Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Группа Роял Импорт" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулировнию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд учреждений здравоохранения Пермского края (извещение N 0156200009915000131),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009915000131 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд учреждений здравоохранения Пермского края.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно ч.7 ст.50 Закона о закупках, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 19 июня 2015 г. Согласно п.2 раздела 6 конкурсной документации дата окончания срока подачи запроса о предоставлении разъяснений конкурсной документации - 13 июня 2015 г., то есть не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, в рассматриваемом случае, в действиях Уполномоченного органа нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Согласно ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание для лотов 1 и 2 содержит следующие требования: "Оказание услуг проводится квалифицированным персоналом с предоставлением копий сертификатов о таком обучении" а также: "Инженер Исполнителя обязан предъявить копию сертификата об обучении проведению технического обслуживания соответствующего наименования и модели оборудования на предприятии-производителе непосредственно перед началом оказания услуг, в противном случае Заказчик вправе не допустить его к оказанию услуг". Кроме того техническим заданием установлено требование о том, что сертификат должен быть выдан не ранее 2010 г., а также необходимо указать дату выдачи сертификата на каждую обслуживаемую модель оборудования.
Согласно письму Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживане медицинской техники", а именно п.4.1.4 указанного письма:
"Специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца".
Вместе с тем, не оспаривая правомерность установленного требования о наличии упомянутых сертификатов на момент оказания услуг, Комиссия отмечает, что установив требование о предоставлении в составе заявки сведений о дате выдачи данных сертификатов, Заказчик подразумевает обязанность участника закупки иметь требуемых специалистов в штате организации на момент подачи заявки на участие в конкурсе. Установив рассматриваемое требование, Уполномоченный орган ограничил круг возможных участников открытого конкурса, в связи с чем нарушил п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Конкурсной документацией установлено, что в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса в том числе предоставляются копии сертификатов специалистов, подтверждающих прохождение обучения и (или) повышения квалификации по техническому обслуживанию медицинской техники, оборудования прошедших обучение на предприятиях - производителя медицинской техники и(или) оборудования GE Medical Systems (по лоту N 1) или Siemens AG (по лоту N 2).
Довод подателя жалобы относительно того, что производитель GE Medical Systems не проводит обучение и не выдает сертификаты, упомянутые в конкурсной документации, не подтвержден документально и носит субъективный характер.
Однако, в ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено, что исходя из текста технического задания, а также из пояснений представителя Заказчика упомянутые сертификаты выдаются на каждую модель оборудования, единого сертификата, подтверждающего прохождение обучения и (или) повышения квалификации по техническому обслуживанию оборудования того или иного производителя в целом не выдается. В материалы дела также предоставлен образец упомянутого сертификата, который подтверждает возможность выдачи сертификата о прохождении обучения по техническому обслуживанию конкретной модели компьютерного томографа. Кроме того, формулировка, использованная Уполномоченным органом в конкурсной документации не позволяет объективно оценить квалификацию участника конкурса, поскольку сертификат может быть предоставлен на модель оборудования, обслуживание которой не входит в предмет рассматриваемой закупки. Таким образом, положения рассматриваемой конкурсной документации не исключают произвольное проставление членами Конкурсной комиссии баллов участникам закупки в пределах заданных значений по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Основываясь на совокупности вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом нарушены требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Ч.2 ст.51 Закона о закупках содержит исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в составе заявки на участие в конкурсе, в том числе п.3 статьи установлено, что в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, в составе заявки необходимо предоставить копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
В п.2 раздела 7 конкурсной документации, уполномоченным органом установлены требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе:
в п.2.1 установлено, что в соответствии с требованиями п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в составе заявки участнику необходимо предоставить копию действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники;
в п.2.2 установлено, что в соответствии с требованиями п.39 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании в составе заявки участнику необходимо предоставить копию действующей лицензии на осуществление деятельности в области источников ионизирующего излучения или копию действующей лицензии на осуществление деятельности в области источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
На виды выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих):
-Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно доводам жалобы, учитывая перечень услуг, предусмотренных техническим заданием конкурсной документации для лота 1, техническое обслуживание и ремонт томографа компьютерного Bright Speed Elite и Optima CN580 не предполагает оказания услуг, связанных с источником ионизирующего излучения (генерирующих).
Представителями Заказчика, Уполномоченного органа не предоставлено каких-либо доказательств обратного, в связи с чем Комиссия находит довод Заявителя подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.5 ст.51 Закона о закупках, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Исходя из совокупности вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования ч.5 ст.51 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, что объединив в один лот услуги, оказание которых требует наличия лицензии на оказание услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) у участника закупки и услуг, оказание которых не требует упомянутой лицензии, Уполномоченный орган ограничил круг возможных участников закупки. В связи с чем, Уполномоченным органом нарушены требования п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Иного представителем Уполномоченного органа не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Группа Роял Импорт" на действия Министерства по регулировнию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд учреждений здравоохранения Пермского края (извещение N 0156200009915000131) обоснованной в части ограничения количества участников закупки при установлении требования к сертификатам специалистов в техническом задании.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд учреждений здравоохранения Пермского края (извещение N 0156200009915000131) (лот N1,2) нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действия Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд учреждений здравоохранения Пермского края (извещение N 0156200009915000131) (лот N1) нарушение ч.5 ст.51 Закона о закупках, (лот N1, лот N2) нарушения п.1 ч.1 ст.50, п.9 ч.1 ст.50 выявленные в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. Предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках не выдавать, так как Комиссией Пермского УФАС России выдано предписание от 17.06.2015 г. в результате рассмотрения жалобы ООО "Мегаполис" на действия Министерства по регулировнию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд учреждений здравоохранения Пермского края (извещение N 0156200009915000131).
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2015