как при движении вперед, так и назад. Рукоятка (вместе со смонтированными на ней баками) должна опускаться во время работы практически до горизонтального положения. Уровень шума от 68 дБ. Минимальная высота, необходимая для работы - до 200 мм. Производительность (м2/ч): до 300 Объем бака для грязной воды (л): до 5.6 Рабочая ширина щеток (мм): до 290 |
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает несостоятельным, поскольку Заявителем не представлено надлежащих доказательств того, что требования установленные Заказчиком к товарам, используемым при выполнении работ, указывают на товары конкретных производителей, а у Общества, в свою очередь, отсутствует возможность закупить такие товары и поставить в рамках данной закупки.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В пп. 2.1 п. 2 раздела III "Техническое задание" документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам чистящих средств, используемых при уборке, в том числе:
1 |
Средство для мытья всех видов поверхностей |
Область применения: для чистки всех моющихся поверхностей: полы всех видов, керамическая плитка, мрамор, ПВХ, искусственный камень, моющиеся обои, водостойкие окрашенные поверхности, лакированные поверхности: двери, оконные рамы, потолки, пластмассы, керамические, зеркальные и стеклянные поверхности, туалетные комнаты. Не должно содержать мыла, кислот аммиака, свободных щелочей, растворяет жиры, масла, пыль, воск и другие загрязнения, не раздражает кожу. Не содержит АРЕО, NTA, EDTA, и АОХ. Характеристика: жидкость, плотность при 20С, г/мл-1.02.pH концентрата/ раствора не более 7-8, вязкость при 20С - не более 1200 Па* сек. |
2 |
Средство для уборки санузлов |
Область применения: для очистки сантехники. Должно растворять комбинированные соединения извести, жира и белка, удалять водяной кантик: без усилий удалять минеральные отложения мочевого камня, а также ржавчину, удалять магниевые и другие загрязнения минерального происхождения. Не должно содержать серную и соляную кислоту. Содержащиеся в средстве дезинфицирующие вещества предотвращают рост и убивают грибки, бактерии. Характеристика: жидкость, плотность при 20С, г/мл-1.10.pH концентрата/ раствора не более 1-2 |
4 |
Средство для мытья вертикальных поверхностей (стены, радиаторы, дверные блоки и др.) |
Область применения: для ежедневного мытья и ухода за любыми водостойкими поверхностями, а также деликатных: акриловых, деревянных, окрашенных. Должно удалять атмосферно-почвенные, жировые и бытовые загрязнения. Не должно содержать щелочи и фосфаты. Состав: поверхностно-активные вещества (ПАВ), неорганические соли, комплексообразователь, консервант, краситель, парфюмерная композиция, вода. Должно представлять собой гелеобразное прозрачное средство, цвет от синего до сиреневого, со слабым специфическим запахом. Показатель pH не более 7,0-8,5. Должно быть биоразлагаемым. |
Документов подтверждающих потребность Заказчика в плотности концентрата/ раствора чистящих средств при 20С и их вязкости, а также доказательств того, что наличие или отсутствие таких характеристик повлияет на качество средства и результат оказанной услуги представителем Заказчика в ходе рассмотрения жалобы по существу представлено не было.
При этом необходимо отметить, что средства, используемые подрядчиком при оказании услуг, не перейдут в собственность Заказчика в рамках заключенного по результатам рассматриваемого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) государственного контракта.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки, Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что в характеристиках чистящих средств содержатся требования к их цвету и запаху (п. 4, 5, 7 табличной части пп. 2.1 п. 2 раздела III "Техническое задание" документации об электронном аукционе). Обоснованность установления таких характеристик также не была доказана представителем Заказчика.
Ряд показателей товаров в табличной части пп. 2.1 п. 2 раздела III "Техническое задание" документации об электронном аукционе указаны Заказчиком некорректно: например: показатель pH средства для мытья вертикальных поверхностей (стены, радиаторы, дверные блоки и др.) согласно документации об аукционе должен составлять не более 7,0-8,5. Таким образом, не предоставляется возможным установить, какой конкретный показатель pH средства требуется Заказчику: не более 7,0 или не более 8,5.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Хаус Профи" на действия ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений главного здания ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России по адресу: г. Иваново, Шереметевский проспект, д. 8 (извещение N 0333100004015000071) обоснованной в части доводов Заявителя об избыточности требований к чистящим средствам, а также незаконности требований к пылесосу и поломоечной машине.
2. Признать в действия Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ Е.В. Волкова
______________________________ О.О. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 2 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2015