Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Томского района от 27 июля 2015 г. N 221 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Администрации Томского района
от 18 сентября 2013 г. N 267
Муниципальная программа
"Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Томский район" на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
19 мая, 27 июля 2015 г.
Паспорт
муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Томский район" на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Наименование муниципальной программы (далее - программа) |
Муниципальная программа "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Томский район" на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
|||||||||||||
Координатор МП |
Управление ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района |
|||||||||||||
Заказчик МП |
Управление ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района |
|||||||||||||
Соисполнители МП |
Управление по социально-экономическому развитию села Администрации Томского района, Управление образования Администрации Томского района, Администрации сельских поселений Томского района (по согласованию) |
|||||||||||||
Стратегическая цель социально-экономического развития Томского района, на которую направлена реализация МП |
Обеспечение стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого развития экономики и повышения эффективности муниципального управления |
|||||||||||||
Цель МП |
Повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности |
|||||||||||||
Показатели цели МП и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||
Количество созданных рабочих мест, единиц |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|||||||
Задачи МП |
Задача 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Задача 2. Развитие сети дошкольных и общеобразовательных организаций в сельской местности. Задача 3. Развитие сети объектов физической культуры и спорта в сельской местности. Задача 4. Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности. Задача 5. Развитие газификации в сельской местности. Задача 6. Развитие водоснабжения в сельской местности. Задача 7. Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности. Задача 8. Реализация мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив (в том числе создание и совершенствование инфраструктуры сельского туризма). Задача 9. Реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации. Задача 10. Развитие улично-дорожной сети в сельской местности. |
|||||||||||||
Показатели задач МП и их значения (с детализацией по годам реализации МП) |
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||
Задача 1: Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов | ||||||||||||||
1.1. Количество граждан, проживающих в сельской местности, улучшивших жилищные условия, семей |
21 |
10 |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
|||||||
1.1.1. в том числе количество молодых семей и молодых специалистов, обеспеченных доступным жильём, семей |
14 |
8 |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
|||||||
Задача 2: Развитие сети дошкольных и общеобразовательных организаций в сельской местности | ||||||||||||||
2.1. Количество созданных учебных мест, мест |
--- |
--- |
--- |
240 (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
|||||||
Задача 3: Развитие сети объектов физической культуры и спорта в сельской местности | ||||||||||||||
3.1. Площадь построенных спортивных площадок, м2 |
--- |
--- |
--- |
1 293,14 (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
|||||||
Задача 4: Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности | ||||||||||||||
4.1. Площадь построенных зданий, м2 |
--- |
--- |
--- |
--- |
6505 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
4.2. Количество созданных посадочных мест, мест |
--- |
--- |
--- |
--- |
150 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
Задача 5: Развитие газификации в сельской местности | ||||||||||||||
5.1. Численность населения, обеспеченного сетевым газом, чел. |
--- |
839 (прогноз) |
300 (прогноз) |
350 (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
|||||||
5.2. Протяжённость введённых сетей газоснабжения, км |
--- |
19,506 (прогноз) |
15,40 (прогноз) |
7,8 (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
|||||||
5.3. Количество построенных котельных, ед. |
--- |
--- |
1 (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
--- |
|||||||
Задача 6: Развитие водоснабжения в сельской местности | ||||||||||||||
6.1. Численность населения, обеспеченного питьевой водой, чел. |
--- |
1068 (прогноз) |
300 (прогноз) |
--- |
--- |
540 (прогноз) |
--- |
|||||||
6.2. Протяжённость отреконструированных сетей водоснабжения, км |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
13,70 км (прогноз) |
--- |
|||||||
6.3. Протяжённость построенных сетей водоснабжения, км |
--- |
8,70 км (прогноз) |
11,90 км (прогноз) |
8,677 км (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
|||||||
Задача 7: Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности | ||||||||||||||
7.1. Количество семей, улучшивших свои жилищные условия, семей |
--- |
--- |
--- |
--- |
100 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
7.2. Протяжённость построенных сетей водоснабжения, км |
--- |
--- |
--- |
--- |
7,0 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
7.3. Протяжённость построенных сетей газоснабжения, км |
--- |
--- |
--- |
--- |
7,0 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
7.4. Протяжённость построенных сетей электроснабжения, км |
--- |
--- |
--- |
--- |
8,0 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
7.5. Протяжённость построенных сетей водоотведения, км |
--- |
--- |
--- |
--- |
6,0 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
7.6. Протяжённость построенной улично-дорожной сети, км |
--- |
--- |
--- |
--- |
7,0 (прогноз) |
--- |
--- |
|||||||
Задача 8: Реализация мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив (в том числе создание и совершенствование инфраструктуры сельского туризма) | ||||||||||||||
8.1. Площадь построенных детских игровых площадок, м2 |
--- |
--- |
496 (прогноз) |
200 (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
|||||||
8.2. Площадь построенных сельских парков с детской игровой площадкой, м2 |
--- |
--- |
--- |
1 800 (прогноз) |
--- |
--- |
--- |
|||||||
Задача 9: Реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации | ||||||||||||||
9.1. Количество проектно-сметных документаций, шт. |
--- |
3 |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
|||||||
Задача 10: Развитие улично-дорожной сети в сельской местности | ||||||||||||||
10.1. Количество граждан, получивших доступ к качественной улично-дорожной сети, граждан |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
609 (прогноз) |
|||||||
10.2. Протяжённость построенной улично-дорожной сети, км |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
14,70 (прогноз) |
|||||||
Сроки реализации МП |
2014-2017 годы и на период до 2020 года |
|||||||||||||
Объем и источники финансирования (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Источники |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
федеральный бюджет, тыс. руб. |
243 641,42 (прогноз) |
26 057,00 |
28 520,31 |
69 572,51 (прогноз) |
71 590,22 (прогноз) |
39 247,38 (прогноз) |
8 654,00 (прогноз) |
0,00 (прогноз) |
||||||
областной бюджет, тыс. руб. |
605 997,98 (прогноз) |
44 740,50 |
64 824,69 |
119 619,32 (прогноз) |
122 601,88 (прогноз) |
67 427,01 (прогноз) |
79 971,23 (прогноз) |
106 813,35 (прогноз) |
||||||
местный (районный) бюджет, тыс. руб. |
184 922,16 (прогноз) |
10 810,80 |
20 606,80 |
42 035,64 (прогноз) |
42 430,19 (прогноз) |
24 150,22 (прогноз) |
20 455,10 (прогноз) |
24 433,41 (прогноз) |
||||||
бюджеты сельских поселений, тыс. руб. |
277,40 (прогноз) |
0,00 |
0,00 |
77,10 (прогноз) |
200,30 (прогноз) |
0,00 (прогноз) |
0,00 (прогноз) |
0,00 (прогноз) |
||||||
Внебюджетные источники, тыс. руб. |
22 460,23 (прогноз) |
12 565,45 |
7 479,58 |
603,80 (прогноз) |
1 811,40 (прогноз) |
0,00 (прогноз) |
0,00 (прогноз) |
0,00 (прогноз) |
||||||
всего по источникам, тыс. руб. |
1 057 299,19 (прогноз) |
94 173,75 |
121 431,38 |
231 908,37 (прогноз) |
238 633,99 (прогноз) |
130 824,61 (прогноз) |
109 080,33 (прогноз) |
131 246,76 (прогноз) |
||||||
Объем и основные направления расходования средств (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Основные направления расходования средств |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Инвестиции |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
НИОКР |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
прочие |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
Организация управления МП и контроль за её реализацией |
Реализация МП осуществляется Управлением ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района. Контроль за реализацией осуществляет Заместитель Главы Томского района - начальник Управления ЖКХ, строительства, транспорта и связи. Текущий контроль и мониторинг реализации МП осуществляется Управлением ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района, Думой Томского района |
Введение
Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томского района, на решение которых направлена муниципальная программа
Стратегической целью реализации программы является обеспечение стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого развития экономики и повышения эффективности муниципального управления.
Приоритетными задачами, на решение которых направлена программа, являются:
1) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов,
2) развитие сети дошкольных и общеобразовательных организаций в сельской местности,
3) развитие сети объектов физической культуры и спорта в сельской местности,
4) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности,
5) развитие газификации в сельской местности,
6) развитие водоснабжения в сельской местности,
7) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности,
8) реализация мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив (в том числе создание и совершенствование инфраструктуры сельского туризма),
9) реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации,
10) развитие улично-дорожной сети в сельской местности.
Текущее положение муниципального образования "Томский район" показывает, что, в целом, по муниципальному образованию "Томский район" сложилась неблагоприятная ситуация в комплексном развитии села. Причинами этой ситуации являются:
1) остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности,
2) преобладание дотационности консолидированного бюджета муниципального образования "Томский район",
3) высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с рассредоточением населённых пунктов по территории муниципального образования "Томский район".
Сокращение и измельчение сельских поселений приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий Томского района, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности Томского района. Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства.
В основной части сельского жилищного фонда нет коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 60% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 58%, горячим водоснабжением - 30% площади сельских жилых помещений.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,5 раза по сравнению с городским населением.
Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томского района ежегодно уменьшается по причине обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населённых пунктов. Более 12 км воздушных электрических линий и 24 трансформаторные подстанции, отработавшие свой срок, требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередач, принадлежащих муниципальному образованию, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Отсутствует комплекс необходимого технологического оборудования для улучшения качества воды в сельской местности Томского района, при этом 60% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате 70% сельского населения Томского района вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Вследствие бездорожья 1224 человек, проживающих в сельской местности на территории Томского района, остаются без автобусного сообщения.
Недостаток инвестиций увеличивает сроки строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности Томского района. Увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворение их первоочередной потребности в жилье.
Таким образом, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Томского района и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Томский район", ускорить развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Сельские поселения, расположенные на территории муниципального образования "Томский район", не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения без значительной государственной поддержки.
Основными факторами, негативно влияющими на устойчивое развитие сельских территорий являются:
- ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях;
- узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села;
- ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
- недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Для успешного решения приоритетных задач и для реализации программы, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села. Для чего необходимо принять ряд мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путём:
- повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
- повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
- повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
- улучшения демографической ситуации.
Таким образом, целесообразность разработки программы обусловлена:
- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений;
- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к её решению органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, сельских жителей;
- необходимостью развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в целях активизации человеческого потенциала.
Невыполнение мероприятий программы приведёт к сдерживанию развития сельской экономики, снижению занятости и доходов сельского населения, ухудшению его жилищных условий и социальной среды обитания.
Поставленные в настоящей программе задачи целесообразно решать на основе программно-целевого метода, так как этот метод позволяет взаимоувязать мероприятия программы, исполнителей, сроки, объёмы и источники финансирования, контроль за ходом реализации мероприятий программы и ожидаемые результаты.
2. Цель, задачи, целевые показатели муниципальной программы
Основной целью программы является повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Мероприятия программы направлены на решение следующих основных задач:
1) Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
2) Развитие сети дошкольных и общеобразовательных организаций в сельской местности.
3) Развитие сети объектов физической культуры и спорта в сельской местности.
4) Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности.
5) Развитие газификации в сельской местности.
6) Развитие водоснабжения в сельской местности.
7) Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
8) Реализация мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив (в том числе создание и совершенствование инфраструктуры сельского туризма).
9) Реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации.
10) Развитие улично-дорожной сети в сельской местности.
Целевым показателем достижения цели программы является создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест согласно таблице 1:
Таблица 1
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество созданных рабочих мест, единиц |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Целевые показатели достижения задач программы определены в Приложении N 1.
3. Перечень программных мероприятий муниципальной программы
Основные мероприятия программы, сроки их реализации определены Приложением N 2.
4. Механизмы реализации и управления муниципальной программой, включая ресурсное обеспечение
Заказчиком программы является Управление ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района.
Соисполнителями программы являются, Управление по социально-экономическому развитию села, Управление образования Администрации Томского района, Администрации сельских поселений Томского района (по согласованию).
Мероприятия программы реализуются в соответствии с механизмами реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области".
Плановые объёмы средств, привлекаемых из федерального, областного бюджетов, консолидированного бюджета Томского района и внебюджетных источников на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящей программой, изложены в Приложении 2.
Ответственным исполнителем настоящей программы является Управление ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района на основании соглашений о передаче части полномочий по вопросам местного значения сельских поселений в сфере ЖКХ, заключенных между Администрацией Томского района и Администрациями сельских поселений, входящих в состав Томского района.
Программные мероприятия, реализуемые ответственным исполнителем в рамках указанных соглашений, могут софинансироваться за счёт средств бюджетов сельских поселений путём предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального района в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
В случае реализации сельскими поселениями, входящими в состав Томского района, собственных программ, предусматривающих реализацию мероприятий настоящей программы, на которые предусматривается софинансирование за счёт средств федерального, областного и/или районного бюджетов в рамках федеральной, областной целевых программ и/или районной программы, из бюджета муниципального района бюджетам таких сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты, в т.ч. за счёт средств субсидий из федерального и областного бюджетов, выделенных на реализацию программных мероприятий в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, нормативными правовыми актами Думы Томского района.
Координацию деятельности исполнителей программы, контроль и текущее управление программы осуществляет Управление ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района.
Инструментом контроля являются годовые отчёты, представляемые Управлением ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района в Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам, Думу Томского района.
Корректировка целевых показателей программы, ответственных исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с утверждённым бюджетом на соответствующий период.
5. Контроль и мониторинг реализации муниципальной программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляет Заместитель Главы Томского района - начальник Управления ЖКХ, строительства, транспорта и связи.
Оценка эффективности реализации программы проводится ежегодно путём сравнения достигнутых значений основных целевых показателей с установленными программой значениями.
Текущий контроль и мониторинг реализации программы осуществляется на основании отчетности, представляемой Управлением ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Томского района в Думу Томского района.
Текущий контроль и мониторинг осуществляется в форме ежегодных отчетов о выполненных в рамках программы объёмах работ по выполнению запланированных мероприятий, о достижении показателей реализации мероприятий, на основании которых уточняются сроки выполнения и окончания, как отдельных этапов работ, так и всей программы в целом.
Также на основании отчётов регулируется процесс финансирования, контролируется финансовая дисциплина участников программы.
6. Оценка рисков в ходе реализации муниципальной программы
При реализации цели и задач программы необходимо учитывать возможное влияние рисковых факторов, к которым относятся:
1. Недостаточность объёмов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитость дорожной сети, в результате которых снижается территориальная доступность образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торговых, бытовых и других социальных услуг в отношении сельского населения. Сельские поселения всё ещё отстают от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству жилищного фонда.
2. Снижение объёмов инвестиций в жилищное строительство, в объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в результате которых не удаётся повысить качество социальной среды обитания населения.
3. Дальнейшее обезлюдение сельских территорий приведёт к активизации вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и будет представлять опасность потери социального и хозяйственного контроля над обезлюдевшими сельскими территориями.
Предотвратить риски или их негативное влияние на динамику показателей программы возможно следующими путями:
1. Интенсивное и комплексное развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, улучшение жилищных и других условий жизни, в том числе на основе грантовой поддержки местных инициатив, с учётом проектного подхода к финансированию будут способствовать позитивным переменам в качестве жизни сельского населения и повышению инвестиционной активности в агропромышленной сфере.
2. Формирование прогноза развития комплексного подхода по реализации мероприятий программы.
3. Совершенствование мер государственной поддержки по реализации мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.