Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 22 марта 2016 г. N 202 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Томска
от 19 сентября 2014 г. N 945
Муниципальная программа
"Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами" на 2015-2020 годы
27 февраля, 2 октября 2015 г., 22 марта 2016 г.
I. Паспорт муниципальной программы "Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами"
Правовой акт, являющийся основанием для разработки муниципальной программы |
Распоряжение администрации Города Томска от 23.05.2014 N р 460 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Томск" |
|||||||||||||||||||||||||
Куратор муниципальной программы |
Заместитель Мэра Города Томска по экономическому развитию и инновациям |
|||||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
|||||||||||||||||||||||||
Соисполнители |
|
|||||||||||||||||||||||||
Участники |
Муниципальное бюджетное учреждение "Томский городской центр инвентаризации и учета" |
|||||||||||||||||||||||||
Наименование стратегической цели (целевого вектора) развития Города Томска |
Эффективное управление муниципальными ресурсами |
|||||||||||||||||||||||||
Наименование стратегической задачи развития Города Томска |
Рациональное использование муниципальной собственности |
|||||||||||||||||||||||||
Цель и задачи муниципальной программы |
Цель. Рациональное использование муниципального имущества и земельных ресурсов Задача 1. Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Задача 2. Обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе обеспечение эффективного исполнения функций департамента управления муниципальной собственностью |
|||||||||||||||||||||||||
Показатели цели муниципальной программы, единицы измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||||||||||||||||
|
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
||||||||||||||
Цель. Рациональное использование муниципального имущества и земельных ресурсов |
|
|||||||||||||||||||||||||
Показатели цели: |
|
|||||||||||||||||||||||||
Доля вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков по отношению к общей площади территории городского округа, % |
38,85 |
40,35 |
40,35 |
41,85 |
41,85 |
43,3 |
43,3 |
44,85 |
44,85 |
46,35 |
- |
47,8 |
- |
|||||||||||||
Доля вовлеченного в хозяйственный оборот муниципального имущества в общей площади объектов недвижимости, находящихся в Реестре муниципальной собственности города Томска, % |
98,95 |
99,97 |
99,3 |
99,98 |
99,5 |
99,99 |
99,7 |
99,99 |
99,8 |
99,99 |
- |
99,99 |
- |
|||||||||||||
Показатели задач муниципальной программы, единицы измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||||||||||||||||
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
|||||||||||||||
Задача 1. Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
|
|||||||||||||||||||||||||
Показатель задачи 1. |
|
|||||||||||||||||||||||||
Доходы бюджета МО "Город Томск" от муниципального имущества и земельных ресурсов, млн. руб. |
1131,3 |
1365,2 |
832,5 |
859,9 |
781,6 |
853,1 |
853,1 |
620,5 |
620,5 |
620,5 |
- |
620,5 |
- |
|||||||||||||
Задача 2. Обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе обеспечение эффективного исполнения функций департамента управления муниципальной собственностью |
|
|||||||||||||||||||||||||
Показатель задачи 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||
Доля показателей целей и задач муниципальной программы, достигнутых по итогам отчетного года, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
100 |
- |
|||||||||||||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) |
Годы: |
Всего по источникам |
местный бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
||||||||||||||||||||
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
|||||||||||||||||
2015 |
156 894,4 |
97 257,7 |
156 894,4 |
97 257,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
2016 |
114 505,1 |
94 205,1 |
114 505,1 |
94 205,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
2017 |
100 381,9 |
94 205,1 |
100 381,9 |
94 205,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
2018 |
100 658,0 |
94 205,1 |
100 658,0 |
94 205,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
2019 |
100 712,8 |
- |
100 712,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
2020 |
100 712,8 |
- |
100 712,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
Итого |
673 865,0 |
379 873,0 |
673 865,0 |
379 873,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
Сроки реализации муниципальной программы |
2015-2020 гг. |
|||||||||||||||||||||||||
Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ (при наличии), либо укрупненный перечень мероприятий (в случае, если подпрограммы не предусмотрены) |
1) Подпрограмма "Обеспечение управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами". 2) Подпрограмма "Организация и обеспечение эффективного исполнения функций". |
|||||||||||||||||||||||||
Организация управления муниципальной программой и контроль за её реализацией: |
|
|||||||||||||||||||||||||
- управление муниципальной программой осуществляет |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
|||||||||||||||||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы осуществляют |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
II. Общая характеристика муниципальной программы
Одним из направлений стратегии развития Города Томска является эффективное управление муниципальными ресурсами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одной из функций органов местного самоуправления является владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
Согласно Положению о департаменте управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, утвержденному решением Думы города Томска от 30.10.2007 N 683 (далее - департамент), указанные вопросы являются предметом деятельности департамента.
Работа по повышению качества управления муниципальным имуществом и земельными участками осуществляется по следующим основным направлениям:
- обеспечение полноты учёта объектов муниципальной собственности;
- повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов.
Основной целью муниципальной программы "Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами" является повышение эффективности управления и распоряжения, а также получение максимального результата (выраженного, в том числе и в виде доходов бюджета) от использования муниципального имущества.
От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решаться эти вопросы, зависит градостроительная, социальная и бюджетная политика города, реализация социально-экономических приоритетов городского развития.
На достижение цели направлена деятельность департамента и МБУ "ТГЦИ".
1. С целью эффективной организации управления муниципальным имуществом необходимо осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование учета муниципального имущества, на актуализацию данных о муниципальном имуществе.
Учет муниципального имущества осуществляется в соответствии с Регламентом формирования Реестра муниципальной собственности города Томска, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 13.01.2014 N 9.
Реестр муниципальной собственности города Томска представляет собой информационную систему, объединяющую построенные на единых методологических и программно-технических принципах базы данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них. С этой целью департаментом разработан и внедрен в эксплуатацию комплекс программ "ЮТА", позволяющий вести учет имущества и осуществлять контроль за его движением и использованием.
Учитывая, что не все недвижимое имущество, находящееся в Реестре муниципальной собственности города Томска, прошло процедуру государственной регистрации права муниципальной собственности (право муниципальной собственности является ранее возникшим), а также необходимость оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов с целью обеспечения надлежащего учета таких объектов недвижимости, необходимо осуществить ряд мероприятий.
1.1. Для организации учета объектов муниципального имущества необходимо изготовление технической документации на объекты муниципальной собственности, а также осуществление кадастрового учета объектов недвижимости, что проводится в рамках Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
1.2. Оценка рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", осуществляется в рамках Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данная работа направлена на повышение эффективности учета, актуализацию данных о муниципальном имуществе, а также обеспечение процесса, связанного с распоряжением муниципальным имуществом, направленного на пополнение доходной части городского бюджета, развитие и регулирование социально-значимых отраслей городского хозяйства.
2. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" у муниципальных образований должно остаться исключительно то имущество, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий, в частности оказания публичных услуг гражданам.
Проводится работа по передаче в хозяйственное ведение, оперативное управление муниципальным организациям объектов недвижимости, находящихся в муниципальной имущественной казне города Томска без обременений. Кроме того, ведется работа по изготовлению технической документации и государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" пустующих объектов недвижимости для дальнейшей передачи в аренду и безвозмездное пользование.
С целью повышения эффективности распоряжения муниципальным имуществом осуществляются следующие мероприятия:
2.1. Аренда муниципального имущества. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса") за исключением случаев, установленных действующим законодательством, для передачи в аренду муниципального имущества необходимо проведение торгов с определением рыночного размера арендной платы.
2.2. Передача имущества в безвозмездное пользование. В основном в безвозмездное пользование передается имущество государственным органам и учреждениям, некоммерческим организациям.
2.3. Аренда земельных участков.
2.4. Приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется в соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации муниципального имущества, разработанным на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", с учетом положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Необходимо отметить, что повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов выражается также в полученных доходах от их использования. Учитывая, что имущественная база постоянно сокращается, основным направлением деятельности департамента в данной области является обеспечение полноты и своевременности поступления доходов от взимания арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Показатели цели, задач и мероприятий муниципальной программы, а также перечень мероприятий муниципальной программы указаны в приложениях N 1 и N 2 к муниципальной программе "Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами".
III. Механизмы управления и контроля
Система управления программой направлена на достижение поставленных программой целей и задач, на достижение эффективности от проведения каждого мероприятия.
Общее руководство реализацией программы и общий контроль исполнения муниципальной программы осуществляет департамент. В его обязанности входит:
- текущее управление мероприятиями программы;
- мониторинг реализации программных мероприятий;
- определение ответственных структурных подразделений за выполнение мероприятий, достижение показателей программы;
- обеспечение взаимодействия между участниками и координация их действий по реализации муниципальной программы;
- обеспечение внесения изменений в муниципальную программу.
Департамент несет ответственность за реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых показателей программы.
Департамент представляет в управление экономического развития администрации Города Томска отчеты о реализации муниципальной программы по форме и в сроки, установленные муниципальным правовым актом администрации Города Томска.
IV. Подпрограммы муниципальной программы "Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами"
1. Подпрограмма "Обеспечение управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами"
наименование подпрограммы
1.1. Паспорт подпрограммы
Куратор подпрограммы |
Заместитель Мэра Города Томска по экономическому развитию и инновациям |
||||||||||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
||||||||||||||
Соисполнители |
|
||||||||||||||
Участники |
Муниципальное бюджетное учреждение "Томский городской центр инвентаризации и учета" |
||||||||||||||
Цель и задачи подпрограммы |
Цель. Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Задача 1. Обеспечение полноты учета, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества Задача 2. Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
||||||||||||||
Показатели цели подпрограммы, единицы измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||||
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
||||
Цель. Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Показатель цели. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Доходы бюджета МО "Город Томск" от муниципального имущества и земельных ресурсов, млн. руб. |
1131,3 |
1365,2 |
832,5 |
859,9 |
781,6 |
853,1 |
853,1 |
620,5 |
620,5 |
620,5 |
- |
620,5 |
- |
||
Показатели задач подпрограммы, единицы измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||||
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
||||
Задача 1. Обеспечение полноты учета, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Показатели задачи 1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Удельный вес оформленного имущества в общем объёме имущества, учтённого в Реестре муниципальной собственности города Томска, % |
92,7 |
98,5 |
96 |
99 |
98 |
99,9 |
99,9 |
99,91 |
99,91 |
99,92 |
- |
99,94 |
- |
||
Количество объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, шт. |
7565 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
- |
7 995 |
- |
||
Количество объектов недвижимости, прошедших процедуру государственной регистрации, шт. |
7 013 |
7 875 |
7 675 |
7 915 |
7 835 |
7 987 |
7 987 |
7 988 |
7 988 |
7 989 |
- |
7 990 |
- |
||
Задача 2. Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
- |
|
- |
||
Показатели задачи 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Площадь объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, кв. м |
914 477,25 |
915 794,77 |
909 657,1 |
911 501,3 |
907 125,2 |
908 083,8 |
905 450,1 |
908 083,8 |
906 358,2 |
908 083,8 |
- |
908 083,8 |
- |
||
Площадь объектов недвижимости, находящихся в Реестре муниципальной собственности города Томска, кв. м |
924 193,89 |
916 069,59 |
916 069,59 |
911 683,59 |
911 683,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
- |
908 174,59 |
- |
||
Площадь вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков, га |
11 464,35 |
11 907,3 |
11 907,3 |
12 349,9 |
12 349,9 |
12 777,8 |
12 777,8 |
12 235,2 |
12 235,2 |
13 677,9 |
- |
14 120,5 |
- |
||
Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам, тыс. рублей) |
Годы: |
Всего по источникам |
местный бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
|||||||||
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
||||||
2015 |
90 133,6 |
33 062,7 |
90 133,6 |
33 062,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
2016 |
47 755,1 |
28 247,1 |
47 755,1 |
28 247,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
2017 |
33 711,9 |
28 247,1 |
33 711,9 |
28 247,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
2018 |
33 938,0 |
28 247,1 |
33 938,0 |
28 247,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
2019 |
33 992,8 |
- |
33 992,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
2020 |
33 992,8 |
- |
33 992,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
Итого |
273 524,2 |
117 804,0 |
273 524,2 |
117 804,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
Сроки реализации подпрограммы |
2015-2020 гг. |
||||||||||||||
Укрупненный перечень мероприятий и ведомственных целевых программ (при наличии) |
1) Обеспечение полноты учета, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества 2) Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
||||||||||||||
Организация управления подпрограммой и контроль за её реализацией: |
|
||||||||||||||
- управление подпрограммой осуществляет |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
||||||||||||||
- текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
1.2. Анализ текущей ситуации
К предмету деятельности департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее - департамент) относится решение следующих вопросов:
- Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Города Томска, в том числе земельными участками на территории муниципального образования "Город Томск";
- Развитие налогооблагаемой базы и доходных источников бюджета муниципального образования "Город Томск".
В области управления и распоряжения муниципальным имуществом департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственное учреждение МБУ "ТГЦИ".
Деятельность департамента и МБУ "ТГЦИ" в рамках достижения поставленных задач направлена на сохранение муниципальной собственности как надежного источника пополнения доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск", развитие социально-значимых отраслей городского хозяйства.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
Задача 1. Обеспечение полноты учёта, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества.
Учет муниципального имущества в настоящее время является первостепенной задачей управления муниципальной собственностью.
Муниципальная собственность состоит из имущества, находящегося в муниципальной имущественной казне, и имущества, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за муниципальными учреждениями и предприятиями.
В целях полного учета объектов муниципальной собственности и в соответствии с Регламентом формирования Реестра муниципальной собственности города Томска, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 13.01.2014 N 9, ведется Реестр муниципального имущества.
Учет имущества, составляющего муниципальную имущественную казну, ведется в соответствии с постановлением Мэра города Томска от 10.01.2003 N 9 "Об утверждении положения об организации учета и использования имущества, составляющего муниципальную имущественную казну города Томска".
Конечным результатом решения данной задачи является сохранение муниципальной собственности как надежного источника пополнения доходной части городского бюджета, наличие материальной основы для развития социально-значимых отраслей городского хозяйства.
В рамках данной задачи департамент выполняет следующие мероприятия:
- повышение эффективности землепользования;
- увеличение поступления доходов от использования земель муниципального образования;
- контроль использования предоставляемых земель;
формирование и ведение Реестра муниципальной собственности города Томска;
- регистрация различных видов сделок с объектами муниципальной собственности в Управлении Росреестра по Томской области;
- работа по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимости в части постановки их на учет в Управлении Росреестра по Томской области, регистрации права муниципальной собственности, организации работ по их оценке и принятие в муниципальную имущественную казну;
организация работ по технической инвентаризации недвижимых объектов муниципальной собственности;
- оценка объектов муниципальной собственности.
Показателем данной задачи является:
- удельный вес оформленного имущества в общем объёме имущества, учтённого в Реестре муниципальной собственности города Томска. Динамика оформления имущества в собственность муниципального образования "Город Томск" за 2012-2014 года приведена ниже:
Годы |
Количество объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, шт. |
Количество объектов недвижимости, прошедших процедуру государственной регистрации, шт. |
Удельный вес оформленного имущества в общем объёме имущества, учтённого в Реестре муниципальной собственности города Томска, % |
2012 |
7 565 |
5 152 |
68,1 |
2013 |
7 565 |
6 638 |
87,7 |
2014 |
7 565 |
7 013 |
92,7 |
Фактический показатель по состоянию на 31.12.2014 составил 92,7 % в связи с освоением бюджетных средств, выделенных в размере 7 153,8 тыс. руб., в большей части на проведение работ по технической инвентаризации автомобильных дорог (62,5% от общей суммы финансирования).
Как видно из приведенной динамики, удельный вес оформленного имущества в общем объёме имущества, учтённого в Реестре муниципальной собственности города Томска, ежегодно увеличивается. В дальнейшем также планируется стабильный рост зарегистрированных объектов недвижимости в Управлении Росреестра по Томской области и, согласно плану, к концу 2020 г. данный показатель составит 99,94%.
Сравнительный анализ данного показателя по основным центрам Сибирского Федерального округа приведен ниже:
Город |
Год |
Количество объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, шт. |
Количество объектов недвижимости, прошедших процедуру государственной регистрации, шт. |
Удельный вес оформленного имущества в общем объёме имущества, учтённого в Реестре муниципальной собственности, % |
г. Томск |
2012 |
7 565 |
5 152 |
68,1 |
2013 |
7 565 |
6 638 |
87,7 |
|
2014 |
7 565 |
7 013 |
92,7 |
|
г. Новосибирск |
2012 |
6578 |
5346 |
81,27 |
2013 |
6328 |
5508 |
87,05 |
|
2014 |
6081 |
5534 |
91,01 |
|
г. Иркутск |
2012 |
9393 |
5521 |
59,0 |
2013 |
8627 |
6009 |
70,0 |
|
2014 |
9705 |
7123 |
73,0 |
|
г. Омск |
2012 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
2013 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
|
2014 |
31319 |
20793 |
66,4 |
|
г. Чита |
2012 |
2596 |
1060 |
40,8 |
2013 |
2751 |
1224 |
44,5 |
|
2014 |
2743 |
1476 |
53,8 |
|
г. Барнаул |
2012 |
36265 |
9343 |
25,76 |
2013 |
37677 |
9534 |
25,30 |
|
2014 |
35742 |
10648 |
29,79 |
Согласно данному анализу можно отметить лидирующую позицию муниципального образования "Город Томск" в 2014 году.
Задача 2. Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Правительством Российской Федерации определена стратегическая линия государственной политики в области реформирования системы распоряжения и управления государственным и муниципальным имуществом, направленная на оптимизацию объема государственного и муниципального имущества - у государства и муниципальных образований должно остаться исключительно то имущество, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий, в частности оказания публичных услуг гражданам. Понятие "эффективность" применительно к процессу управления государственной и муниципальной собственностью предполагает соответствие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления потребностям, запросам и ресурсам общества.
Одним из важнейших и значимых объектов государственной и муниципальной собственности является земля. Земельные ресурсы наряду с другими ресурсами муниципалитета должны способствовать развитию экономического потенциала города. Соответственно, муниципальная политика в области земельных отношений должна способствовать оптимальному использованию земельных ресурсов для целей развития экономики в целом.
Показателями указанной задачи являются:
2.1. Удельный вес площади объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади объектов недвижимости, находящихся в Реестре муниципальной собственности города Томска.
Динамика вовлечения муниципального имущества в хозяйственный оборот за 2012-2014 года приведена ниже:
Годы |
Общая площадь объектов недвижимости, находящихся в Реестре муниципальной собственности города Томска, кв. м |
Площадь объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, кв. м |
Доля вовлеченного в хозяйственный оборот муниципального имущества, % |
2012 |
1 429 649,0 |
1 243 794,6 |
87,00 |
2013 |
1 020 934,61 |
1 019 199,0 |
99,83 |
2014 |
924 193,89 |
914 477,25 |
98,95 |
Из приведенной динамики следует понижение доли вовлеченного в хозяйственный оборот муниципального имущества, обусловленное уменьшением общей площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, в связи с внесением изменений в Реестр муниципальной собственности города Томска (постановление администрации Города Томска N 481 от 15.05.2012) в части утверждения новой реестровой формы 9-Р "Прочие сооружения". В соответствии с данными изменениями такие объекты как скважины и водозаборные колонки, резервуары, бассейны, катки, стадионы, трибуны, тиры были исключены из Реестра муниципальной собственности города Томска как объекты недвижимости и включены в состав прочих сооружений.
Кроме того, площадь объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, ежегодно снижается в связи с увеличением площади пустующих помещений по причине неликвидности данных объектов и, соответственно, проблематичностью дальнейшего использования указанных нежилых помещений (сдачи в аренду, безвозмездное пользование, продажи на аукционных торгах). Так в рамках проведения работ по передаче пустующих помещений в пользование были подготовлены документы на аукционные торги на право заключения договоров аренды нежилых помещений, однако аукционные торги не состоялись по причине отсутствия заявок на данные объекты.
Также в соответствии с действующим законодательством из муниципальной собственности в федеральную и областную собственность был передан ряд объектов недвижимости.
Таким образом, фактический показатель по состоянию на 31.12.2014 составил 98,95%. Учитывая снижение платежеспособности населения города Томска в условиях сложившегося кризиса, а также утверждение не в полном объеме бюджетных ассигнований на 2015-2017 годы, скорректированы ожидаемые значения показателя, характеризующего вовлечение в хозяйственный оборот муниципального имущества на 2015-2017 годы. В связи с чем, значения указанного показателя в муниципальной программе не соответствуют значениям данного показателя, указанным в Прогнозе социально-экономического развития Города Томска, а также в Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года).
Однако, не смотря на данные факты, планируется рост вовлеченных в хозяйственный оборот объектов недвижимости и к концу 2020 г. планируется достигнуть 99,99%.
Данный показатель будет достигнут в случае:
- Выполнения Программы приватизации муниципального имущества, утвержденной решением Думы Города Томска на очередной финансовый год.
Приватизация объектов муниципальной собственности в 2014 году осуществлялась в соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации муниципального имущества на 2014 год, утвержденным решением Думы города Томска N 903 от 10.12.2013.
Всего за 2014 год подготовлено и выставлено на продажу 58 объектов начальной стоимостью 212 039,4 тыс. руб., продано 24 объекта на сумму 48 915,6 тыс. руб., в том числе: 3 объекта движимого имущества на сумму 433,1 тыс. руб.; 21 объект недвижимости общей площадью 3 802,3 кв. м на сумму 48 482,5 тыс. руб., из них 5 - одновременно с земельными участками.
По итогам 2013 года из 71 выставленных к продаже муниципальных объектов продано 43 объекта на сумму 78 259,5 тыс. руб., в том числе 31 объект недвижимости (площадью 4 946,7 кв. м) на сумму 77 455,4 тыс. руб. (99%), из которых реализованы одновременно с земельными участками - 7 объектов на сумму 27 290,4 тыс. руб., движимого имущества на сумму 804,1 тыс. руб.
За 2012 год на продажу был выставлен 91 объект (48 объектов недвижимости и 43 единицы движимого имущества), начальная стоимость которых составила 188 280 тыс. руб. Продано 76 объектов на сумму 181 236 тыс. руб., в том числе 42 объекта недвижимости общей площадью 21 009,2 кв. м на сумму 176 955 тыс. руб. и 34 единицы движимого имущества на сумму 4 281 тыс. руб.
- Передачи имущества, находящегося в муниципальной имущественной казне г. Томска без обременений, в аренду и безвозмездное пользование.
В настоящее время, в случае установления технологической связанности объектов инженерно-технического обеспечения, находящихся во владении и (или) пользовании лиц, и объектов инженерно-технического обеспечения, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", существует практика передачи имущества без обременений, на основании решения межведомственной комиссии, созданной постановлением администрации Города Томска от 18.02.2014 N 124. В данном случае отсутствует необходимость в организации торгов по продаже права аренды и возможна более мобильная передача объектов в аренду.
- Передачи имущества, находящегося в муниципальной имущественной казне г. Томска без обременений, в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальным организациям.
Сравнительный анализ данного показателя по основным центрам Сибирского Федерального округа приведен ниже:
Город |
Годы |
Общая площадь объектов недвижимости, находящихся в Реестре муниципальной собственности, кв. м |
Площадь объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, кв. м |
Доля вовлеченного в хозяйственный оборот муниципального имущества, % |
г. Барнаул |
2012 |
1 920 197,0 |
1 894 929,5 |
98,68 |
2013 |
1 892 019,0 |
1 871 455,0 |
98,91 |
|
2014 |
1 818 919,1 |
1 801 114,4 |
99,02 |
|
г. Томск |
2012 |
1 429 649,0 |
1 428 871,4 |
99,95 |
2013 |
1 020 934,61 |
1 019 199,0 |
99,83 |
|
2014 |
924 193,89 |
914 477,25 |
98,95 |
|
г. Новосибирск |
2012 |
4248,6 |
3880,7 |
91,34 |
2013 |
4210,5 |
3908,6 |
92,83 |
|
2014 |
4092 |
3875,1 |
94,68 |
|
г. Кемерово |
2012 |
841 800,0 |
810 400,0 |
96,3 |
2013 |
861 300,0 |
830 600,0 |
96,4 |
|
2014 |
822 200,0 |
793 100,0 |
96,5 |
|
г. Чита |
2012 |
605 748,17 |
507 941,05 |
83,9 |
2013 |
624 778,77 |
516 230,95 |
82,6 |
|
2014 |
633 999,37 |
531 034,35 |
83,8 |
|
г. Омск |
2012 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
2013 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
|
2014 |
2 984 808,7 |
2 240 624,98 |
75,01 |
Согласно данному анализу можно отметить лидирующую позицию муниципального образования город Барнаул в 2014 году.
2.2. Доля вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков по отношению к общей площади территории городского округа.
Общая площадь территории городского округа составляет 29 510 га. Динамика вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков за 2012-2014 года приведена ниже:
Годы |
Общая площадь земельных участков, га |
Площадь земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, га |
Доля вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков, % |
2012 |
29 510 |
10 977,7 |
37,2 |
2013 |
29 510 |
10 947,3 |
37,1 |
2014 |
29 510 |
11 464,35 |
38,85 |
Согласно приведенной динамике наблюдается ежегодный рост доли вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков.
В дальнейшем также планируется стабильный рост по данному показателю и согласно плану в 2020 году показатель составит 47,8%.
Однако, учитывая, что фактический показатель по состоянию на 31.12.2014 составил 38,85%, а также в связи с понижением в условиях сложившегося кризиса платежеспособности населения города Томска, ожидаемые значения данного показателя и потребность скорректированы. В связи с чем, значения указанного показателя в муниципальной программе не соответствуют значениям данного показателя, указанным в Прогнозе социально-экономического развития Города Томска, а также в Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года).
Цель данной муниципальной программы "Рациональное использование муниципального имущества и земельных ресурсов" в части вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков взаимосвязана с муниципальной программой "Территориальное развитие и совершенствование архитектурного облика Города Томска" в области достижения задачи "Пространственное развитие муниципального образования "Город Томск" и комфортная городская среда".
В процессе реализации муниципальной программы существуют следующие риски: Понижение доходов от использования муниципального имущества и снижение доли вовлеченного в хозяйственный оборот муниципального имущества.
Выполнение утверждаемых в городском бюджете доходов от приватизации муниципальных объектов с каждым годом становится затруднительным. Основная масса муниципального имущества в городе Томске, подлежащая приватизации, продана до 2008 года. В обозначенный период приватизированы наиболее крупные, коммерчески привлекательные объекты недвижимости. Также объемы ежегодных поступлений доходов от продажи имущества нестабильны в силу отсутствия в муниципальной собственности высоколиквидного имущества для приватизации, а также низкого интереса у коммерческих структур города к выставляемому на приватизацию имуществу и снижению в настоящее время в условиях сложившегося кризиса платежеспособности населения города Томска. Таким образом, ежегодный объем доходов от приватизации муниципального имущества в общей сумме неналоговых доходов муниципального образования "Город Томск", становится все более незначительным, а доля вовлеченного в хозяйственный оборот муниципального имущества в части объектов недвижимости, продаваемых на торгах, ежегодно уменьшается.
Сравнительный анализ данного показателя по основным центрам Сибирского Федерального округа приведен ниже:
Город |
Годы |
Общая площадь земельных участков, га |
Площадь земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, га |
Доля вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков, % |
г. Кемерово |
2012 |
1278,6 |
1265,8 |
99,0 |
2013 |
1293,9 |
1280,9 |
99,0 |
|
2014 |
1230,2 |
1217,9 |
99,0 |
|
г. Красноярск |
2012 |
37 949,02 |
10 753,32 |
28,34 |
2013 |
37 949,02 |
22 613,08 |
59,59 |
|
2014 |
37 949,02 |
26 176,68 |
68,98 |
|
г. Иркутск |
2012 |
27 735,0 |
14 672,0 |
52,9 |
2013 |
27 735,0 |
14 672,0 |
52,9 |
|
2014 |
27 735,0 |
15 237,0 |
60,6 |
|
г. Чита |
2012 |
53 400,0 |
28 139,0 |
52,69 |
2013 |
53 400,0 |
28 536,0 |
53,43 |
|
2014 |
53 400,0 |
28 536,0 |
53,43 |
|
г. Новосибирск |
2012 |
50 266,0 |
21 357,0 |
42,49 |
2013 |
50 266,0 |
22 790,0 |
45,34 |
|
2014 |
50 266,0 |
23 130,0 |
46,02 |
|
г. Омск |
2012 |
56 686,0 |
18 435,0 |
33,0 |
2013 |
56 686,0 |
19 551,0 |
34,5 |
|
2014 |
56 686,0 |
23 680,0 |
41,8 |
|
г. Томск |
2012 |
29 510 |
10 727,2 |
36,35 |
2013 |
29 510 |
10 947,3 |
37,1 |
|
2014 |
29 510 |
11 464,35 |
38,85 |
Согласно данному анализу можно отметить лидирующую позицию муниципального образования город Кемерово в 2014 году.
1.3. Цели, задачи, показатели подпрограммы "Обеспечение управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами"
Таблица N 1. Цель, задачи и показатели подпрограммы
N |
Цель, задачи и мероприятия (ведомственные целевые программы) подпрограммы |
Наименование показателей целей, задач, мероприятий подпрограммы (единицы измерения) |
Ответственный орган (подразделение) за достижение значения показателя |
Фактическое значение показателей на момент разработки муниципальной программы |
Плановые значения показателей по годам реализации муниципальной программы |
|||||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||||||||
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
в соответствии с потребностью |
в соответствии с утвержденным финансированием |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Цель подпрограммы. Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
Доходы бюджета МО "Город Томск" от муниципального имущества и земельных ресурсов, млн. руб. |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, МБУ "ТГЦИ" |
1131,3 |
1365,2 |
832,5 |
859,9 |
781,6 |
853,1 |
853,1 |
620,5 |
620,5 |
620,5 |
- |
620,5 |
- |
1.1 |
Задача 1. Обеспечение полноты учета, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества |
Удельный вес оформленного имущества в общем объёме имущества, учтённого в Реестре муниципальной собственности города Томска, % |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, МБУ "ТГЦИ" |
92,7 |
98,5 |
96 |
99 |
98 |
99,9 |
99,9 |
99,91 |
99,91 |
99,92 |
- |
99,94 |
- |
Количество объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, шт. |
7565 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
7 995 |
- |
7 995 |
- |
|||
Количество объектов недвижимости, прошедших процедуру государственной регистрации, шт. |
7 013 |
7 875 |
7 675 |
7 915 |
7 835 |
7 987 |
7 987 |
7 988 |
7 988 |
7 989 |
- |
7 990 |
- |
|||
1.1.1 |
Мероприятие 1.1: Мероприятия по управлению муниципальной собственностью и бесхозяйными объектами |
Удельный вес объектов недвижимого имущества и земельных ресурсов, в отношении которых проведена оценка и изготовлена техническая документация, в общем объеме недвижимого имущества и земельных ресурсов, требующих проведения оценки и изготовления технической документации в текущем году*, % |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
100 |
- |
1.1.2 |
Мероприятие 1.2: Субсидия бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) |
1. Количество объектов, по которым выполнены услуги по учету, инвентаризации и мониторингу использования муниципального имущества, с учетом бесхозяйных объектов, кол-во объектов |
МБУ "ТГЦИ" |
28000 |
34632 |
34632 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
2. Количество объектов, по которым выполнены услуги по государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" на жилые помещения, земельные участки, объекты бесхозяйного имущества, регистрации договоров аренды земельных участков и перехода права собственности на земельные участки, кол-во объектов |
3600 |
7404 |
7404 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
|||
3. Количество получателей услуг, для которых проводится сопровождение мониторинга энергоэффективности на территории муниципального образования "Город Томск" |
226 |
226 |
223 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
|||
4. Количество выполненных работ по учету, инвентаризации и мониторингу информационной базы Единого адресного реестра |
7000 |
22183 |
22183 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
|||
5. Количество выполненных работ по мониторингу эффективного использования земельных участков |
700 |
1713 |
1713 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
|||
6. Доходы от выполнения работ по изготовлению технической документации на объекты недвижимости и земельные участки, тыс. руб. |
4180,9 |
6686,7 |
2542,4 |
5349,7 |
5349,7 |
5349,7 |
5349,7 |
5349,7 |
5349,7 |
5349,7 |
- |
5349,7 |
- |
|||
7. Доходы от оказания услуг по предоставлению информации из базы Единого адресного реестра, тыс. руб. |
2815,4 |
2657,0 |
2657,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
|||
|
|
8. Количество заключенных договоров и подготовленных нормативных актов: - по предоставлению муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование (кроме земли); - по подготовке документации для распоряжения имуществом; - по направлению запросов в рамках межведомственного взаимодействия, с целью уточнения предоставленных данных и получения дополнительных сведений |
МБУ "ТГЦИ" |
- |
- |
- |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
- |
400 |
- |
|
|
9. Количество комиссионных обследований с оформлением результативного документа: - на предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование (кроме земли); - на подготовку документации для распоряжения имуществом; - по проведению мероприятий, направленных на осуществление комиссионной деятельности, в соответствующих случаях |
МБУ "ТГЦИ" |
- |
- |
- |
580 |
580 |
580 |
580 |
580 |
580 |
580 |
- |
580 |
- |
10. Количество отчетов, составленных по результатам работы по административному обеспечению деятельности организаций - по проведению мониторинга энергоэффективность и энергетика |
- |
- |
- |
502 |
502 |
502 |
502 |
502 |
502 |
502 |
- |
502 |
- |
|||
11. Количество отчетов, составленных по результатам работы по административному обеспечению деятельности организаций, по общеотраслевым услугам - проведению мониторинга по эффективному использованию земельных участков |
- |
- |
- |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
- |
1800 |
- |
|||
12. Количество заключенных договоров (количество комиссионных обследований с оформлением результативного документа; подготовленных нормативных актов рассмотренных заявлений) по присвоению адресов местонахождения объектов недвижимости, по согласованию с органами технической инвентаризации и иными заинтересованными организациями; по проведению мероприятий, направленных на осуществление комиссионной деятельности, в соответствующих случаях. |
- |
- |
- |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
- |
10000 |
- |
|||
13. Количество записей по административному обеспечению деятельности организации, по информационно-аналитическому обеспечению, по управлению государственными (муниципальными) финансами, по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, по составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговому консультированию; |
- |
- |
- |
31539 |
31539 |
31539 |
31539 |
31539 |
31539 |
31539 |
- |
31539 |
- |
|||
14. Количество записей по административному обеспечению деятельности организации, по информационно-аналитическому обеспечению, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; по и государственному кадастровому учету объектов недвижимости |
- |
- |
- |
7631 |
7631 |
7631 |
7631 |
7631 |
7631 |
7631 |
- |
7631 |
- |
|||
1.1.3 |
Мероприятие 1.3: Субсидия бюджетным учреждениям на укрепление материально-технической базы |
Удельный вес основных средств, приобретенных за счет субсидии на укрепление материально-технической базы, в общем объеме основных фондов на конец текущего года, % |
МБУ "ТГЦИ" |
1,18 |
2,74 |
1,17 |
1,13 |
1,13 |
1,11 |
1,11 |
1,11 |
1,11 |
1,10 |
- |
1,09 |
- |
Объем основных фондов на конец года, тыс. руб. |
10516,3 |
10814,3 |
10640,3 |
11012,3 |
11012,3 |
11136,3 |
11136,3 |
11138,3 |
11138,3 |
11262,3 |
- |
11386,3 |
- |
|||
Объем субсидии на укрепление материально- технической базы, тыс. руб. |
124 |
298 |
124 |
124 |
124 |
124 |
124 |
124 |
124 |
124 |
- |
124 |
- |
|||
1.2 |
Задача 2. Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
Площадь объектов недвижимости, вовлеченных в хозяйственный оборот, кв. м |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
914 477,25 |
915 794,77 |
909 657,1 |
911 501,3 |
907 125,2 |
908 083,8 |
905 450,1 |
908 083,8 |
906 358,2 |
908 083,8 |
- |
908 083,8 |
- |
Площадь объектов недвижимости, находящихся в Реестре муниципальной собственности города Томска, кв. м |
924 193,89 |
916 069,59 |
916 069,59 |
911 683,59 |
911 683,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
908 174,59 |
- |
908 174,59 |
- |
|||
Площадь вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков, га |
11 464,35 |
11 907,3 |
11 907,3 |
12 349,9 |
12 349,9 |
12 777,8 |
12 777,8 |
12 235,2 |
12 235,2 |
13 677,9 |
- |
14 120,5 |
- |
|||
1.2.1 |
Мероприятие 2.1. Подготовительные мероприятия к приватизации муниципальных объектов и к проведению торгов по продаже земельных участков |
1. Доля выставленных на торги объектов недвижимости к количеству объектов, включенных в Программу приватизации**, % |
82 |
84 |
83 |
85 |
84 |
86 |
85 |
86 |
85 |
86 |
- |
86 |
- |
|
2. Доля выставленных на торги земельных участков к общему количеству земельных участков, документы по которым предоставлены в департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска***, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
100 |
- |
* Количество недвижимого имущества и земельных ресурсов, требующих проведения оценки и изготовления технической документации, уточняется в течение года
** Количество объектов, включенных в Программу приватизации, уточняется в течение года
***Документы для выставления на торги земельных участков направляются в департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в течение года
1.4. Перечень мероприятий и экономическое обоснование
Таблица N 2. Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение подпрограммы
N |
Наименования целей, задач, ведомственных целевых программ, мероприятий подпрограммы |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
В том числе, за счет средств |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
||||||||
местного бюджета |
федерального бюджета |
областного бюджета |
внебюджетных источников |
||||||||||
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
потребность |
утверждено |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
Цель подпрограммы Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
|
|
Основное мероприятие "Обеспечение полноты учета, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества" выполняется в рамках задачи 1 подпрограммы 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Основное мероприятие "Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами" выполняется в рамках задачи 2 подпрограммы 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Задача 1 подпрограммы Обеспечение полноты учета, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
||
1.1 |
Мероприятие 1.1: Мероприятия по управлению муниципальной собственностью и бесхозяйными объектами |
всего |
117 736,3 |
16 980,0 |
117 736,3 |
16 980,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
2015 |
64 196,0 |
7 771,5 |
64 196,0 |
7 771,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2016 |
21 955,0 |
3 069,5 |
21 955,0 |
3 069,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2017 |
7 797,1 |
3 069,5 |
7 797,1 |
3 069,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2018 |
7 929,4 |
3 069,5 |
7 929,4 |
3 069,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2019 |
7 929,4 |
- |
7 929,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2020 |
7 929,4 |
- |
7 929,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
1.2 |
Мероприятие 1.2: Субсидия бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) |
всего |
149 397,2 |
98 476,0 |
149 397,2 |
98 476,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
2015 |
24 683,4 |
24 619,0 |
24 683,4 |
24 619,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2016 |
24 772,8 |
24 619,0 |
24 772,8 |
24 619,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2017 |
24 887,5 |
24 619,0 |
24 887,5 |
24 619,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2018 |
24 981,3 |
24 619,0 |
24 981,3 |
24 619,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2019 |
25 036,1 |
- |
25 036,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2020 |
25 036,1 |
- |
25 036,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
1.3 |
Мероприятие 1.3: Субсидия бюджетным учреждениям на укрепление материально-технической базы |
всего |
918,0 |
496,0 |
918,0 |
496,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2015 |
298,0 |
124,0 |
298,0 |
124,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2016 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2017 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2018 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2019 |
124,0 |
- |
124,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2020 |
124,0 |
- |
124,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по задаче 1 (Основное мероприятие "Обеспечение полноты учета, сохранности и мониторинга использования муниципального имущества") |
всего |
268 051,5 |
115 952,0 |
268 051,5 |
115 952,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2015 |
89 177,4 |
32 514,5 |
89 177,4 |
32 514,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2016 |
46 851,8 |
27 812,5 |
46 851,8 |
27 812,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2017 |
32 808,6 |
27 812,5 |
32 808,6 |
27 812,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2018 |
33 034,7 |
27 812,5 |
33 034,7 |
27 812,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2019 |
33 089,5 |
- |
33 089,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2020 |
33 089,5 |
- |
33 089,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Задача 2 подпрограммы Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска |
|
2.1 |
Мероприятие 2.1: Подготовительные мероприятия к приватизации муниципальных объектов и к проведению торгов по продаже земельных участков |
всего |
5 472,7 |
1 852,0 |
5 472,7 |
1 852,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2015 |
956,2 |
548,2 |
956,2 |
548,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2016 |
903,3 |
434,6 |
903,3 |
434,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2017 |
903,3 |
434,6 |
903,3 |
434,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2018 |
903,3 |
434,6 |
903,3 |
434,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2019 |
903,3 |
- |
903,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2020 |
903,3 |
- |
903,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Итого по задаче 2 (Основное мероприятие "Организация эффективного распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами") |
всего |
5 472,7 |
1 852,0 |
5 472,7 |
1 852,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2015 |
956,2 |
548,2 |
956,2 |
548,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2016 |
903,3 |
434,6 |
903,3 |
434,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2017 |
903,3 |
434,6 |
903,3 |
434,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2018 |
903,3 |
434,6 |
903,3 |
434,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2019 |
903,3 |
- |
903,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2020 |
903,3 |
- |
903,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
|
Всего по подпрограмме |
всего |
273 524,2 |
117 804,0 |
273 524,2 |
117 804,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2015 |
90 133,6 |
33 062,7 |
90 133,6 |
33 062,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2016 |
47 755,1 |
28 247,1 |
47 755,1 |
28 247,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2017 |
33 711,9 |
28 247,1 |
33 711,9 |
28 247,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2018 |
33 938,0 |
28 247,1 |
33 938,0 |
28 247,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2019 |
33 992,8 |
- |
33 992,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2020 |
33 992,8 |
- |
33 992,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица N 3. Обоснование расходов на исполнение мероприятий
Мероприятие |
Объем в натуральных показателях |
Прогнозная средняя стоимость единицы, тыс. руб. |
Плановая потребность в средствах, тыс. руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||||||||||||||
Мероприятие 1.1: Мероприятия по управлению муниципальной собственностью и бесхозяйными объектами |
кол-во объектов |
1000 |
353 |
330 |
340 |
340 |
340 |
64,196* |
62,195* |
23,6275 |
23,3217 |
23,3217 |
23,3217 |
64 196,0 |
21 955,0 |
7 797,1 |
7 929,4 |
7 929,4 |
7 929,4 |
||||||||||||||||
Мероприятие 1.2: Субсидия бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ), в том числе: |
Итого |
24 683,4 |
24 772,8 |
24 887,5 |
24 981,3 |
25 036,1 |
25 036,1 |
||||||||||||||||||||||||||||
- Количество объектов, по которым выполнены услуги по учету, инвентаризации и мониторингу использования муниципального имущества, в т.ч. объекты бесхозяйного имущества, кол-во объектов |
кол-во объектов |
34 632 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,421 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14577,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||
- Количество объектов, по которым выполнены услуги по государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" на жилые помещения, земельные участки, объекты бесхозяйного имущества, регистрации договоров аренды земельных участков и перехода права собственности на земельные участки |
кол-во объектов |
7 404 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,171 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1268,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||
- Количество получателей услуг, для которых проводится сопровождение мониторинга энергоэффективности на территории муниципального образования "Город Томск" |
кол-во получателей услуг (единиц) |
226 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11,936 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2697,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||
- Количество выполненных работ по учету, инвентаризации и мониторингу информационной базы Единого адресного реестра |
кол-во работ |
22183 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,153 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3394,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||
- Количество выполненных работ по мониторингу эффективного использования земельных участков |
кол-во работ |
1713 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,602 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2744,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||
- Количество заключенных договоров и подготовленных нормативных актов: - по предоставлению муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование (кроме земли); - по подготовке документации для распоряжения имуществом; - по направлению запросов в рамках межведомственного взаимодействия, с целью уточнения предоставленных данных и получения дополнительных сведений. |
- |
- |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
- |
4,4715 |
4,4715 |
4,4715 |
4,4715 |
4,4715 |
- |
1788,6 |
1788,6 |
1788,6 |
1788,6 |
1788,6 |
||||||||||||||||
- Количество комиссионных обследований с оформлением результативного документа: - на предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование (кроме земли); - на подготовку документации для распоряжения имуществом; - по проведению мероприятий, направленных на осуществление комиссионной деятельности, в соответствующих случаях. |
- |
- |
580 |
580 |
580 |
580 |
580 |
- |
7,668 |
7,668 |
7,668 |
7,668 |
7,668 |
- |
4447,6 |
4447,6 |
4447,6 |
4447,6 |
4447,6 |
||||||||||||||||
- Количество отчетов, составленных по результатам работы по административному обеспечению деятельности организаций - по проведению мониторинга энергоэффективность и энергетика |
- |
- |
502 |
502 |
502 |
502 |
502 |
- |
4,884 |
4,884 |
4,884 |
4,884 |
4,884 |
- |
2451,7 |
2451,7 |
2451,7 |
2451,7 |
2451,7 |
||||||||||||||||
- Количество отчетов, составленных по результатам работы по административному обеспечению деятельности организаций, по общеотраслевым услугам - по проведению мониторинга по эффективному использованию земельных участков |
- |
- |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
- |
1,388 |
1,388 |
1,388 |
1,388 |
1,388 |
- |
2498,2 |
2498,2 |
2498,2 |
2498,2 |
2498,2 |
||||||||||||||||
- Количество заключенных договоров (количество комиссионных обследований с оформлением результативного документа; подготовленных нормативных актов рассмотренных заявлений) по присвоению адресов местонахождения объектов недвижимости, по согласованию с органами технической инвентаризации и иными заинтересованными организациями; по проведению мероприятий, направленных на осуществление комиссионной деятельности, в соответствующих случаях. |
- |
- |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
- |
0,309 |
0,309 |
0,309 |
0,309 |
0,309 |
- |
3086,8 |
3086,8 |
3086,8 |
3086,8 |
3086,8 |
||||||||||||||||
- Количество записей по административному обеспечению деятельности организации, по информационно аналитическому обеспечению, по управлению государственными (муниципальными) финансами, по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, по составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговому консультированию. |
- |
- |
31539 |
31539 |
31539 |
31539 |
31539 |
- |
0,249 |
0,249 |
0,249 |
0,249 |
0,249 |
- |
7853,2 |
7853,2 |
7853,2 |
7853,2 |
7853,2 |
||||||||||||||||
- Количество записей по административному обеспечению деятельности организации, по информационно-аналитическому обеспечению, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; по государственному кадастровому учету объектов недвижимости |
- |
- |
7631 |
7631 |
7631 |
7631 |
7631 |
- |
0,3267 |
0,3267 |
0,3267 |
0,3267 |
0,3267 |
- |
2492,9 |
2492,9 |
2492,9 |
2492,9 |
2492,9 |
||||||||||||||||
Мероприятие 1.3: Субсидия бюджетным учреждениям на укрепление материально-технической базы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
298,0 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
124,0 |
||||||||||||||||
Мероприятие 2.1: Подготовительные мероприятия к приватизации муниципальных объектов и к проведению торгов по продаже земельных участков, в том числе: |
|
Итого |
956,2 |
903,3 |
903,3 |
903,3 |
903,3 |
903,3 |
|||||||||||||||||||||||||||
- Количество объектов муниципального имущества, на которые проведена оценка |
кол-во объектов |
49 ** |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
5,347 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
262,0 |
240,8 |
240,8 |
240,8 |
240,8 |
240,8 |
||||||||||||||||
- Информационные сообщения о проведении, изменении условий, итогах торгов, кв. см. |
кв. см. |
9307 |
8780 |
8780 |
8780 |
8780 |
8780 |
0,0165 |
0,0165 |
0,0165 |
0,0165 |
0,0165 |
0,0165 |
153,6 |
144,87 |
144,87 |
144,87 |
144,87 |
144,87 |
||||||||||||||||
- Услуги аукциониста |
кол-во объектов |
38 |
37 |
37 |
37 |
37 |
37 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
22,8 |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
28,8 |
||||||||||||||||
- Оценка земельных участков |
кол-во объектов |
136 *** |
158 |
158 |
158 |
158 |
158 |
2,695 |
2,754 |
2,754 |
2,754 |
2,754 |
2,754 |
366,5 |
435,2 |
435,2 |
435,2 |
435,2 |
435,2 |
||||||||||||||||
- Услуги аукциониста по продаже земельных участков |
кол-во объектов |
55 |
67 |
67 |
67 |
67 |
67 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
44,0 |
53,6 |
53,6 |
53,6 |
53,6 |
53,6 |
||||||||||||||||
- Публикация в СМИ по продаже земельных участков |
кв. см |
6504 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,0165 |
- |
- |
- |
- |
- |
107,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90 133,6 |
47 755,1 |
33 711,9 |
33 938,0 |
33 992,8 |
33 992,8 |
* Прогнозная средняя стоимость единицы в 2015 и 2016 годах увеличена по сравнению с 2017-2020 годами в связи с необходимостью изготовления технической документации на сооружения улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" и на сооружения электрохозяйства соответственно
** К оценке запланировано 49 объектов муниципальной собственности исходя из предполагаемого дополнения Программы приватизации новыми объектами, а также объектами, не проданными в 2014 году
*** к оценке запланировано 136 участков с учетом возможной повторной оценки некоторых участков в течение года (срок действия отчета - 6 мес.), а также с учетом продажи земельных участков, не реализованных в предыдущем году
1.5. Механизмы управления и контроля подпрограммой
Общее руководство реализацией подпрограммы осуществляет департамент.
Участник данной подпрограммы - муниципальное бюджетное учреждение "Томский городской центр инвентаризации и учета" представляет в департамент отчеты по исполнению данной подпрограммы не позднее 15 января года, следующего за отчетным.
2. Подпрограмма "Организация и обеспечение эффективного исполнения функций"
наименование обеспечивающей подпрограммы
2.1. Цель, задачи, показатели и ресурсное обеспечение реализации обеспечивающей подпрограммы
Таблица N 4. Цели, задачи, показатели и ресурсное обеспечение реализации обеспечивающей подпрограммы
Цель, задачи, показатели деятельности ответственного исполнителя |
Всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Цель: Обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе обеспечение эффективного исполнения функций департамента управления муниципальной собственностью, тыс. руб. |
262 069,0 |
64 195,0 |
65 958,0 |
65 958,0 |
65 958,0 |
Показатель 1: Доля показателей целей и задач муниципальной программы, достигнутых по итогам отчетного года, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Основное мероприятие "Организация и обеспечение эффективного исполнения функций в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами" выполняется в рамках задач 1, 2, 3 |
262 069,0 |
64 195,0 |
65 958,0 |
65 958,0 |
65 958,0 |
Задача 1: Обеспечение выполнения расходных обязательств в области управления муниципальной собственностью и создания условий для их оптимизации, тыс. руб. |
129 958,4 |
31 844,0 |
32 704,8 |
32 704,8 |
32 704,8 |
Показатель 1.1 Доля бюджетных расходов департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, включенных в реестр расходных обязательств в общих расходах департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, %. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Показатель 1.2 Исполнение расходных обязательств департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, % |
95 |
e 95 |
e 95 |
e 95 |
e 95 |
Задача 2: Обеспечение рационального и эффективного расходования бюджетных средств, предусмотренных департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска бюджетом муниципального образования "Город Томск" |
129 958,1 |
31 844,0 |
32 704,7 |
32 704,7 |
32 704,7 |
Показатель 2.1: Равномерность расходования средств департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в течение года в соответствии с кассовым планом, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Показатель 2.2 Наличие просроченной кредиторской задолженности, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Показатель 2.3 Наличие дебиторской задолженности, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Задача 3: Обеспечение выполнения расходных обязательств в области информатизации и создания условий для их оптимизации, тыс. руб. |
2 152,5 |
507,0 |
548,5 |
548,5 |
548,5 |
Показатель 3.1: Равномерность расходования средств департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в течение года в соответствии с кассовым планом, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Показатель 3.2 Наличие просроченной кредиторской задолженности, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Показатель 3.3 Наличие дебиторской задолженности, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Информация
о мерах муниципального регулирования
N |
Наименование меры (бюджетные, налоговые, правовые, иные) |
Содержание меры |
Срок реализации |
Социально-экономический эффект, ожидаемый от применения меры |
1. |
Правовые |
Внесение изменений в административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере землепользования |
2015-2020 годы |
Сокращение срока предоставления муниципальной услуги |
2. |
Экономические |
Приведение ставок арендной платы в соответствие с действующим законодательством |
2015-2020 годы |
Минимизация платежной нагрузки землепользователей |
3. |
Налоговые |
Формирование ставок земельного налога в соответствии с актуализированной кадастровой стоимостью |
2015-2020 годы |
Оптимизация налоговой нагрузки собственников земельных участков на территории Города Томска |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.