Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 июня 2015 г. N 321
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Кулиш А.В. - заместитель руководителя Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Александров В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Коломыченко В.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
при участии представителя Администрации Зиминского городского муниципального образования (далее - Заказчик, Администрация) - Зюзько А.В. (доверенность N1588 от 24.06.2015 г.); в отсутствии представителей Уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Служба закупок Зиминского городского муниципального образования" (далее - Уполномоченный орган); представителя общества с ограниченной ответственностью "Горсвет" (далее - ООО "Горсвет", заявитель, общество) - Кузьменко М.А. (доверенность от 20.04.2015 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги ул. Январских событий на участке от моста через р. Галантуйка до ул. 5-ой Армии (реестровый N 0834300036615000028) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Иркутского УФАС России 18.06.2015 г. поступила жалоба общества. Заявитель указывает, что Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно установил в пп.12 п.11 Информационной карты документации об Аукционе требование о наличии опыта исполнения Контракта на выполнение соответствующих работ, относящихся к той же группе строительных работ на выполнение которых заключается контракт, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. Общество считает, что вышеуказанное требование применяется когда закупки осуществляются закрытым способом определения поставщика.
Заказчиком были представлены письменные возражения по жалобе, согласно которым, доводы заявителя считают необоснованными, поскольку документация об Аукционе отвечает требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, содержит все необходимые сведения и требования, тем самым позволяет участникам закупки сформировать и подать свои заявки на участие в Аукционе.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение Заказчика, установила следующее.
Заказчиком 28.05.2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0834300036615000028 и документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги ул. Январских событий на участке от моста через р. Галантуйка до ул. 5-ой Армии (далее - документация об Аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 979 260 рублей.
В силу ч.2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).
Согласно п.2 Приложения N1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99, в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. К участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом к документам, подтверждающим данное требования относятся: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В документации об Аукционе предусмотрен код ОКПД - 45.23.11.190- работы общестроительные по ремонту оснований покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог.
В силу ч.4 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.(ч.5 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Уполномоченным органом в пп.12 п.11 Информационной карты документации об Аукционе установлено дополнительное требование, предъявляемые к участникам Аукциона в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, относящихся к той же группе строительных работ на выполнение которых заключается контракт, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (установлено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).
Кроме того, в пп.2 п.15 Информационной карты документации об Аукционе установлен перечень документов, представляемых участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и части 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. В перечень входят следующие документы: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (установлено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).
Относительно довода заявителя о применении требования о наличии опыта исполнения контракта только при осуществлении закупок закрытым способом определения поставщика, Комиссия Иркутского УФАС России установила следующее.
В силу Письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 года NД28и-1359 дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99, устанавливаются к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются в том числе путем проведения аукционов (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона).
Закупка работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн рублей (в том числе в случае, если осуществляется закупка на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги) осуществляется путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (Письмо Минэкономразвития России от 27 мая 2015 года NД28и-1361).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя и правомерности установления в документации об Аукционе требования о наличии опыта исполнения контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией в действиях Заказчика выявлено следующее нарушение.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки
Согласно письму Иркутского УФАС России от 29.12.2014 г. (вх.N12346), допустимым с точки зрения Федерального закона N 44-ФЗ и ГОСТ, будет такое описание Заказчиком характеристик асфальтобетонной смеси, которое соответствует установленной стандартом классификации этого материала, при этом требования об указании конкретных значений составных частей смеси, в виду вышеизложенного, может рассматриваться как необоснованное ограничение числа участников, являться нарушением ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ.
При изучении документации об Аукционе, приложений к ней, Комиссия приходит к выводу, что установленные Уполномоченным органом требования к используемым в ходе выполнения работ товарам носят необъективный характер, так как при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики асфальтобетонной смеси.
Таким образом, Комиссия установила, что Уполномоченный орган установив в Ведомости ресурсов документации об Аукционе требования об указании конкретных значений составных частей асфальтобетонной смеси, нарушил п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Горсвет" необоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования определения поставщика.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Уполномоченным органом, Заказчиком, выданного предписания.
5. Копии решения и предписания направить сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение и предписание, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
А.В. Кулиш |
Члены комиссии |
В.С. Александров
В.С. Коломыченко |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 июня 2015 г. N 321
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2015