Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 июля 2015 г. N 158
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Морозовой Л.С. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Техкомплект" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУ "Центр МТО образовательных учреждений", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении электронного аукциона на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000518);
в присутствии представителей уполномоченного органа Тургина Е.С. (доверенность от 13.01.2015 N3), Валькова С.И. (доверенность от 26.12.2014 N35), Мусихина И.В. (доверенность от 09.10.2014 N31); представителей заказчика Шатиловой О.Н. (приказ о временном исполнении обязанностей от 26.06.2015 N7801д), Раханина А.А. (доверенность от 09.07.2015 б/н),
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
07 июля 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Техкомплект" (направленная по подведомственности ФАС России) на положения аукционной документации при проведении закупки на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000518).
Заявителем указывается на следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) Ответы на запросы на разъяснения положений аукционной документации предоставлены с нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В пункте 2 части 21 аукционной документации в описании интерактивной доски прямой проекции, входящей в состав интерактивного комплекта "разрешение активной области: не менее 32768x32768 на прикосновение" и "Диагональ активной области не менее 199.8 cm".
01.07.2015 предоставлены разъяснения, а именно:
Запрос - "Разрешение активной области: не менее 32768x32768 на прикосновение" - просим разъяснить, в каких единицах установлено требование 32768x32768. Разъяснения - dpi (dots per inch, количество точек на дюйм).
Запрос - "Диагональ активной области не менее 199.8cm" - просим разъяснить, в каких единицах установлено требование? Что значит "cm"?"
Разъяснения - "Требование установлено в сантиметрах".
Согласно общепринятому правилу и источникам сети "Интернет" - сантиметр (русское обозначение: см) - единица длины в различных метрических системах мер.
Таким образом, заказчик при описании объекта закупки допустил нарушения и, предоставив вышеуказанные разъяснения, изменил суть описания объекта закупки, что нарушает права и законные интересы участников закупки, а также положения Закона о контрактной системе.
В случае, если в аукционную документацию будут внесены изменения в части описания оборудования, указанного заявителем, это будет являться изменением объекта закупки, что не допускается частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2) Аукционная документация устанавливает ограничивающие конкуренцию требования по исполнению контракта в части создания незаконных преимуществ для участников закупки, осуществляющих свою деятельность в г. Чите.
Согласно раздела 3 Аукционной документации и пункту 6.2.7. проекта контракта поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара, что, по мнению заявителя, является несоответствующим закону требованием по следующим основаниям.
В случае если поставщик будет осуществлять сервисное обслуживание поставленного товара или проведения ремонтных работы, которые будут осуществлены не в г. Чите - поставщик нарушит свои обязанности, т.к. контракт немотивированно устанавливает обязанность сервисного обслуживания и проведение ремонтных работ исключительно в определенном географическом объекте.
В результате установления в разделе 3 Аукционной документации и пункте 6.2.7. проекта контракта обязанности по проведению ремонтных и сервисных работ в г. Чите в электронном аукционе не могут принять участие поставщики, которые не осуществляют постоянно свою хозяйственную деятельность на территории г. Чита.
Поставщик, который может поставить необходимый товар в г. Читу, а при необходимости осуществить его ремонт в другом регионе или замену доставкой из другого региона, не может принять участие в данной закупке в силу отсутствия договорных отношений с организациями, осуществляющими функции ремонта и сервисного обслуживания на территории г. Чита. В свою очередь, компании, которые имеют договорные отношении с сервисными и ремонтными организациями, функционирующими на территории г. Чита, получают незаконные и необоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.
Заявитель считает, что заявителем нарушены требования Закона о контрактной системе и просит выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Представители государственного заказчика не согласились с доводами, изложенными в жалобе, представив следующие возражения.
1. Заказчиком применен общепринятый показатель, употребляемый при описании характеристики "Разрешение активной области". Дополнительных требований заказчиком не установлено. Разъяснение - dpi (dots per inch, количество точек на дюйм, не повлекло изменения описания объекта закупки.
Разъяснение является исключительно разъяснением относительно использования общепринятой единицы описания разрещения активной области экрана, в связи с тем, что лицу, направившему запрос, не были известны данные общепринятые единицы измерения. Общепринятым (стандартным) форматом показателя разрешения экрана является единица измерения dpi (количество точек на дюйм).
2. Разъяснение, что требование "Диагональ активной области не менее 199,8 сm" установлено в сантиметрах не изменило сути описания объекта закупки. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N879 в технической документации применяется международное (с использованием букв латинского или греческого алфавита) или русское обозначение единиц величин - сm - международное условное обозначение единицы измерения сантиметр.
3. Пунктом 6.2.7 проекта контракта установлено, что Поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара. Предметом контракта по обжалуемому аукциону является поставка технических средств обучения для оснащения рабочих мест учеников и педагогов. Приобретение оборудования осуществляется за счёт федеральных субсидий в рамках реализации Федеральных целевых программ, направленных на развитие образования. Координирует реализацию целевых программ в сфере образования Министерство образования и науки Российской Федерации. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации. Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, которые закреплены в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. N МД -1552/03, где п. 3.3 определено что: "на поставляемые комплекты оснащения и отдельные его элементы (далее - оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трёх лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки...".
Заказчиком установлено требование об обеспечении в г. Чите сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого товара, что не предполагает наличие сервисного центра, принадлежащего поставщику. Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий государственного контракта, в том числе, и привлекая специализированные сервисные центры г. Читы.
Заявитель полагает, что установление требования об обеспечении ремонтных работ и сервисного обслуживания в г. Чите ограничивает количество участников закупки, однако, наличие пяти заявок на участие в электронном аукционе (0191200000615000518) данное предположение опровергает.
Представители заказчика просят признать жалобу ООО "Техкомплект" необоснованной.
Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и пояснили следующее.
1. В разъяснениях, данных заказчиком, суть описания объекта закупки не изменены, отражены общепринятые единицы измерения, установленные для характеристик закупаемого товара.
2. Документация не содержит требования о наличии сервисного центра участника в городе Чита, "обеспечить" - по словарю С.И. Ожегова "сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым".
Представителя уполномоченного органа считают жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
25 июня 2015 года уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края для нужд заказчика - ГУ "Центр МТО образовательных учреждений" опубликованы извещение, документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000518). Начальная (максимальная) цена контракта 2 905 000,00 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.12.2014 N 684 Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края (кроме сферы здравоохранения) за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта и подписания контракта.
Наименование, описание объекта закупки и количество товара указаны в разделе 21 аукционной документации.
Государственным заказчиком на поступивший запрос о разъяснении положений аукционной документации даны разъяснения от 30.06.2015.
На участие в аукционе поступило пять заявок, все допущены к участию в аукционе (протокол от 07.07.2015).
На момент рассмотрения жалобы на электронной площадке http://www.rts-tender.ru проведен аукцион, в котором приняли участие 3 участника закупки, снижение составило 13,8%.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе при разъяснении спорной позиции (разрешению активной области) в разъяснении в связи со следующим.
Исходя из представленных заказчиком сведений, общеупотребимым при описании интерактивных досок является указание на числовое обозначение разрешения активной области на прикосновение без сопровождения единиц. При этом Комиссией установлено, что dpi является аббревиатурой (dots per inch). Применяется для указания разрешающей способности плоского носителя. Измеряется числом точек, приходящихся на линейный дюйм поверхности.
Таким образом, Комиссия считает, что, указав в разъяснении о единицах разрешения активной области на прикосновение в точках на дюйм, заказчиком не изменена суть документации и указанное не вводит участников закупки в заблуждение.
2. Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе. В соответствии с названной нормой описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Довод заявителя об общепринятом применении единицы длины сантиметр "см" и неясности единицы измерения "сm" признан Комиссией необоснованным, поскольку Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N366) содержит условное обозначение данной длины измерения национальное - "см", международное - "cm".
Таким образом, Комиссия считает, что обжалуемое положение описания объекта закупки не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком не изменена суть документации и указанное не вводит участников закупки в заблуждение.
4. Комиссия признала необоснованным довод заявителя, что установленное в пункте 6.2.7 проекта контракта требование: "поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара" ограничивает количество участников закупки и является нарушением части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе необоснованным по следующим основаниям.
Сервисное обслуживание - это комплекс мероприятий по обеспечению исправности и работоспособности оборудования при его эксплуатации. Комплекс технического обслуживания и ремонта осуществляется с целью устранения отказов оборудования.
Обеспечивать - это сделать возможным.
Таким образом, в соответствии с требованиями заказчика исполнитель обязан обеспечить, т.е. сделать возможным, весь комплекс мероприятий по сервисному обслуживанию в г. Чите.
В тоже время, установленное требование, не предполагает наличие сервисного центра в г. Чита. Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий контракта, в том числе и привлекая специалистов к заказчику либо передачу оборудования в специализированные сервисные центры. Названным условием заказчик исключил дополнительное расходование бюджетных средств по транспортировке товара в сервисные центры, что не свидетельствует о об ограничении числа участников закупки и соответствует рекомендациям по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, изложенными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. N МД -1552/03 ("сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки...").
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования к обеспечению в г. Чите сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого товара, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ООО "Техкомплект". Об обратном свидетельствует пять заявок, поданных участниками закупки на участие в аукционе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08. 2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техкомплект" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Л.В. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 июля 2015 г. N 158
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2015